Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 14
Научно-образовательная политика
Для тех, кто грустит в это снежное воскресенье

Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета, в эфире радио "Вести ФМ":

С больших трибун мы слышим, что нам не нужно серьезное образование, как было при СССР. Прикрытие одно - цифровые технологии, искусственный интеллект. Эта тенденция на навыки - это полная дебилизация.

Это ситуация тупиковая и созданная искусственно (о мировых рейтингах вузов -НОП).

Подготовить квалифицированные кадры дистанционно невозможно, это профанация. Невозможно теоретически изучить то, что должно быть на практике закреплено.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Прямо в эти минуты министр просвещения Сергей Кравцов  вышел на связь с лауреатами Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020» со словами поддержки и благодарности!

🎊🌟Буквально через считаные минуты станет известно имя победителя конкурса!

‼️Прямая трансляция в сообществе: vk.com/minprosvet.

Не пропустите!!!
источник
2021 February 15
Научно-образовательная политика
Наука на Урале: достижения 2020-перспективы 2021

Уральские ученые рассказали о своих достижениях и планах на Год науки и технологий на пресс-конференции ТАСС.

Несмотря на все трудности, которые могли помешать или повлиять на планы 2020 года, уральские ученые подвели успешные итоги, с которыми входят в Год науки и технологий.

По мнению Виктора Кокшарова, ректора Уральского федерального университета, залог успеха заключен в тесной интеграции с академической наукой, с академическими институтами Уральского отделения Академии Наук. Поэтому прошедший год был продуктивным для университетской науки, он принес и повышение публикационной активности на 20%, и создание молодежных научных лабораторий мирового уровня, и получение Уральского НОЦ статуса мирового уровня в первой пятерке лидеров.

В Год науки и технологий УрФУ планирует принимать участие в программе «Приоритет 2030», в университете был выбран трек, который связан с исследованиями и разработками и предполагает кооперацию и создание консорциумов с академическими институтами и с зарубежными партнерами.

Виктор Руденко, заместитель председателя Уральского отделения РАН, торжественно передал 38 ключей от квартир для ученых Александру Сандакову, заместителю руководителя Уральского территориального управления Минобрнауки, который пообещал, что уже весной ученые смогут отпраздновать новоселье в новых квартирах.

Трудно переоценить вклад уральцев в развитие атомной промышленности. Но имена многих выдающихся ученых люди узнают только сейчас, потому что они были засекречены. В Институте Археологии была подготовлена книга, посвященная трем уральским ученым руководителям Федерального ядерного центра.  

Большими делами были заняты и специалисты гуманитарных наук на Урале, Елена Созина, заведующая центром истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, представила второй том серии "История литературы Урала. XIX век". Это очень важная для отечественной литературы работа, в создании которой приняли участие 58 авторов.

Валерий Черешнев президент Российского научного общества иммунологов, научный руководитель Института иммунологии и физиологии УрО РАН,  рассказал о Премии Правительства в области науки и техники 2020 года, которую он получил в числе объединенного коллектива нескольких институтов, за разработку инновационной технологии в диагностике и комплексном лечении хирургических иммуноассоциированных заболеваний (тяжелых ожогов и их осложнений), а также о ряде исследований, которые разрабатываются сейчас в области лечения коронавирусной инфекции.

Твердая научная почва, тесная интеграция образования и науки, амбиции и ответственное следование национальным проектам даже в сложных направлениях, обещает уральской науке большие перспективы не только в Год науки и  технологии, а на много лет вперед.

Подробнее: https://tass.ru/press/12461
ТАСС
Год науки и технологий: планы уральских ученых
В пресс-центре ТАСС (г. Екатеринбург) состоится пресс-конференция, посвященная Дню российской науки. Ежегодно 8 февраля отмечается День российской науки. Дата учреждена указом Президента РФ в 1999 году. Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, заместитель председателя Уральского отделения РАН, академик РАН Виктор Руденко, заместитель руководителя Уральского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ Александр Сандаков, президент Российского научного общества иммунологов, научный руководитель Института иммунологии и физиологии УрО РАН, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники 2020 года, академик РАН Валерий Черешнев, заведующая центром истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, доктор филологических наук, профессор Елена Созина поделятся информацией о достижениях уральских ученых в 2020 году, в частности, огласят данные об инновационной технологии в диагностике и комплексном лечении хирургических иммуноассоциированных заболеваний…
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета (УрФУ), специально для НОП:

Уральский федеральный университет подошел к Году науки и технологий с целым рядом серьезных успехов. Мы выступили в качестве очень мощного, серьезного интегратора при реализации крупных научно-технологических проектов. Это совместные разработки с Росатомом, центр цифрового инжиниринга. Создан в рамках нацпроекта «Наука и университеты» Уральский математический центр, а заявка Уральского НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» вошла в число лидеров и получила федеральную поддержку.

Мы выиграли очень серьезные проекты и это дает нам основания претендовать на то, чтобы войти в новый проект 2021 года «Приоритет-2030» – программу стратегического академического лидерства. Мы сознательно выбрали для себя проект, связанный с исследовательской деятельностью, который предполагает очень серьезную международную активность, взаимодействие с академическими институтами в рамках консорциумов с нашими зарубежными партнерами. Мы уверены в успехе, готовим соответствующую заявку, и я уверен, что впереди у нас очень хорошее будущее в сфере науки и образования.
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий: темы и структура

На сегодняшний день в России уже стартовал Год науки и технологий. С организационной точки зрения сделано очень многое. Прошло несколько заседаний Оргкомитета и его президиума.

Сформулированы три главные цели Года науки и технологий. Это привлечение талантливой молодежи в сферу науки и технологий; повышение участия профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ; формирование комплексного представления у граждан о том, что делается государством, корпоративным сектором, бизнесом для развития науки, достижения прорывных результатов.

Утверждены составы рабочих групп по ключевым направлениям: международное направление, взаимодействие с регионами, взаимодействие с бизнес-сообществом, средства массовой информации и коммуникации, взаимодействие с профессиональным сообществом, кадры.

Каждый месяц Года науки и технологий будет связан с каким-то актуальным сегодня научным направлением. Об этом заявил на первом заседании Оргкомитета по проведению Года науки и технологий глава Минобрнауки Валерий Фальков. Март – новая медицина, апрель – освоение космоса, июнь – новые производственные технологии и материалы, июль – связанность территорий и освоение пространства, август – климат и экология, сентябрь – генетика и качество жизни, октябрь – энергетика будущего, ноябрь – искусственный интеллект, декабрь – человек и общество.

По тематике месяцев уже можно сделать вывод о серьезной интеграции мероприятий Года с нацпроектом «Наука и университеты», а также всей совокупности инициатив в рамках научно-технологического прорыва.

В частности, понятно, почему первый месяц будет посвящен именно медицине. Однако, помимо противодействия коронавирусу, стоит помнить о еще одном важном сегменте – ядерной медицине, которая является сквозной и трансдисциплинарной темой.

В апреле исполняется 60 лет первому полету человеку в космос – именно тематики освоения космического пространства будет посвящено апрельское Общее собрание Российской академии наук.

Отметим, что уже в августе в фокусе внимания окажутся климат и экология. Именно к этому сроку должна быть создана, а в идеале – запущена новая Федеральная научно-техническая программа по экологическому развитию и климатическим изменениям.

Сентябрь во многом будет связан с другой ФНТП – развития генетических технологий.

У Года науки и технологий есть несколько «становых хребтов». Один – это, безусловно, Министерство науки и высшего образования. Ему также отводится ключевая координирующая «опорно-шарнирная» роль в создании «Национальной инновационной системы» в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития. Второй – Российская академия наук как главный экспертный орган страны. Третий – «Атом». По тематике месяцев Года видно, что в каждом из них высока роль атомной науки (в частности, она выражена в комплексной программе «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии»), Курчатовского института и Росатома.

Итог научно-технологическому 2021 году должны подвести декабрьские мероприятия – и здесь речь будет вестись о многих вещах: начиная с философско-гуманитарного осмысления научно-технологического до вклада науки в достижению всех национальных целей развития.

Всего отобрано 73 мероприятия, они разделены на две категории. «В первой – наиболее значимые федеральные, которые на наш взгляд представляют особый интерес,- заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. – Они демонстрируют достижения нашей науки, например, пуск нейтринного телескопа на Байкале или открытие производства по выпуску третьей вакцины против ковида». Кроме того, в план вошли 42 регулярных мероприятия. Речь идет уже ставших традиционными – Петербургском экономическом форуме, Иннопроме, Территории диалога и т.д.

Отдельной и важной темой Года станет «перезагрузка» оргуправленческой структуры научно-технологического развития – с усилением Совета при Президенте по науке и образованию и созданию профильной правительственной Комиссии с широкими полномочиями.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий: уровень дискурса (1/2)

В рамках стартовавшего Года науки и технологий особый акцент сделан на информационном сопровождении, популяризации науке, «пропаганде» в хорошем смысле слова. Важно не только то, что будет сделано – в виде форумов, мероприятий, конференций – но также и то, как об этом будут говорить, в каком виде презентовать.

Освещение научно-технологических процессов является незаменимой составляющей их протекания. Эпоха «башен из слоновой кости» ушла в прошлое – это поняли, например, и в Российской академии наук. Публичность, открытость и прозрачность обозначены президентом РАН Александром Сергеевым как важные задачи в рамках развития Академии.

То, как воспринимается наука в обществе, насколько привлекательной является она для молодежи, в каком качестве интересует бизнес и власть – во многом зависит от того, как мы все говорим о науке. В этой связи примечательны слова, сказанные двумя сопредседателями Организационного комитета Года науки и технологий – вице-премьером Дмитрием Чернышенко и помощником Президента Андреем Фурсенко.

Особенно важно именно то, что и как говорит заместитель председателя Правительства – ведь Дмитрий Чернышенко также является ключевой фигурой в рамках рабочей группы «Национальная инновационная система» при разработке Стратегии социально-экономического развития. По своему содержанию это выработка Плана пост-ковидного восстановления экономики в параллели с научно-технологическим и социально-экономическим прорывом.

Как и ожидалось, метауровень Года был задан на заседании Совета при Президенте по науке и технологиям. Владимир Путин обозначил те ключевые направления, которые должны получить приоритетное внимание. Он поручил подготовить Указ, направленный на изменение механизмов управления государственной научно-технической политикой, а также разработать новую государственную программу научно-технологического развития, кардинально изменив подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств.

Первый уровень декомпозиции этого дискурса представил на заседании Оргкомитета Года науки и технологий именно Дмитрий Чернышенко: «В этот год, Год науки, это важнейшие поручения для развития интеллектуального потенциала страны и большая ответственность. Определение новых ориентиров, которых мы предполагаем достичь, в том числе цифровыми механизмами, позволит повысить заинтересованность бизнеса к участию во всей цепочке технологического процесса – от фундаментальной науки к масштабированию российских изобретений и разработок. И это очень своевременный подход».

«При формировании плана мы ориентировались в первую очередь на национальные цели развития России до 2030 года, а также на соответствие мероприятий целям Года науки и технологий», – отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Человеческий капитал (поддержка исследователей, привлечение и удержание молодежи), прорывные проекты, цифровизация, привлечение бизнеса и внебюджетного финансирования, четкая ориенация на программы и проекты полного инновационного цикла, технологическая культура и технологический трансфер – именно на этих концептах строится дискурс Года науки и технологий. Отметим, что Дмитрий Чернышенко очень грамотно акцентирует внимание именно на сквозных, системных сюжетах. Год науки и технологий – событие значимое, однако, ключевой ценностью все же являются нацпроекты и комплексная работа над созданием и реализацией Стратегии социально-экономического развития страны. Причем явно предусмотрена ее интеграция со Стратегией научно-технологического развития.

Напомним, что сейчас сверстан План второго этапа реализации СНТР, а также Программа фундаментальных научных исследований – два ключевых документа для воплощения Стратегии в жизнь.

Подробнее: http://government.ru/news/41545/
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий: уровень дискурса (2/2)

Многие эксперты обратили внимание на то, что в формулировки темы Года сознательный акцент сделан именно на науку как движующую силу социально-экономического развития – здесь наука объединена именно с технологиями. При этом, конечно, учтены образовательные компоненты, а само научно-технологическое развитие помещено в контекст более широкий, нежели просто прогресс общества и экономики.

Это в своем выступлении подчеркнул помощник Президента Андрей Фурсенко:

«В этот год наша задача привлечь внимание нашего общества к тому, как наука находит ответы на большие вызовы, с которыми сталкивается весь мир. Сегодня именно она определяет будущее и нашей страны, и мира в целом. Например, наши последние достижения по созданию трёх вакцин в невероятно короткие сроки, решению важнейших вопросов в области продовольственной безопасности и другие.

Важно, чтобы в течение года мы сумели все это продемонстрировать, повысить привлекательность сферы науки для молодежи. Нужно, чтобы мероприятия года показывали, что наука – один из важнейших инструментов реализации национальных целей, определенных Президентом, одна из главных составляющих обеспечения безопасности страны и благополучия каждого человека».

Ключевые концепты: информационное сопровождение и продвижение науки, наработка мирополитического научного капитала мягкой силы, вакцинная дипломатия, привлечение молодежи, значимость науки и технологий для независимости, суверенитета и безопасности страны.

Принципиально значимо именно внимание к системному значению сектора исследований и разработок – это подчеркнули оба сопредседателя Оргкомитета. Наука и технологии становятся процессом не только организационным, но и дискурсивным. И как раз исходя из того, что и как говорят о науке высшие администраторы научно-образовательной политики, становится более рельефным сквозное, структурное, фундаментальное значение науки для развития государства. Точно так же в вопросы развития исследований и инноваций включен широкий круг акторов – от университетов до профильных ведомств, от философов до военных.

Информационно-коммуникативное сопровождение Года науки и технологий помещается в контекст более глобальных инфопроцессов. В частности, в вопросы освещения и продвижения национальных проектов. Эта работа сконцентрирована сейчас в АНО «Национальные приоритеты» во главе с Софией Малявиной.

Нынешнее информационное пространство предусматривает требования к гибкости и оперативной настройке всех сопряженных медиа-процессов. Для грамотного продвижения научно-технологической сферы требуется сочетания смыслового ядра – того самого дискурса, о котором мы говорим. Плюс к тому – оперативное, ad hoc реагирование и корректировка.

Сейчас мы имеем дело как минимум с несколькими дискурсивными процессами – относительно Года науки и технологий, нацпроекта «Наука и университеты», госпрограммы НТР и Стратегии научно-технологического развития. Все они должны быть четко сопряжены на концептуальном уровне, обязательно предполагать пересечение пространств толкования и восприятия. Добавим к этому более частные случаи – работу Российской академии наук по популяризации науки и научной дипломатии, широкий и системный функционал Минобрнауки. В рамках единой парадигмы должны выстраиваться пиар-мероприятия научных институтов и университетов.

Во всей этой работе, естественно, принципиально важна четкая связка между словами и делами. Год науки и технологий, как и реализация нацпроектов или построение «Национальной инновационной системы» не должны превратиться в симулякры.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в Казани: Президент Татарстана Рустам Минниханов и ректор Петербургского Политеха Андрей Рудской.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Университет как коммуникация

Цифровизация социально-экономических процессов, а также экстренная эвакуация в дистант весной 2020 года поставили перед университетами ряд проблем. Их нельзя свести только к организации учебного процесса в дистанционном режиме. Также возросли требования к информативности сайтов вузов, работе университетов в интернете и социальных сетях. Отдельная задача - привлечение иностранных студентов, преподавателей и исследователей.

Появляются исследования качества представленности вузов в интернете. Одно из них – «Российские университеты в публичном информационном пространстве: по данным медиаисследований МИА «Россия сегодня» – недавно представила руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

Особый интерес представляют наблюдения о системных трансформациях публичной активности университетов.

По сравнению с 2019 годом показатель публикаций университетов в СМИ удвоился. Фиксируют эксперты и развитие брендов вузов. Некоторые вузы выбирают работу только с федеральными СМИ, две трети – только с региональными, а кто-то взаимодействует и с теми, и с другими, и это наиболее выигрышный вариант.

Притом что показатели опорных вузов существенно ниже, в 2020 году эта группа продемонстрировала более устойчивую тенденцию роста присутствия в медиаполе по сравнению с участниками Проекта 5-100.

Есть интересные параллели между пиар-активностью региональных вузов и руководителей субъектов федерации. И те, и те часто совершают те же ошибки – замыкаясь в местных информационных пространствах.

Для университетов – особенно региональных и отраслевых – критически важным становится умение работать одновременно над двумя разнонаправленными информационными процессами. Первый – это встраивание процессов и успехов университета в системные форматы (нацпроекты и пр.). Здесь необходимо показывать, как то или иное достижение позволяет реализовывать масштабные мероприятия в рамках всей страны. Второй – это грамотное проецирование стратегических трендов на функционирование университета. Направления развития, стратегические документы, в целом – вся деятельность вуза должна четко сопрягаться с нацпроектами, Стратегией научно-технологического развития, отраслевым доктринам.

Соответствующим образом должны быть структурированы и информационные сообщения. Причем университетам нужно работать на разных площадках с акцентом на соответствующие целевые аудитории. Эти азы пиара остаются непостижимыми для многих пресс-служб вузов.

Заметим, что неформальные запросы намного более широки, чем установленные требования, например, к сайтам. Работа профильных подразделений университетов уже совершила переход от формата «пресс-службы» к «PR-отделу». На повестке дня – SMM, маркетинг, работа с брендом вуза и даже социальная инженерия. Требуется оперативная обратная связь, вдумчивая работа на ключевых коммуникационных площадках. Особое внимание – бренду вуза. При этом личный пиар руководителя не должен подменять информационное продвижение всего университета. Но и для абитуриентов, и для сотрудников, и для администраторов научно-образовательной политики важно видеть, что ректор активен в социальных сетях, способен оперативно реагировать на проблемы, не боится вступать в прямой диалог.

Существует проблема, тесно связанная с брендом – это краткие названия университетов. Они активно используются пресс-службами и циркулируют в СМИ, причем их значение может кардинально разниться в местных информационных ресурсах и федеральных. Добавляет неразбирихи и традиционное окончание «-ГУ», а также различные варианты перевода на английский язык. Последнее обстоятельство добавляет проблем и при учете публикации в мировых базах данных.

Вывод достаточно прост – университет должен восприниматься и функционировать не только в рамках образовательных, управленческих или финансовых, но и коммуникационных процессов. Сайт с иноязычной версией давно перестал быть необходимым минимумом – теперь нужны группы в ведущих соцсетях и каналы в Телеграме. Больше всего выгоды извлекут те, кто активно включается в эти информационные взаимодействия.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Тик-Ток и разговор о Церкви

Епископ Савва (@kartezianec) ставит вопрос о том, должна ли быть активна церковь в Тик-Токе, и какие рамки стоит поставить для этого. Наш коллега по Телеграму пока не видит верного формата.

В своем рассуждении епископ Савва вновь задает вечный вопрос – есть ли та грань, за которой над несением слова Божия станет преобладать коммуникационный формат. И в качестве примера того, каким не должен быть рассказ о Церкви (Боге), приводит видеоролик. На нем священник (одной из ветвей западного христианства) танцует под ремикс известной композиции Ameno. И призывает прихожан разделить его радость.

Епископ Савва, конечно, не навязывая никому свое мнение, но все же однозначно против и подобного поведения, и (что ближе к нашей теме) такого контента. Где-то здесь пролегает важный нерв церковного сообщества – что-то считается кардинально недопустимым.

Ролик, безусловно, вирусный – там есть движение, есть хорошая музыка. Видим ли мы, что священник дурачится? Однозначно – нет. Копируя движения дервишей, он целенаправленно дает нам понять – это путь единения с Богом, разговора с ним. Так неужели все это не может быть достигнуто танцем? Да, не под хоралы, но под более популярную музыку. Да, в стенах храма. Но самый главный вопрос – в своей коммуникативной привлекательности, не теряется ли сама суть веры? На наш взгляд – нет. Но здесь каждый волен сам делать выводы.

Мы снова возвращаемся к теме того, что инструмент далеко не полностью исчерпывает суть послания, но облекает его в присущие этому носителю фреймы (рамки).

Христианство в разных его видах вообще далеко продвинулось в использовании различных выразительных форм для донесения смысла веры. В США в «черных» церквях распевают хором, протестантские священники совсем не против рок-музыки на венчании. На слуху адаптация Библии для зумеров, которую совершили в Германии. И даже в русской православной практике есть интересные кейсы – вспомним известный комикс про священника.

Даже с учетом фреймов на разных площадках существует большая вариативность контента. Тик-Ток предоставляет множество вариантов – мини-интервью, нарезки видео, и коронное – наложение визуального ряда на тот или иной звук. Разве не будет востребован контент, например, с яркими цитатами из Библии (с некоторым толкованием)? Православный видео-календарь? Рассказ о быте священников и монахов? Истории о благотворительной деятельности церкви и прихожан?

Популяризация не означает профанизации. Почему так популярны «Несвятые святые» митрополита Тихона? Ответ прост – это интересно и увлекательно. Та же логика и для Тик-Тока. Да, быть может, в основе своей ни церковь, ни паства пока что не готовы к танцам священников – но это лишь один из кейсов. Если намерения человека чисты, если слова его идут от сердца, стоит ли сознательно ограничивать форму самовыражения? Существует же православный рок наравне с современной церковной музыкой.

Сделать интересный видеоролик про веру и религию (пусть не с теологическим анализом, но с житейской позиции), разве плохо ли это для миссионерской деятельности церкви? Существует много ступеней вовлечения в религию, как и много путей к Богу. Нужно «зацепить» человека, чтобы он приобрел интерес – затем он сам начнет углубляться в тему, что-то посмотрит, что-то почитает. И лишь после того, быть может, откроет Библию или пойдет в храм. И это только первые ступени.

В качестве промежуточного итога и приглашения к дискуссии: есть множество форматов, которые сейчас не используются для разговора о вере и Боге. И если то или иное «высказывание» приемлемо по форме и праведно по содержанию – оно должно не только существовать, но и быть всячески поддержано Церковью.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1). Тик-Ток, интернет, соцсети – это те же самые «языки человеческие». Потому message в вопросах веры однозначно важнее medium’а и тем более – фрейма.

https://t.me/kartezianec/1766
Telegram
Cogito ergo sum (канал епископа Саввы)
Как и  о чём говорить с младшей молодёжью?

Недавняя вирусная политагитация через TikTok, успешная по внешнему эффекту, хотя, быть может, практически малорезультативная, дала дополнительные поводы для размышлений.

Актуальны ли они для Церкви?

Один из моих недавних собеседников предположил, что желательно найти такую подачу — нет, не проповеди (хотя вот в @scienpolicy недавно рассуждали именно о проповеди в TikTok) — но рассказов о Церкви, о её жизни, которая была бы «на волне», была бы захватывающей для аудитории TikTok. Хорошо бы, добавил собеседник, чтобы в топе появился такой популярный тиктокер, который показывал бы, что традиционные ценности, а заодно и воспитанность, начитанность — это модно, «круто».

Быть может по свойственной мне с юных лет старомодности я пока не готов то ли принять, то ли понять, каким может быть TikTok-рассказ о Церкви. Не будет ли он приспособленческим? Например, он точно не должен быть, на мой взгляд, подобным видео, вынесенному в заголовок (взято у Пул N3).

А каким?
источник
Научно-образовательная политика
Премьер-министр России Михаил Мишустин обратился к победителям XXI Всероссийского конкурса «Инженер года – 2020» и лауреатам молодежной премии в области науки и техники «Надежда России»:

«Уважаемые друзья!

Приветствую вас на церемонии вручения премии «Надежда России». Уверен, что она станет одним из ярких событий Года науки и технологий, который проходит в нашей стране.

Более двадцати лет ваш уникальный конкурс дает возможность молодым ученым и специалистам из разных регионов нашей страны демонстрировать достижения, а главное – своим примером доказывать, насколько важен труд инженера и техническое творчество.

Эта профессия всегда была и остается основой мирового технологического развития. Мы гордимся богатыми традициями отечественного инженерного дела, знаменитыми русскими изобретателями и конструкторами, создателями самолетов и космических аппаратов, оружия и военной техники, квантового генератора, радио и телевидения.

Сегодня в числе лауреатов – лучшие из лучших. Вручение вам премии «Надежда России» – это признание вашего таланта, неординарности, профессионализма. Каждому из вас удалось превратить мечту в реальность, воплотить в жизнь оригинальные идеи, проявить нестандартный подход к решению сложных технологических задач.

Важно, что разработки, которые вы создали, востребованы в самых разных сферах, помогают развивать экономику и, конечно, приносят пользу людям.

Дорогие друзья! Еще раз поздравляю вас с заслуженной победой. Желаю вам удачи, новых проектов и всего наилучшего. Пусть история вашего успеха продолжается!»


@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Катамаран в Татарстан

Сегодня в Казани состоялась торжественная передача беспилотного катамарана «Кадет-М» от Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в адрес Республики Татарстан (РОО «Морское собрание республики Татарстан» и курируемому лицею №78 «Фарватер»).

Принимал «ценный подарок» для республики ее президент Рустам Минниханов. Катамаран позволит обеспечить дальнейшее участие школьных команд в научных молодежных конкурсах и обеспечить реализацию учебно-исследовательских проектов в области морской робототехники, программирования, 3D моделирования, управления беспилотными аппаратами в различных средах и занятий навигацией.

Рустаму Минниханову представили мобильную роботизированную платформу «Кадет-М», созданную специалистами СПбПУ в сотрудничестве с ГК «ХЕВЕЛ» и другими промышленными партнерами при поддержке Фонда содействия инновациям.

Данный катер-лаборатория создан для реализации учебно-исследовательских проектов в области морской робототехники, программирования, 3D-моделирования.

«Кадет-М» - это компактная, надежная, удобная в эксплуатации, многокорпусная платформа, которая может быть использована для прибрежной разведки, перевозки грузов, установки полезной нагрузки, обучения управлению, а также многих других учебных и лабораторных работ довузовской системы образования. Она демонстрирует возможности Российских ученых, педагогов по реализации перспективных робототехнических комплексов, а также способствует дальнейшему развитию и популяризации беспилотных аппаратов.

В ходе встречи был анонсирован Всероссийский научно-технический конкурс «ИнтЭРА» по морской робототехнике, который состоится в день ВМФ 25 июля 2021. Для участия в нем отобраны наиболее достойные команды для тестирования катамаранов.

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, рассказал о проектах университета. Он презентовал новый малогабаритный городской электромобиль КАМА-1, разработанный в сотрудничестве с ПАО «Камаз», при поддержке Минобрнауки, в рамках ФЦП «Исследования и разработки» всего за 2 года.

«Но не только сжатые сроки и прорыв «за горизонт», в новую область, делают этот проект уникальным. Впервые автомобиль был не только разработан, но и подготовлен к серийному производству не промышленным предприятием, а именно университетом: Петербургским Политехом. И это значит, что наша модель интеграции «науки, образования и производства» работает,» - отметил Андрей Рудской.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Переслано от ROBBO Pavel Frolov
Друзья!
Во вторник, 16 февраля в 20:00 МСК, я провожу открытый онлайн-вебинар для родителей будущих гениев:
"Как выбрать учебную программу для своего ребенка, чтобы не жалеть потом всю жизнь"

Участники вебинара узнают:

+ С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ И КАК ТЕХНОЛОГИИ МЕНЯЮТ МИР

+ КАКИЕ ПРОФЕССИИ ПЕРЕСТАНУТ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫМИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

+ КАКИЕ ПРОФЕССИИ ОСТАНУТСЯ ВОСТРЕБОВАННЫМИ

+ ТОП-5 САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО

+ УЧАСТНИКИ ПОЛУЧАТ ЧЕК-ЛИСТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА БЕСПЛАТНЫЙ ИНТЕНСИВ
и получите уникальный сборник кейсов 120 профессий от проекта "Билет в Будущее".

После прочтения этой книги к Вам больше не вернется мысль «Как вытащить ребенка из-за компьютера?».

Вы будете только направлять его интерес в нужное русло.

Ссылка для регистрации:
https://clck.ru/TJ2zb
источник
2021 February 16
Научно-образовательная политика
Частый вопрос: как определяются потребности в специальностях и компетенциях в регионах? Отвечаю.

В регионах есть Советы при губернаторе по социально-экономическому развитию субъекта. На таких советах рассматриваются проблемы отраслях либо перспективные проекты.

Губернатор, предприятия и колледжи должны сесть за один стол и определить, что нужно региону исходя из проблематики, и колледжи здесь будут только исполнителями заказа.  

Чему нужно учить — эту задачу ставят именно предприятия. Главная проблема сегодня в том, что предприятиям сложно объяснить, что им нужно, какой набор компетенций востребован.
 
В ближайшее время я собираюсь посетить регионы из «красной зоны», где в ближайшее время на советах будут рассматриваться проблемные вопросы.
 
Что происходит по обозначенной теме в вашем регионе — пишите!
#НацпроектМолодыеПрофессионалы
источник
Научно-образовательная политика
Цифровое ДПО для цифровой экономики

Университет Иннополис открыл набор на обучение по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс. Слушателей обучат компетенциям, востребованным в условиях цифровизации реального сектора экономики.

Опорный образовательный центр и Единый методологический центр, на базе которых пройдет обучение, созданы в Университете Иннополис в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Их цель — формирование, апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей РФ высококвалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики.

Новая программа обучения подготовлена в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», в неё входят 11 направлений, соответствующих перечню приоритетных отраслей экономики (согласно Указу президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года):
• здравоохранение
• образование
• сельское хозяйство
• строительство
• обрабатывающая промышленность
• добывающая промышленность
• городское хозяйство
• энергетическая инфраструктура
• транспортная инфраструктура
• финансовые услуги
• информационные технологии

Целевая аудитория первого потока обучения - преподаватели учебных заведений, государственные и муниципальные служащие, руководители цифровой трансформации ведомств.

«Программы первого потока ориентированы на преподавателей учебных заведений, которые смогут получить знания в новом для себя направлении. В этом году обучение пройдут также государственные и муниципальные служащие, руководители цифровой трансформации ведомств. Для граждан будет реализована программа дополнительного образования, по которой государство компенсирует 50 % затрат», — сообщил замглавы Минцифры России Евгений Кисляков.

В ходе практических занятий слушатели проанализируют образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, а также получат экспертизу обновлённых рабочих программ дисциплин и основной профессиональной образовательной программы для возможности внедрения в них цифровых компетенций.

Обучение пройдёт в очной форме с применением дистанционных технологий на образовательной платформе Университета Иннополис. В 2021 году планируется 4 потока обучения.

Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис, специально для НОП:

«Цифровизация стала неотъемлемой частью развития в любой отрасли. Наша задача — сделать так, чтобы все выпускники образовательных организаций обладали цифровыми компетенциями, востребованными в индустрии. Вместе с преподавателями образовательных организаций мы проанализируем программы высшего и среднего профессионального образования и обновим их, чтобы они соответствовали современным запросам. В 2021 году за 4 поток обучения мы планируем обучить 16 000 слушателей со всей России».

Подробности и регистрация: https://media.innopolis.university/news/ooc-courses-first/
источник