Тик-Ток и разговор о Церкви
Епископ Савва (
@kartezianec) ставит вопрос о том, должна ли быть активна церковь в Тик-Токе, и какие рамки стоит поставить для этого. Наш коллега по Телеграму пока не видит верного формата.
В своем рассуждении епископ Савва вновь задает вечный вопрос – есть ли та грань, за которой над несением слова Божия станет преобладать коммуникационный формат. И в качестве примера того, каким не должен быть рассказ о Церкви (Боге), приводит видеоролик. На нем священник (одной из ветвей западного христианства) танцует под ремикс известной композиции Ameno. И призывает прихожан разделить его радость.
Епископ Савва, конечно, не навязывая никому свое мнение, но все же однозначно против и подобного поведения, и (что ближе к нашей теме) такого контента. Где-то здесь пролегает важный нерв церковного сообщества – что-то считается кардинально недопустимым.
Ролик, безусловно, вирусный – там есть движение, есть хорошая музыка. Видим ли мы, что священник дурачится? Однозначно – нет. Копируя движения дервишей, он целенаправленно дает нам понять – это путь единения с Богом, разговора с ним. Так неужели все это не может быть достигнуто танцем? Да, не под хоралы, но под более популярную музыку. Да, в стенах храма. Но самый главный вопрос – в своей коммуникативной привлекательности, не теряется ли сама суть веры? На наш взгляд – нет. Но здесь каждый волен сам делать выводы.
Мы снова возвращаемся к теме того, что инструмент далеко не полностью исчерпывает суть послания, но облекает его в присущие этому носителю фреймы (рамки).
Христианство в разных его видах вообще далеко продвинулось в использовании различных выразительных форм для донесения смысла веры. В США в «черных» церквях распевают хором, протестантские священники совсем не против рок-музыки на венчании. На слуху адаптация Библии для зумеров, которую совершили в Германии. И даже в русской православной практике есть интересные кейсы – вспомним известный комикс про священника.
Даже с учетом фреймов на разных площадках существует большая вариативность контента. Тик-Ток предоставляет множество вариантов – мини-интервью, нарезки видео, и коронное – наложение визуального ряда на тот или иной звук. Разве не будет востребован контент, например, с яркими цитатами из Библии (с некоторым толкованием)? Православный видео-календарь? Рассказ о быте священников и монахов? Истории о благотворительной деятельности церкви и прихожан?
Популяризация не означает профанизации. Почему так популярны «Несвятые святые» митрополита Тихона? Ответ прост – это интересно и увлекательно. Та же логика и для Тик-Тока. Да, быть может, в основе своей ни церковь, ни паства пока что не готовы к танцам священников – но это лишь один из кейсов. Если намерения человека чисты, если слова его идут от сердца, стоит ли сознательно ограничивать форму самовыражения? Существует же православный рок наравне с современной церковной музыкой.
Сделать интересный видеоролик про веру и религию (пусть не с теологическим анализом, но с житейской позиции), разве плохо ли это для миссионерской деятельности церкви? Существует много ступеней вовлечения в религию, как и много путей к Богу. Нужно «зацепить» человека, чтобы он приобрел интерес – затем он сам начнет углубляться в тему, что-то посмотрит, что-то почитает. И лишь после того, быть может, откроет Библию или пойдет в храм. И это только первые ступени.
В качестве промежуточного итога и приглашения к дискуссии: есть множество форматов, которые сейчас не используются для разговора о вере и Боге. И если то или иное «высказывание» приемлемо по форме и праведно по содержанию – оно должно не только существовать, но и быть всячески поддержано Церковью.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1). Тик-Ток, интернет, соцсети – это те же самые «языки человеческие». Потому message в вопросах веры однозначно важнее medium’а и тем более – фрейма.
https://t.me/kartezianec/1766