Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 10
Научно-образовательная политика
Вчера были определены лауреаты премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год. Одним из 4 победителей стал Владимир Максименко, старший научный сотрудник Университета Иннополис.

Он предложил математические модели нейронных сетей, на основе которых разработаны интерфейсы мозг-компьютер:
— Инвазивный интерфейс для предотвращения эпилептических приступов путем электрической стимуляции. Экспериментально проверенный на лабораторных крысах интерфейс сокращает число приступов, не оказывая влияния на нормальную активность мозга;
— Неинвазивный интерфейс для контроля концентрации внимания;
— Неинвазивный интерфейс для идентификации воображения двигательной активности без предварительных тренировок испытуемого.

Владимир Максименко, старший научный сотрудник Университета Иннополис и лауреат премии президента России в области науки и инноваций для молодых учёных, специально для НОП: «Наша лаборатория в Университете Иннополис укомплектована на высоком уровне, в том числе благодаря грантам российских научных фондов. Могу с уверенностью сказать, что не каждый университет может себе позволить оборудование, которым я пользуюсь в исследовательской работе».

Редакция НОП от души поздравляет Владимира и желает новых прорывных научных достижений!
источник
Научно-образовательная политика
Экосистема «Школа-университет-космос»

Дальневосточный федеральный университет привлекает талантливых школьников в науку, давая им еще со школьных лет прикоснуться к самым передовым разработкам. Так, благодаря станции приема спутниковых данных Центра проектной деятельности ДВФУ участники программ довузовского образования смогли увидеть, как устанавливается связь с Международной космической станцией и в прямом радиоэфире получить ответы космонавтов на свои вопросы. Посмотреть запись сеанса можно по ссылке.

«Станция приема спутниковых данных Дальневосточного федерального университета может передавать сигналы и сообщения. Один из вариантов ее использования — связь с МКС — теперь доступен и для наших учеников. Они могут приходить к нам в центр и получать компетенции в области связи, систем обработки сигналов и схожих направлений», — сообщил технический директор Центра проектной деятельности ДВФУ Павел Ефимов.

Сеанс связи с МКС состоялся во время пролета станции над Владивостоком 5 февраля в 18:35 по местному времени. Школьники 5-11 классов спросили у космонавтов Сергея Рыжикова и Сергея Кудь-Сверчков, какие ощущения они испытывают во время полета и какие компетенции нужно осваивать, чтобы приблизиться к космической отрасли. Примечательно, что многих школьников во время общения привлекала не романтика космоса, а техническая сторона процесса - способы устанавливать контакт с объектами на околоземной орбите, виды устройств для дальней связи и возможности получения данных о Земле со спутников.

Кроме МКС станция в ДВФУ принимает сигналы американских космических аппаратов TERRA, AQUA, китайских FENGYUN-3A, FENGYUN-3B, FENGYUN-3D, имеется потенциальная возможность работать с американским JPSS-1 и российским аппаратом Аист-2Д. Специалисты Центра проектной деятельности ДВФУ планируют монтаж двух приемопередающих станций ультракоротких волн диапазона на 145 и 435 МГц. С их помощью можно обеспечить двустороннюю связь с университетскими и даже школьными микроспутниками. Таких аппаратов в околоземном пространстве сейчас несколько десятков, включая российские SiriusSat-1 и SiriusSat-2. Совместно с крупнейшими отечественными корпорациями ДВФУ формирует на острове Русский уникальную среду возможностей для запуска и реализации инновационных проектов и стартапов, тестирования передовых разработок по развитию космического направления.

Привлечение школьников стало возможно благодаря образовательным программам "Дома научной коллаборации" ДВФУ, запущенным в прошлом году. Школьники изучают не только космическую связь, спутникостроение и дистанционное зондирование Земли, но и робототехнику, нейроинтерфейсы, биохимию, материаловедение и основы IT.

Елена Харисова, проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ, специально для НОП: «Исследованиям космоса в общеобразовательной программе уделяется довольно мало времени, чтобы знакомить школьников с этой темой. Год назад совместно с Центром проектной деятельности мы запустили первые образовательные программы, которые планируем продолжать и развивать. Наличие в ДВФУ уникальной на Дальнем Востоке приемной станции, которая позволяет проводить сеансы связи, позволит получать самые точные данные от экспертов прямо из космоса, а также слушать вживую ответы на все самые актуальные вопросы школьников».
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого начинается пресс-конференция, посвященная разработке новой биологической теории – виром человека.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Симбиоз биологии и физики

Институт общей генетики им Н.И.Вавилова РАН и Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого подписали соглашение о сотрудничестве. Объектом научных интересов сторон стала разработка новой биологической теории – вирома человека. Теория обладает предсказательной силой и обьясняет новые виды биологических явлений.

Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ:

Политех не первый день работает в области биотехнологий. Мы долго работаем в обрасти статистических методов, в том числе применительно к пандемии. Нам удалось производить моделирование развития вирусных заболеваний, опираясь на статистику всего мира. Это помогает принимать правильные управленческие решения на основании прогнозов.

Как говорят, есть физики и лирики. А здесь биологи и техники объединяют усилия на сверхтонком уровне, создавая нанотехнологии для решения проблем человека. Аддитивные технологии, микротехнологии, ситуативное моделирование - мы «набили руку» и хотим развиваться дальше. Здесь нужны база, опыт, знания и экспертиза, которые может дать Институт общей генетики РАН. Все это решается только на диалоговом уровне.


Я верю в успех этого начинания. Международное сообщество в недалёком будущем признает результат нашего сотрудничества. Это будут прорывные открытия.

Александр Кудрявцев, чл.-корр. РАН, директор Института общей генетики РАН:

Политех - это много технологий. Биотехнологии сейчас формируют новый уклад экономики. Мы ориентированы на фундаментальные знания, разработка технологий нам непривычна. Поэтому сотрудничество с СПбПУ в данном направлении особенно актуально.

Программа виром - это мониторинг того, что есть в природе, что может быть создано человеком, а также возможность борьбы с этим. Для этого мы должны владеть технологиями. Должно быть понимание того, что происходит вокруг.

Такой союз крайне необходим. Границы между науками постепенно стираются. Сегодня суперкомпьютер Политеха позволяет моделировать важнейшие процессы в биологии.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Роспотребнадзор запретил использовать смартфоны в образовании

По новым санитарным правилам, детям запрещено использовать для обучения личные мобильные телефоны, заявили в Роспотребнадзоре.
Это не распространяется на планшеты и ноутбуки, пояснила начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун.

‼️В Роспотребнадзоре уже уточняли, что дети могут носить в школу смартфоны для связи с родителями или общения, но для обучения должны использоваться компьютеры, планшеты, моноблоки или интерактивные доски.
источник
Научно-образовательная политика
Мамонт-центр

Научно-технологический прорыв – это формат для прорывных проектов – ярких и громких. Не стоит прятать смелые идеи за нагромождением научных терминов. Чем проще название проекта – тем сильнее бренд: организации, региона, страны.

В Якутии хорошо понимаю важность использования собственных уникальных конкурентных преимуществ в максимально эффективном формате. Таким стал Всемирный центр мамонта.

«Мы попытаемся объединить все научные коллективы, работающие в регионе по палеонтологической тематике, под одной организационной исследовательской платформой», - рассказал журналистам в День российской науки первый заместитель министра образования и науки Якутии Михаил Присяжный.

На сегодня палеонтологическая лаборатория создана в федеральном исследовательском центре в Якутске, в ней работают научные коллективы палеонтологов в Академии наук республики и СВФУ. А новые научные лаборатории геокриологического и палеонтологического профилей появятся в конце 2021 года в Малой академии наук Якутии.

И здесь мы возвращаемся к важности бренда – его емкость и привлекательность явно будет способствовать притоку ученых и вниманию со стороны СМИ. На наш взгляд, было бы логичнее назвать новую структуру более хлестко – «Мамонт-центр». В конце концов, есть же в России «Ельцин-центр», так чем ископаемые исполины хуже?

Конечно, на базе Северо-Восточного федерального университета и Академии наук Якутии ведется более широкий спектр исследований – по условиям жизни на Крайнем Севере, в целом – по арктической проблематике. Причем Восточная Арктика в этих вопросах весьма кардинально отличается от западного макрорегиона.

Однако, мамонты – это тот самый проект мирового уровня, который уже эффективно реализуется. Новый уровень поддержки и брендирования позволит ему предстать во всей красе.

Загоризонтная задача уже поставлена – клонирование мамонта. Теперь вопрос в практической реализации. И даже глобальная неудача – вдруг мамонт не склонируется перед учеными – тем не менее даст огромный системный эффект для развития широкого набора научных дисциплин – от палеонтологии до мерзлотоведения.

Лена Григорьева, ведущий научный сотрудника Международного центра коллективного пользования «Молекулярная палеонтология» НИИ ПЭС СВФУ, специально для НОП:

«На базе СВФУ с 1991 года успешно функционирует научно-исследовательская лаборатория «Музей мамонта им. П.А.Лазарева» НИИ прикладной экологии Севера. Музей мамонта им. П.А. Лазарева является одной из визитных карточек Якутии. Ежегодно музей посещают тысячи жителей и гостей республики. Экспонаты музея регулярно выставляются на международных выставках по всему миру. Остеологическая коллекция Музея на сегодняшний день насчитывает более 3000 единиц.

Все проводимые исследования чрезвычайно затратные. В 2020 году впервые за историю грантовых исследований РФФИ объявил конкурс на проведение ДНК-исследований объектов мамонтовой фауны. Сумма, конечно, ничтожно мала, но мы все равно подали заявку и ожидаем результаты.

Но самая большая проблема в нашей работе это – нехватка кадров, и не простых, а квалифицированных. Сегодня у нас работают свои же выпускники ИЕН СВФУ, закончившие по специальности «генетика» и «клеточные технологии», которые только начали свой путь в науке.

При создании «Всемирного центра мамонта» со сложными задачами в научном плане, прежде всего надо думать о том, «кто?» и «как?» будет работать на том высокотехнологичном оборудовании. На обучение своих специалистов уйдут не годы, а десятилетия, во время которых закупленное оборудование просто технически устареет.

«Всемирный центр мамонта» может иметь место быть построенным в виде тематического парка развлечений, например, Всемирного развлекательного парка мамонта, музея или других парков. Но, в самом парке можно построить криохранилища, коллекторы для экспонатов отвечающим новым тенденциям в этой отрасли».


Остается только пожелать успехов Якутии, СВФУ и Академии наук республики. Всемирному центру мамонта – быть!

Подробнее: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10644609
источник
Научно-образовательная политика
Инфофорум-2021

4 февраля прошел 23 Большой Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2021». В ходе пленарного заседания были рассмотрены стратегически значимые вопросы в области информационной безопасности, цифровой трансформации и кооперации.

Все большая «онлайнизация» требует выработки актуальных решений для защиты участников процесса и компонентов информационной среды.

На протяжении многих лет Инфофорум собирает на одной площадке представителей органов государственной власти и специалистов в области информационных технологий для совместной работы, направленной на устойчивое развитие России в цифровую эпоху.

Участие в форуме принял Сергей Ерохин, ректор МТУСИ. Он поделился с НОП своим мнением о прошедшем мероприятии: «Национальный форум проводится уже 23-й раз. Для нас, участников, это прекрасная возможность поделиться своими разработками в сфере ИКТ и информационной безопасности, обменяться опытом с коллегами.

В частности, современная информационная безопасность сталкивается с рядом сложностей, среди которых следует назвать огромные потоки событий, снижение экспертизы и нехватку персонала.

При этом число атак и их изощренность постоянно растет, несмотря на принимаемые меры защиты. К сожалению, надо признать, что сегодня безопасность в массе своей реактивна.

Мы боремся с тем, что уже случилось – заразило, вывело из строя, украло деньги. Одним из эффективных решений является применение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в системах ИБ, что позволяет автоматически обнаруживать инциденты кибербезопасности и реагировать на них с минимальным или нулевым воздействием со стороны людей.

Для квалифицированного применения этих сложных технологий, необходимы незаурядные профессиональные знания и навыки. Поэтому задачи разработки соответствующих алгоритмов и методик и подготовка квалифицированных специалистов должны решаться параллельно».
источник
Научно-образовательная политика
Где деньги?

Кейс Анастасии Проскуриной еще раз вскрыл некоторые системные особенности оплаты труда в социальной сфере, в том числе – в науке и высшем образовании.

На данный момент ситуация следующая: Минобрнауки все возможные средства до Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН довел. ИЦиГ, если смотреть по категориям научных сотрудников и в целом по институту – 200% в основном выполнил. Зарплата директора находится в нужных рамках.

Для выполнения требований «майских указов» 70% выделяет бюджет, остальные 30% должны изыскивать сами научные институты или университеты. Причем «отсечка» 200% проходит на уровне старшего научного сотрудника или профессора.

У ИЦиГ на конец 2020 года были деньги на счетах, которые можно было пустить на зарплату или премии. Однако, руководство приняло решение сохранить их.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на заседании Правительства отчитался – среднемесячная зарплата Анастасии Проскуриной за 2020 год составила 44 129 руб.

Президент Владимир Путин, пользуясь данным поводом, еще раз установил «флажки» в выполнении «майских указов»:
1.  Важны конкретные ситуации, а не «бумага».
2.  Бюджетники должны четко понимать, от какой суммы и как формируется их зарплата и выполняются «майские указы».
3.  «Базовые показатели», от которых ведется отсчет, в разных регионах и институтах могут отличаться, но не кардинально.
4.  Дифференциация в оплате труда в зависимости от категории нормально, но необходимо зафиксировать и минимальную границу.

В итоге сформулированы основные направления поручений: сделать систему более прозрачной и понятной, зафиксировать не только целевые, но и минимальные значения. Отдельно отметим – теперь в показатели эффективности директоров научных институтов внесен тот процент сотрудников, которые получают зарплаты выше 200%. Ранее эта практика была введена в отношение ректоров вузов.

Ситуация с Анастасией Проскуриной продемонстрировала от самый парадокс «майских указов», который сформировался еще в первые годы их выполнения: по документам и цифрам всё все выполнили – институт, регион, ведомство, правительство. По факту – есть нюансы.

«Майские указы» были обречены стать «средней температурой по больнице». Но в целом – они привели к повышению зарплат, в частности – в науке и образовании.

Важно, что все перекосы теперь будут исправляться на уровне методологии и под контролем президента.

С другой стороны, пока четко непонятно, как могут быть решены уже накопившиеся системные проблемы – уже свершившийся перевод на доли ставок; широкий разброс зарплат даже в одной категории научных сотрудников (а равно – преподавателей) в рамках одного института (или университета). Также остается проблема различия регионов – за одну и ту же работу с одним и тем же требуемым результатом (если считать, например, в баллах публикационной результативности) ученые из разных регионов получают очень разные деньги.

Можно только приветствовать инициативу президента о фиксировании нижней границы оплаты труда бюджетников. Предполагаем, что это также будет сделано, исходя из процентов к среднему доходу по региону. Проблема осталась той же – где взять на это деньги и как провести без массового сокращения либо долей ставок каждого сотрудника, либо части самих сотрудников.

По итогу – глава государства дает команду на системные изменения. Минобрнауки уже выясняет причины явного перекоса в зарплате Анастасии Проскуриной.

Сейчас в Новосибирске работает замминистра Пётр Кучеренко. НОП напрямую обратился к нему, и он подтвердил, что состоялся открытый и честный разговор с учёными и руководством института.

Завтра в ИЦиГ приедет комиссия - она проверит хозяйственно-финансовую о организационно-штатную работу ИЦиГ. Ведомство все средства довело – проблема явно сформировалась внутри института.

Есть еще одно частное замечание – помните, что в Институте цитологии и генетики СО РАН продолжается уникальный эксперимент по одомашниванию лис. Очень бы не хотелось, чтобы эти события вокруг ИЦиГ негативно сказались на лисах.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/64984
источник
Научно-образовательная политика
Мы, правые

Константин Богомолов в своем Манифесте обнажил главную проблему современного западного либерализма – во главу угла в нем поставлено отличие, а не схожесть. Демократия вывернулась наизнанку. Раньше под ней понимали уважение к меньшинству одновременно с принятием позиции большинства. Теперь в США и многих странах Европы есть только мнение меньшинства – этнического, расового, религиозного, идеологического и мн. др.

Сейчас в странах «коллективного Запада» невозможно высказать мнение большинства. В этом Константин Богомолов и видит «SMM закат Европы» (а заодно и США).

Да, у Европы есть колониальное прошлое, а у США длительная история рабства и сегрегации – но подчинение большинства крикливому меньшинству – это нацизм не меньший, чем в Третьем Рейхе.

Никто из либералов так и не смог объяснить обычному рэднеку, почему он должен испытывать стыд за то, что творилось сто лет назад с неграми на другом конце страны. Также он не понимает, почему он должен каяться перед всеми женщинами – ведь он сам никого не насиловал.

«Он» - за это местоимение сейчас зацепился феминистский взгляд. Хорошо, но берем на себя смелость утверждать, что большинство женщин в США и Европе совершенно не понимают, почему они неправы, если текущее положение их устраивает?

Проблема Запада в том, что там воцарился идейный тоталитаризм, опять же вывернутый наизнанку – личность подчиняется не диктату большинства, а конгломерату меньшинств. О да, это именно то «множество», которое только и может победить «Империю» – с точки зрения идей и методологии все верно.

Проблема в другом – это «множество» на обломках старой «Империи тотального капитализма» строит еще более монструозную конструкцию.

Все заметили, что в США негров убивают только белые копы? А знаете почему? Потому что это та самая тоталитарная цензура. Ведь всю систему принуждения, о которой пишет Константин Богомолов, разорвет в клочья, если женщина-полицейский, которая сама латинос и лесбиянка, пристрелит негра-гея.

BLM, начав христианским «каждая жизнь священна», очень быстро деградировал в тоталитарное «убивать можно только белых».

Впрочем, главное в манифесте Богомолова совсем не это. Вот ключевые строки:

«Несогласных много, и это вовсе не «дремучие» ортодоксы. Это современные, веселые и свободные люди, образованные и успешные, открытые новому, любящие жизнь во всем ее многообразии. Русские, европейцы, американцы, втайне мечтающие о том, чтобы прошли эти странные и темные времена. Они боятся подать голос. Боятся стать объектами сетевой травли в России. Подвергнуться моральному террору, потерять работу и финансирование на Западе.

Им как воздух необходима поддержка. Необходимо, чтобы их чувства и мысли были оформлены в слово, а слово было поддержано волей и организацией. А значит,

Пора ясно и внятно сформулировать новую правую идеологию, идеологию вне радикальной ортодоксальности, но строго и непримиримо отстаивающую ценности сложного мира в опоре на сложного человека».

В этих словах два измерения. Внутриполитическое – в России есть запрос на правую идеологию, и он должен быть удовлетворен в рамках электоральных процессов, в медийном пространстве, на политической арене.

Внешнеполитическое – у России есть все возможности стать тем самым лидером «правого» движения в глобальном масштабе.

Вспомним – ведь в рамках «философии Путина» глава государства как раз и говорит об уважении к истории, ценностям, традициям; о коллективизме как основе личного успеха и многом другом.

Собственно, это те самые идеи «суверенной демократии» - не зря многие комментаторы считают, что рукой Богомолова водил Сурков.

Да, у России есть шансы возглавить альтер-глобалистский правый проект. Есть только одна внутренняя загвоздка. Для этого нужно, чтобы русский патриотизм имел те же права, что и российский. А за фразу «Мы русские» не «шились» бы статьи за экстремизм. Впрочем, нужно играть и на либеральном поле – «Я/Мы русские» или #metoo_русская.

Манифест Богомолова: https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/10/89120-pohischenie-evropy-2-0
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Михаилом Стрихановым

Атомный ликбез и профориентация лично от главного воспитателя ядерщиков страны. 9 февраля состоялся открытый разговор с Михаилом Стрихановым, ректором НИЯУ МИФИ», Ларисой Пастуховой, координатором Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректором РГГУ, и Евгением Сжёновым, научным руководителем Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ. Подробнее: https://telegra.ph/Otkrytyj-razgovor-s-Mihailom-Strihanovym-02-10
источник
Научно-образовательная политика
Школа научного лидерства Западно-Сибирского НОЦ

Открыт набор слушателей для участия в Школе научного лидерства и Школе руководителей научно-технических проектов. Две флагманских программы Центра развития компетенций Западно-Сибирского научного образовательного центра (НОЦ) стартуют в марте 2021 года и продлятся до февраля 2022 года.
Модульные программы рассчитаны на академический персонал университетов и исследовательских институтов, индивидуальных участников и команд с научными проектами.

📍Мероприятия Школы научного лидерства и Школы руководителей научно-технических проектов преимущественно будут проводиться в онлайн-формате. Возможны очные модули.
Офлайн-защита проектов пройдет в четвертом квартале 2021 года.

📍Для участия необходимо заполнить заявку по ссылке в срок до 22 февраля 2021 года.
Дополнительная информация содержится на сайте проекта.

📍Напомним, Центры развития компетенций организованы в рамках нацпроекта «Наука».

📍Не менее 15 НОЦ мирового уровня должно быть создано для достижения национальных целей развития, предусмотренных нацпроектом «Наука и университеты» (в соответствии с указами Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года).

📍Кроме достижения национальных целей НОЦ создаются для решения прорывных прикладных задач по приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ. Важным этапом подготовки кадров для решения задач по приоритетам Стратегии выступают Центры развития компетенций. В частности, центры должны заниматься повышением квалификации и компетенций руководителей проектов и лабораторий, создавать условия для эффективного развития лидеров и команд.

#МинобрнаукиРоссии
источник
2021 February 11
Научно-образовательная политика
Наука - пища для ума
 
Развивая тему Дня российской науки в Год науки и технологий, 8 февраля в Московском государственном университет пищевых производств прошёл научно-образовательный форум «Наука – это жизнь».

Минобрнауки не обошло  вниманием это событие. Петр Кучеренко, заместитель министра науки и высшего образования РФ, лично приехал в университет, чтобы вручить памятные награды молодым ученым и сотрудникам МГУПП.
 
Михаил Балыхин, ректор МГУПП, прокомментировал роль науки в пищевых производствах специально для НОП:
 
«Этот год в МГУПП объявлен Годом молодежной науки. В рамках него будет реализован спектр мероприятий и программ, связанных с повышением популярности науки среди молодежи, социальные лифты для молодых ученых, комплексные программы акселерации и технологического предпринимательства.
 
В рамках форума в МГУПП были подписаны стратегические соглашения о создании базовых кафедр совместно с академическими институтами и предприятиями. Прежде всего, на них мы хотим видеть молодых ученых. Именно они станут основным двигателем  их развития.
 
Одним из важных проектов МГУПП, нацеленных развитие молодежной науки и технологического предпринимательства, станет открытие в Год науки Международного библиотечного центра научно-технической информации, в котором будет собрана уникальная база данных по агро-, био-, ветеринарным и медицинскими технологиями. Библиотечный комплекс даст возможность молодым ученым продолжить свои исследования и сформировать научный задел, имея доступ ко всем существующим профильным реферативным базам.
 
Мы возрождаем студенческое научное общество МГУПП и наделяем его новыми смыслами. Особенность в том, что это не навязанная инициатива сверху, это ответ на запрос студентов и аспирантов, это их инициатива и их творчество. Студенческое научное общество МГУПП станет основой студенческого самоуправления. Студенты-исследователи должны стать триггерами перехода, стимулировать новые открытие, конструировать будущее.
 
Но для реализации обозначенных амбициозных задач необходим и соответствующий инновационный инструментарий. У МГУПП есть актуальное решение - в этом году будет открыт Инновационный Технопарк, который станет основой акселерационных программ для студентов, мыслящих креативно и стремящихся создавать новое. Он будет нацелен на уберизацию функций при организации собственного дела, все это должно помочь развить технологическое предпринимательство в МГУПП и вывести на новый рубеж «молодую науку».
 
Еще одним событием в поддержку научно-исследовательской компоненты, станут новые исследовательские сетевые магистерские программы совместно с академическими институтами, что позволит не только укрепить трансфер молодых выпускников бакалавриата/магистратуры в научную среду, но и сформировать под каждого индивидуальную профессиональную траекторию.
 
В рамках форума было подписано соглашение о создании базовой кафедры «Биотехнологии молока» во ВНИИ молочной промышленности, а также договор о намерении создания НОЦ мирового уровня «Молоко и его производные».
источник
Научно-образовательная политика
Женщины в науке и о науке

11 февраля во всем мире отмечают Международный день женщин в науке.

В 2020 году к основному конкурсу «Лидеры России» – флагманскому проекту президентской платформы «Россия – страна возможностей» – были добавлены профильные специализации, в том числе «Наука». Среди 214 полуфиналистов трека «Наука» 2020 года 178 – мужчины (83%) и 36 – женщины (17%). Участницы «Лидеров России» рассказали о науке и роли женщины в ней.

Екатерина Скорб, финалист специализации «Наука» «Лидеров России 2020»:
«Женщины очень нужны в науке, они креативны, талантливы, работают над актуальными и важными проектами, получают Нобелевские премии. Количество женщин в науке растет, в том числе из-за разных инициатив, направленных на то, чтобы женщины оставались в науке. Это и специальные грантовые программы, и помощь в организации социальной сферы. Так, например, когда я работала в Германии, от MPIKG мне дали место в детском саду, когда моей дочери было три месяца, и я смогла работать, что для меня было важно. Переехав в Россию, я получила национальную стипендию L'OREAL-ЮНЕСКО «Для женщин в науке». Могу также сказать, что важно, что мне очень везет в жизни с учителями и коллегами, так как в науке сейчас «один в поле не воин», а вместе мы Сила!»

Анна Кудрявцева, полуфиналист от ЦФО и специализации «Здравоохранение» третьего сезона «Лидеров России», кандидат биологический наук, замдиректора по научной работе Института молекулярной биологии РАН, завлаб Постгеномных исследований, руководитель ЦКП «Геном» ИМБ РАН:
«В российской науке женщин немало, исключение составляют лишь высшие управленческие и экспертные позиции, однако и здесь налицо положительная тенденция. Не нужно далеко ходить за примером, Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков недавно назначил временно исполняющей обязанности директора нашего института члена-корреспондента РАН Софию Георгиевну Георгиеву. Кстати, она много лет участвовала в программе поддержки женщин в науке L’Oreal-UNESCO.

Уверена, что роль женщин-исследователей скоро усилится даже в точных науках. Всё же мы по-другому смотрим на многие вещи и на мир в целом. И дело тут не только в гендерных различиях – сила человечества в том, что мы разные, у каждого есть уникальный набор убеждений, культурных особенностей, стереотипов, способностей и ограничений. Это почти то же самое, что использование ставшего модным мультидисциплинарного подхода. Так что, если побороть предрассудки о гендерном неравенстве в высокой науке и дать женщинам шанс показать себя, как исследователями, так и руководителями, то даже у самых сложных задач просто не останется шансов, мы решим их!»

Наталья Чайковская, полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», гендиректор ООО НПО Оксиген, кандидат медицинских наук:
«Я пришла в науку сама и, скорее, вопреки, когда осталась без поддержки, но с ясным видением цели и желанием изменить мир к лучшему, помочь людям сохранять самое ценное, что у них есть – здоровье. Совокупные исследования ученых двигают мир в новую лучшую жизнь, по крайней мере так должно быть. Конечно, каждый ученый должен быть мечтателем и видеть реализацию своих самых смелых идей, но эта цель всегда должна быть гуманна. Для меня именно это все и дает ощущение необходимости своего присутствия в этом мире, желание работать, преодолевать, ведь без этого человек гаснет, тускнеет и чахнет. Наука – это творчество прежде всего, а творить, мечтать, изобретать может любой человек на любом рабочем месте. Если бы это можно было донести до каждого, мир стал бы ярче, а люди счастливее, ну и прогресс шел бы быстрее».

Елена Цублова, полуфиналист специализации «Наука» «Лидеров России 2020», доктор биологических наук, профессор кафедры химии Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского:
«Наука, на мой взгляд, не может привязана быть к мужчинам или женщинам. Если тебе интересно, и ты хочешь познать какие-то процессы, докопаться до решения каких-то задач, то неважно к какому полу принадлежишь».
источник
Научно-образовательная политика
Научная гражданственность импортозамещения

Одним из самых системных выступлений на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля 2021 года стали слова Елены Шмелевой – главы «Сириуса».

Триада Шмелевой: стратегия, импортозамещение, идентичность.

В самом начале она отметила, что «Сириус» развивается на основе системного подхода к работе по приоритетным направлениям. Здесь ключевое – ориентация на масштабные задачи и комплекс работ в заданных рамках стратегического целеполагания, а не исходя из персоналий (ведущих ученых) либо уже отработанных моделей взаимодействия.

Принципиально значимо замечание Елены Шмелевой о формате мышления – если «Сириус» работает системно по направлениям, то его академические партнеры чаще всего действуют по инерции, по традиционным тематикам, выстраивая взаимодействие со своими давними партнерами.

Нужна смена парадигмы мышления: от адаптации неких глобальных рамок под наличные ресурсы к гибкой перестройке и развитию новых партнерских отношений под прорывные и концептуально новые комплексные проекты. Собственно, это переход к формату комплексных научно-технических программ и проектов.

Российская академия наук во главе с президентом Александром Сергеевым как раз приветствует данный трансфер, а также активно участвует в отборе и запуске подобных программ.

Елена Шмелева указывает на существующий разрыв – на доктринальном уровне существует Стратегия научно-технологического развития и ряд других документов. И в определенной группе администраторов прорыва есть понимание, что львиная доля работ должна выстраиваться в русле приоритетных направлений и с фокусом на противостояние большим вызовом с одновременным преобразованием их в пространства возможностей.

На уровне ведомств, тем более – исполнителей и даже инициаторов проектов, отсутствует этот уровень системного осмысления места и вклада конкретных работ в достижении метацелей. И происходит, как правило, «натягивание» приоритетов на существующую конкретику научно-технологических процессов. Причем она чаще всего является результатом одного из предыдущих этапов научно-политического целеполагания.

В итоге достижение глобальных целей и решение системных задачи (которые, в принципе, сформулированы и обозначены) подменяется формализованным контролем за процессом, который заменяет собой оценку результата.

Второй важный смысловой блок – отечественное оборудование и приборная база. Елена Шмелева ставит вопрос о том, чтобы прорывное развитие было сопряжено с импортозамещением: «Как минимум должен быть сформирован государственный заказ, как максимум – наиболее принципиальные сегменты отечественного рынка исследований разработок должны быть ориентированы на российские решения».

Секьюритизация научно-технологического прорыва ведет к его суверенизации. Поскольку наука, технологии и человеческий капитал обозначены, в том числе президентом, как важнейшие компоненты национальной безопасности – то и опираться в своем развитии они должны на отечественные идеи и решения.

«Наука интернациональна, но всегда решает национальные задачи», - отметила Елена Шмелева. Это и есть суверенная научно-технологическая демократия.

Третья принципиально важная идея – формирование научной гражданственности как воспитательного процесса и молодежной политики. Елена Шмелева говорит, что важно сформировать единой системно структурированное поле идей и задач, которые будут ставить сами ученые (и молодые особенно). Это сформирует особую научную идентичность молодых россиян. А использование отечественных приборов позволит вывести это ощущение на более высокий уровень – ученые начнут понимать, что выполняют важные задачи, делают реальный вклад в улучшение жизни людей.

«Комплексный подход при планировании науки, развитии отечественных технологий – это и есть воспитание. Наука, так же как и образование, – это не отрасль, это то, что нас объединяет и задаёт стандарты», - резюмировала Елена Шмелева.

Итак, прорыв должен быть системным и суверенным, включать импортозамещение и воспитание. Научная идентичность должна быть тесно сопряжена с национальной.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Стартап и университет: кейс КБГУ

Студент КБГУ Канамат Курашев получил в управление стартап в г. Троицке (Москва) по итогам деловой игры «Построй компанию/продай компанию», проходившей в Университетской «Точке кипения» Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.М. Бербекова по инициативе компании «ТехноСпарк» группы «Роснано».

Канамат руководил киберспортивным клубом при студпрофкоме университета, сейчас учится на 4 курсе по двум направлениям подготовки. Зимой 2020 г. в числе 700 студентов вуза он зарегистрировался на игровой платформе «Построй компанию/Продай компанию» компании «ТехноСпарк», которая серийно создает и развивает инновационные технологические стартапы в таких областях, как логистическая робототехника, системы хранения электроэнергии, медицинское хай-тек оборудование, искусственные алмазы, композиты, оптические покрытия, геномика и пр.

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова стал первым партнером «ТехноСпарка» на Северном Кавказе.

Главная цель деловой игры, о которой Канамат узнал из инстаграма «Точки кипения КБГУ», – диагностика деловых качеств студентов и отбор лучших из них для участия в программе предпринимательской практики #стартап-диплом. Стартапы, созданные студентами выпускных курсов в ходе годовой предпринимательской практики, не только становятся материалами для дипломных работ, но и дают возможность участникам продолжить свое движение в технологическом предпринимательстве.

Во время игры, организованной при содействии департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий КБГУ, Канамат взял на себя обязанности руководителя проекта, в качестве инженеров нанял своих друзей. Его команда создала из подручных материалов (проволока, веревки, пластиковые рейки, стаканы и проч.) продукт, соответствующий заданным критериям – качеству и времени. Канамат Курашев первым среди руководителей других игровых проектов «реализовал» эффективно действующую компанию условному покупателю – организаторам делового баттла.

«В рамках дипломной практики в Троицке передо мной стоят следующие задачи: наладить производство, найти клиентов, масштабировать производство и начать работать автономно. «ТехноСпарк» доводит стартапы до этапа эффективного производства и продает. Это направление в нашей стране активно развивается, есть много возможностей для самореализации. Надеюсь получить знания, опыт и навыки, которые понадобятся мне для дальнейшей деятельности в области технологического предпринимательства,» – рассказал Канамат Курашев.
источник