Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 08
Научно-образовательная политика
Елена Шмелева: Принципиально важна координация. Предствители академического сообщества каждый идут в свою сторону. Причина тому – отсутствие стратегических задач со стороны государства и бизнеса. Сейчас контролируется не то, что дает комплексный результат для развития страны.
источник
Научно-образовательная политика
Елена Шмелева: Главным продолжает оставаться промежуточный результат. Считаем, что нужно целеполагание по всей вертикали – от больших вызовов Стратегии НТР до участия студентов и школьников в рамках исследовательских и образовательных проектах.
источник
Научно-образовательная политика
Елена Шмелева: Формирование научной гражданственности в работе с молодежью – одна из основных задач «Сириуса».
источник
Научно-образовательная политика
Максим Никитин (МФТИ): Интеграция – та же логика должна быть применена к управлению наукой.
источник
Научно-образовательная политика
Максим Никитин (МФТИ): Намного лучше было бы сразу делать фундаментальные разработки с прицелом на масштабирование и применение.
источник
Научно-образовательная политика
Максим Никитин (МФТИ): Один из возможных вариантов решений – создание надведомственной площадки, которая бы объединяла представителей различных ведомств, обладала правами координирования, определения финансирования и обеспечения его бесшовности, а также занималась бы инфраструктурой.
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сергеев (президент РАН):

В рамках самой Стратегии НТР есть механизм – так называемые комплексные научно-технические программы и проекты, которые включают в себя все этапы инновационного цикла. По сути, такие КНТП и должны помогать преодолеть «долину смерти».

Сейчас работают 7 советов по приоритетам Стратегии НТР. Они обеспечивают экспертное сопровождение программ. Механизм КНТП пользуется интересом со стороны высокотехнологичного бизнеса.

Уже поступило более 100 заявок на такие программы и проекты, 15 из них поддержаны Координационным советом [советов по приоритетам], 4 поддержаны Советом при Президенте и Минобрнауки – переданы в Правительство.

Мы действительно очень тесно сотрудничали с Минобрнауки при запуске таких проектов и программ.
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сергеев (президент РАН):

Комплексные программы и проекты формируют свою экосистему. Но есть и другие экосистемы: Сколково, НТИ, ИНТЦ, НОЦ. При наличии такого множества экосистем, Россия по-прежнему находится далеко не в лидерах инноваций.

По управлению инноваций мы находится на уровне 70-х мест [рейтинга инноваций].

Поддерживаю предложение Александра Хлунова: создание государственной системы управления научно-технологического комплекса и надведомственного органа по координации.

По аналогии с Военно-промышленной комиссией было бы логично создать для сферы гражданской науки государственную комиссию по науке и технологиям при Правительстве Российской Федерации.
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий (ректор МГУ):

Предлагаю в этом году провести, например, в «Сириусе», конференцию участников уже созданных четырех математических центров мирового уровня. На нем обсудить, наряду с вопросами математики и ее преподавания, обсудить как ученые-математики должны пойти в школы.
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий (МГУ):

Рабочей группой разработана Концепция развития суперкомпьютерной инфраструктуры.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин – ректору МГУ Виктору Садовничему:

На поэтов не наезжайте, у них достаточно фантазии.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

В первую очередь, хочу сказать по вопросам координации и внедрения разработок.

В госпрограмме Научно-технологического развития консолидированы затраты на фундаментальные исследования. Прикладные исследования проанализированы аналитически, они проводятся 53-мя ГРБС.

Предлагается и уже реализуется комплекс работ по повышению эффективности механизма координации разработок, финансируемых из госбюджета.

Также предлагается перейти к работам в сфере исследований и разработок в соответствии с уровнем готовых технологий.

С учетом постоянного сжатия инновационного цикла предлагаем обеспечить распределение расходов на фундаментальные исследования с учетом результативности и исследователя, и коллектива.

Мы создаем 7 площадок – научно-образовательных карбоновых полигонов. Будут расположены на базе ведущих научных и образовательных организаций. Необходимо сразу втянуть в эту работу студентов.
источник
Научно-образовательная политика
Молодой ученый из Новосибирска Анастасия Проскурина (лауреат премии президента) в открытую говорит о низких зарплатах, о незначительных надбавках, о бюрократии в получении грантов, о практике перевода сотрудников на доли ставок для выполнения «майских указов».

Также Анастасия высказалась в защиту РФФИ, который может быть слит с РНФ.

Третий вопрос – о внедрении разработок в практику. «Пока что это совсем не работает никак. Мы не знаем, куда податься. Где искать, где реализовывать, чтобы наши разработки дошли до людей? Я услышала про быструю поставку реактивов – но пока это нововведение не дошло до Сибири.
источник
Научно-образовательная политика
Антон Силуанов: По Новосибирской области у нас данные, что ученые обеспечены заработной платой на уровне 200% по региону. Было сказано про работу на полставки – тогда и оплата распределяется. По субъектам фонд сформирован, вопрос в дележке фонда заработной платы внутри.

Анастасия Проскурина: Мы все работаем на полную ставку, но нам предлагают перейти на полставки, чтобы достичь показателей. Мы не пошли на эти уловки и подтасовку данных. Это было указание откуда-то из СО РАН [Сибирского отделения РАН].

Владимир Путин: Андрей Александрович, средний уровень заработной платы какой?

Андрей Травников: 39 тысяч.

Владимир Путин: У нее должно быть почти 80 тысяч. Где деньги-то? Антон Германович, где деньги Зин?

Антон Силуанов: У нас информация даже 210 процентов.

Владимир Путин: Ну вот же она сидит в телевизере. У нее 25 тысяч, а должно быть 78. Так где они? Давайте вы вместе с Фальковым займитесь этим делом.

Если вас, Анастасия Сергеевна, за этот наш диалог будут ущемлять – сразу позвоните в Администрацию Президента, я поговорю с вами по телефону.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Литвиненко (ректор Горного университета):

Нужно четкое определение, кто заказчик и кто получатель результатов. [Если есть Министерство науки и высшего образования,] все что, например, касается фундаментальных исследований – должно проходить через министерство.

Я рад, что вы как президент уделяете большое внимание привлечению именно крупного капитала.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Литвиненко открыто ставит вопрос о недостаточной квалификации управленческих кадров, которые занимаются вопросами Арктики и Антарктики.
источник
Научно-образовательная политика
Иван Оселедец (Сколтех) дает советы новосибирским молодым ученым, говорит о том, что нужно поставить цели и какое-то время не трогать.

Владимир Путин отмечает, что и деньги выделялись очень хорошие.

[Конечно, видна явная оторванность Сколтеха от реальности – прим. НОП].
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Медведев:

Нам надо подняться над ведомственной разобщенностью.

У нас на ближайшие три года 37 программ и 53 главных распорядителя бюджетных средств. При этом из 1,6 трлн руб. – на долю Минобрнауки приходится только 666 млрд руб.

Ведомственная принадлежность мешает достижению результата. Перераспределение возможностей по управлению развитием было бы правильным.

Большинство программ и ГРБС должны быть выведены на более высокий уровень принятия решений – мне представляется правильным. Правительственная комиссия – тоже возможный вариант.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:

Именно от уровня научного и технологического развития зависит конкурентоспособность национальной экономики и отечественных компаний, напрямую с этим связано благополучие людей и безопасность. Конкуренция за знания растет. Кто вырвется вперед – тот будет определять дальнейшее развитие человечество. Потому научный, технологический суверенитет – вопрос настоящего и будущего России. У нас есть все, чтобы быть в числе лидеров в науке. Потенциал нужно наращивать.

Разобщенность, слабые коммуникации между министерствами и ведомствами, научными центрами [приводят к истощению этого потенциала]. Отсюда дублирование, распыление финансовых ресурсов. Чтобы двигаться в будущее, надо оставить межведомственные дрязги в прошлом. Нужно двигаться консолидированным фронтом.

Обозначу конкретные решения:

Прошу коллег из Администрации вместе с Правительством подготовить указ, направленный на изменение механизмов управления государственной научно-технической политикой. Изменить состав и механизм формирования Совета по науке и образованию – включить членов правительства и совета безопасности.

Также считаю создать комиссию по научно-технологическому развитию при Правительстве. Туда должны войти персонально ответственные представители ведомств на уровне не ниже замминистра, а также представители Совбеза.

Прошу Правительство подготовить и принять новую Программу научно-технологического развития. На деле необходимо обеспечить общее планирование и реализацию НИОКРов, проведение экспертизы. Предусмотреть участие частных компаний.
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые друзья! Дорогие коллеги!
От имени Комитета Государственной Думы по образованию и науке и от себя лично сердечно поздравляю всех ученых с Днем российской науки!

Наша наука – это явление мировой цивилизации. Планета во многом обязана российской науке. Трудно назвать область современных знаний, в которой Россия не выступала бы первопроходцем – химия, радио, телевидение, космос, ядерная энергетика, лазерные технологии, гуманитарные знания. Мы вправе гордиться выдающимися учеными и научными школами, определившими магистральные направления научно-технического развития.

Наших ученых всегда отличало глубокое понимание своей миссии,  самоотверженность, любовь к Отечеству. Эти традиции несет и нынешнее поколение людей науки.

Современная российская наука стоит на плачах гигантов, имеет солидные заделы фундаментальных знаний, накопленных поколениями исследователей. И нет ничего удивительного в том, что именно наши ученые первыми предложили самую эффективную вакцину от коронавируса. Сегодня мы обращаем к ним слова искренней признательности за их поистине доблестный труд, который сохранит жизнь и здоровье миллионам людей.

Уровень развития фундаментальной и прикладной науки - ключевой фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее  конкурентоспособности и безопасности, повышения уровня жизни.

Сегодня, когда объем накапливаемой человечеством информации каждый год удваивается, научные прорывы, наращивание интеллектуального потенциала, быстрота освоения и внедрения в жизнь новых знаний - в числе важнейших  государственных приоритетов. И закономерно, что 2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий.

Предстоит поднять престиж науки и труда ученых, привлечь молодые таланты, добиться достойного финансирования научно-образовательной сферы, создать инновационную инфраструктуру исследований, механизмы воплощения в жизнь достижений наших ученых.

Уверен, Год науки позволит нарастить ее потенциал, расширить горизонты познания.

Желаю вам, дорогие друзья, крепкого здоровья, творческого настроения, новых открытий и свершений!
источник