Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 10
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Олегом Мансуровым (2/2)

Чем больше интегрируется вопросов бизнеса в курсовые и дипломные работы, тем лучше это для всех участников образовательного процесса. Например, «Стартап как диплом» сейчас популярная тема, эту модель опробовали еще в 2015 году. Дальневосточный федеральный университет – первые участники программы, ее пионеры - а теперь - мощный центр компетенций в этой сфере.

В университете должна быть структура, которая отвечает за это направление работы, редко бывает, что есть централизированная структура, вузы во многом похожи на рынок – есть много разных услуг, кафедр и специалистов, которые могут предлагать только себя. У многих сложились исторические связи, они по ним и работают, не расширяясь. Чтобы сменить такую устаревшую модель, надо силами вуза выходить на международную арену, тут важна также кооперация с регионами.

С коллегами из АНО РСВ Олег Мансуров общается до сих, потому что даже космический проект имеет перед собой те же цели, что и президентская платформа «Россия-страна возможностей». Коммуникация идет с разными проектами: Worldskills, потому что у них хорошая рабочая база специалистов; с «Лидерами России», которые помогают с текущими проектами; «Цифровой прорыв»; «Моя страна – моя Россия»; CASE-IN. Тот нетворкинг, который дают проекты платформы, полезны всем, кто участвует в этой истории.

Что касается текущей деятельности, то Success Rockets стартовал не вчера. Всегда есть проекты явные, которые на поверхности, а есть проекты в зачаточном состоянии. Космическое направление с участием Олега Мансурова было начато в 2011 году, а непосредственно проекты в рамках Success Rockets – с 2018 года.

Понимание целесообразности выбранного вектора появилось в финале прошлого сезона «Цифрового прорыва». Длительное время занял анализ рынка и составление аналитики.

Сегодня с технической точки зрения работа сфокусирована по 3 направлениям:
• ракетоноситель сверхлегкого класса;
• космическая платформа, которая удешевит и стандартизирует производство малых космических аппаратов;
• космические буксиры – системы доведения с космического аппарата до нужной орбиты.

Есть много нормативной работы, которая связана со снятием ограничений на получение различных лицензий. Также есть блок работы с клиентами и приемом заказов. Старты запуска продукции уже проходят, но они носят экспериментальный характер. Полноценный запуск возможен в перспективе ближайших 3 лет. Основная масса испытаний проходит сегодня в Астраханской области.

Взлет по карьерной лестнице Олега Мансурова плавно перешел в полет, который с каждым годом только набирает скорость и высоту, причем в случае с Олегом уже космического масштаба. Мы частно говорим о возможностях социальных лифтов в рамках нацпроекта «Образование», но история она в лицах. Олег – то «лицо», которое доказывает, что эти лифты работают и что каждый может попробовать и проявить себя.
источник
2020 August 11
Научно-образовательная политика
Вызовы образования на Сенеже

Сегодня, 11 августа, состоится открытие четвертой смены «Вызовы образования» Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов». Смена продлится до 17 августа.

В день открытия участники встретятся с генеральным директором АНО «Россия — страна возможностей» Алексеем Комиссаровым и руководителем проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей» Андреем Богданцевым. Спикеры проведут встречу в формате «Диалог на равных» на тему «Образование будущего: вызовы и перспективы». Также в этот день состоится «Диалог на равных» на тему «Очень странные дела: как студенты пережили COVID-19?» с проректором НИУ ВШЭ Валерией Касамара.

Участниками четвертой смены станут около 200 Мастер-участников (физически находятся на площадке форума офлайн) и 600 цифровых Аватаров (участники входят в мини-команду Мастера-участника и участвуют онлайн).

Участники смены – педагоги, управленцы Российского движения школьников, специалисты вузов и ссузов по работе с молодежью, специалисты по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Также будут представлены студенческие советы и профсоюзы образования, Национальная лига студенческих клубов и медиа.

В рамках образовательной программы в течение смены будут рассмотрены вопросы влияния пандемии на образование, воспитательной компоненты в образовательном стандарте, необходимых элементов для дистанционного обучения.

На форуме пройдет «Грантовый конкурс молодежных инициатив» Росмолодежи, который входит в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». На закрытии смены будут объявлены победители Грантового конкурса. Участники смены получат возможность выиграть до 1,5 млн рублей на реализацию собственных проектов.

В течении этой недели участников смены ждут «диалоги на равных» с помощником Президента России Андреем Фурсенко (модератор Сергей Чуев, гендиректор библиотек Северо-Востока Москвы), научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым (модератор Павел Сорокин доцент ИО ВШЭ), руководителем фонда «Талант и успех», сопредседателем (2018г.) избирательного штаба Владимира Путина Еленой Шмелёвой (модератор Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика»).
источник
Научно-образовательная политика
Университет – тюменский, миссия – третья, школа – НТИ

В Москве на площадке АСИ прошла межрегиональная конференция, посвященная реализации «третьей миссии» университетов. Она состоялась в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для сильного времени». Конференция объединила ведущих экспертов по данному вопросу из 10 ведущих российских вузов. Открывал мероприятие доклад врио ректора ТюмГУ Ивана Романчука, в котором были освещены вопросы формирования условий для эффективной реализации «третьей миссии» и представлен опыт Тюменского государственного университета.

Напомним, что эта тема находится в центре внимания стратегов, управленцев и аналитиков научно-образовательной сферы.

«В нашем понимании третья миссия университета – это развитие предпринимательских компетенций, начиная со школы, – отметил Иван Романчук. – Это не только управление бизнесом, но и принципиальный взгляд на свою деятельность как эффективную, результативную и востребованную рынком. Мы понимаем предпринимательство в науке как успешное внедрение инноваций, предпринимательство в госуправлении как эффективную реализацию комплексных проектов для города и его жителей и так далее».

Для этого в Тюменском госуниверситете выстроен цикл работы с абитуриентами и студентами на основании индивидуальных образовательных траекторий, который закладывает базовую ценность ответственности за свой выбор и свою жизнь.

Иван Сергеевич обратил внимание, что третья миссия в ТюмГУ родилась из стратегической цели вуза по коммерциализации научных разработок. Для ее реализации в партнерстве с образовательным центром «Сириус» был создан Региональный центр выявления и развития талантов «Новое поколение», через который за четыре года прошли более 10 000 детей. В 16 раз относительно 2017 увеличилось количество разработанных и реализованных инноваций. «Мы убеждены, что инвестиции в «новые компетенции» – это то, с чего нужно начинать в реализации третьей миссии университету, который стремится занять лидирующую позицию на федеральном уровне. Именно люди с новыми компетенциями помогут нам сделать рывок и в экономической, и в городской, и в социальной, и в технологической повестке», – подчеркнул врио ректора.

Следующий этап, который ТюмГУ начал реализовывать в этом году, – создание в Тюмени одной из первых региональных Школ НТИ. Цель школы – воспитание будущих технологических лидеров. При проектировании школы решено сделать основной упор на взаимодействии с работодателями и освоении старшеклассниками и студентами сквозных компетенций в модели «горизонтального университета», которую вуз одним из первых внедряет в России.

Источник: https://news.utmn.ru/news/important/934575/
источник
Научно-образовательная политика
Социально-образовательная инициатива

На днях президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоявшегося 9 июля 2020 года.

Основная идея – запуск Национальной социальной инициативы – аналога НТИ, но для социалки.

НСИ должна содержать механизмы направленные на:

выявление и устранение барьеров при оказании гражданам услуг в социальной сфере, включая здравоохранение, образование и социальную поддержку;

повышение эффективности процессов в деятельности организаций социальной сферы;

формирование рейтинга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по качеству жизни населения, включающего в том числе рейтинг, составленный на основе оценки молодыми гражданами качества образования, доступности жилья, удобства городской среды и общественных пространств, возможностей для реализации предпринимательских и творческих инициатив;

создание системы мониторинга и обмена лучшими практиками в социальной сфере.

В целом НСИ должна в максимальной степени упростить взаимодействие, с одной стороны, граждан и государства при получении социальных услуг, а с другой – уже государства и некоммерческих организаций.

Запуск НСИ традиционно произойдет в два этапа – пилотный (для сбора информации предлагается рассмотреть использование искусственного интеллекта) и общефедеральный (до мая 2021 года).

Особенно важно, что при запуске Национальной социальной инициативы учтено определяющее значение образования как для успеха конкретного гражданина, так и для накопления «человеческого капитала».

Правительству Российской Федерации при участии Агентства стратегических инициатив, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [поручено] проработать вопрос о включении субъектов Российской Федерации в работу по формированию и реализации проектов Национальной технологической инициативы, в том числе в системе образования, предусмотрев при этом расширение использования перспективных наработок в программах переподготовки кадров.

Таким образом, во-первых, лишний раз подчеркнуто значение кадрового прорыва для реализации форсированного развития, предусмотренного нацпроектами, во-вторых, четко обозначена точка сопряжение НТИ и НСИ – образовательные проекты (здесь в части переподготовки кадров особенно выделим значение сектора ДПО, который должен получить максимальное ускорение в рамках реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого»). А в-третьих обозначена и важная роль, и зона ответственности – как «сквозных» институтов (АСИ, Вордскиллс), так и регионов.

Национальная социальная инициатива станет одним из важнейших стратегических инструментов реализации образовательной политики. Не только в силу программ подготовки и переподготовки кадров (здесь опять же – сильно сопряжение с нацпроектом «Образование»), но также тем, что ключевые идеи НСИ сильно схожи с «третьей миссией» университета – то есть его вкладом в развитие региональной экономики, социальных взаимодействий, местных сообществ, а также в итоге – повышением уровня жизни граждан.

Перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63873
источник
Научно-образовательная политика
Когда б вы знали из какого сора: в РХТУ создали адсорбент из стружки и отходов

Ученые РХТУ им. Д. И. Менделеева показали, что, сжигая смесь древесины и пластика в бескислородной атмосфере, можно не только утилизировать отходы, но еще и получить полезный продукт - адсорбент для создания углеродных фильтров. Исследователи оптимизировали состав реакционной смеси и другие параметры синтеза, после чего адсорбирующие свойства нового материала оказались сопоставимы с коммерческими аналогами. При этом процесс получения адсорбента стал технологически более доступным. Результаты работы опубликованы в августовском номере журнала Chemical Engineering Research and Design, а осенью 2020 года планируются промышленные испытания технологии.

РХТУ им. Д. И. Менделеева – опорный университет химической отрасли России, работа которого направлена не только на получение новых знаний, внедрение их в промышленность и реализацию целей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Экология». Исследование проведено сотрудниками кафедры промышленной экологии и кафедры химической технологии углеродных материалов РХТУ им. Д. И. Менделеева при поддержке программы для молодых ученых.

«РХТУ им. Д.И. Менделеева - опорный университет химической отрасли России, мы ведем исследования и разработки в тесном партнерстве как с академическими институтами, так и с химическими предприятиями», - комментирует Анна Щербина, проректор по науке РХТУ специально для НОП. - «Примечательно, что эта работа финансово поддержана специальной программой РХТУ для молодых ученых нашего университета, работающих по стратегическим направлениям исследований. Зеленая химия и устойчивое развитие - одно из главных научных направлений нашего вуза, через такие исследования мы трансформируем химическую промышленность, боремся с хемофобией и движемся к экономике замкнутого цикла».

Благодаря своим компетенциям РХТУ находится на передовой химического фронта научно-технологического прорыва.

«Важно понимать, что научно-исследовательская деятельность РХТУ строится на основе Стратегии НТР и Целей национального развития, в частности таких как «возможности для самореализации и развития талантов» и «комфортная и безопасная среда для жизни», определенных в Указе Президента России. Достигнуть результата можно лишь совместными усилиями - как междисциплинарыми исследованиями, например на стыке химической технологии и экологии, так и в рамках консорциумов: совсем недавно РХТУ подписал соглашение о сотрудничестве с ведущими химическими институтами РАН, а ранее в этом году вместе с Федеральным Экологическим Оператором собрал партнеров для организации консорциума «Передовые ЭкоТехнологии». Все эти работы направлены на реализацию национальных проектов «Наука» и «Экология». В ближайшее время мы планируем принять участие в Программе стратегического академического лидерства и реализовать модель национального опорного университета химической отрасли», - отметила Анна Щербина.

Подробности здесь: https://telegra.ph/Kogda-b-vy-znali-iz-kakogo-sora-v-RHTU-sozdali-adsorbent-iz-struzhki-i-othodov-08-10
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые коллеги подтверждают наш инсайд от 8 августа.

https://t.me/bpshkola/5059
источник
Научно-образовательная политика
​​ТПУ и самый масштабный энергетический проект человечества

ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor) — международный проект, который называют самым масштабным в истории человечества в области энергетики. Его цель — продемонстрировать возможность вырабатывать энергию с помощью управляемого термоядерного синтеза.

В случае успеха люди получат источник энергии, более безопасный и экологичный, чем углеводороды и уран.

Реактор начали собирать на юге Франции в конце июля 2020 года. В проекте участвуют специалисты из России, Евросоюза, США, Китая, Индии, Японии и Южной Кореи.

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера (ИЯФ СО РАН), в частности, создает устройства для диагностики параметров плазмы в реакторе. Детали этих устройств имеют сварные соединения.

Специалисты Томского политеха должны разработать методики контроля качества и надежности сварных швов.

Александр Бурдаков, заведующий лабораторией ИЯФ:

ИТЭР — это ядерный объект, здесь предъявляются серьезнейшие требования к качеству и безопасности всех систем. ТПУ решает важную для нас научно-техническую задачу — контроль швов с помощью ультразвука.

Почему ультразвук?

Детали, которые нужно проверять, очень большие. Поэтому другие методы неразрушающего контроля (например, рентген) крайне неудобны. А ультразвук может работать с крупными объектами. Ультразвуковые волны проходят сквозь объект, взаимодействия отражаются на обратной волне — по ним специалисты могут судить о скрытых дефектах и их характеристиках.

Почему Томский политех?

Ранее специалисты ТПУ уже создали для ITER ультразвуковой томограф для контроля деталей первой стенки реактора. Он не имеет аналогов в мире.

Сейчас томограф проходит опытную эксплуатацию в НИИЭФА им. Д.В. Ефремова. Этот опыт продемонстрировал международным экспертам, что приборы и методы для контроля, которые предлагает ТПУ, обеспечивают необходимый уровень контроля качества,

Дмитрий Седнев, директор Инженерной школы неразрушающего контроля ТПУ:

Для ИЯФ сейчас мы должны предложить методику, как проконтролировать сварные соединения устройств, чтобы безопасно их эксплуатировать.

Представить заказчику свои методики и программы ТПУ должен в ноябре 2020 года.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас генеральный директор АНО "Россия- страна возможностей" Алексей Комиссаров на  образовательном форуме "Территория смыслов" о вызовах образования.
Lifelong learning: очень важно чтобы еще в школе дети хотели учиться дальше, и после университета и всю жизнь...Ещё один вызов - online обучение. Алексей за Mix - смешанный формат. Еще один важный навык - предпринимательские навыки, которые важны и в бизнесе и в госслужбе. Это - важный вызов системе образования сегодня.
Еще один вызов- воспитательная функция системы образования.  
И особенно важно для учителей,  тех кто работает с детьми - учиться постоянно, работать над собой.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Каким должен быть учитель будущего? Организаторы одноименного конкурса ищут ответ вместе с мастерской управления "Сенеж" и студентами вузов (будущими педагогами).

Вопрос из зала: должен ли быть учитель лидером?

Комиссаров:
Учитель должен быть образцом для подражания, человеком, за которым хочется идти.
Мои учителя были лидерами. Благодаря им уже почти 35 лет (прошедших с выпуска) мы до сих пор общаемся с одноклассниками.
источник
Научно-образовательная политика
«Учитель будущего».pdf
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
От COVID до гильотины, от дистанта до горячего питания (1/2)

Сегодня президент Владимир Путин провел совещание с членами Правительства о ходе подготовки образовательных организаций к началу нового учебного года..

В центре внимания главы государства были ключевые идеологемы – равенство, человекоориентированность, социальная ответственность государства, безопасность. Все эти темы которые красной нитью проходили через самые разные обсуждаемые вопросы

Основной темой всех подобных мероприятий уже традиционно является обсуждение противодействия коронавирусу. Известно, что российские ученые и медики выходят на финишную прямую в разработке эффективных вакцин против COVID-19. Однако, бравурные реляции не увели дискуссию от обсуждения выплат работникам социальной сферы, проблемы доступа к качественным лекарствам и высокотехнологичной медицинской помощи.

Особый акцент вице-премьер Татьяна Голикова сделала на орфанные заболевания (что неудивительно – ведь именно этим президент объяснил необходимость повышения НДФЛ для определенной категории граждан), а также на СПИД, гепатит, туберкулез и онкологию.

Татьяна Алексеевна как всегда на лету демонстрировала глубокое знание предмета, умение увязывать различные процессы из зоны своей ответственности с нацпроектами, а также общей работой по борьбе с коронавирусом. И так же традиционно она не упустила еще одну возможность обозначить важность фармы для всего комплекса мер по улучшению здоровья россиян.

И по тону совещания можно сделать вывод – вакцинация в стране будет и весьма массовая. Под это работает уж слишком большое число лоббистов. Отрадно осознавать, что на этот раз хотя бы не забыли ученых – достаточно вспомнить, напримерм, целевой конкурс грантов РФФИ.

А далее разговор пошел опять-таки не о школах и вузах – отнюдь. В фокусе внимания оказался «-надцатый нацпроект» - регуляторная гильотина. Такая приоритезация дает понять – на данном этапе «контрольно-надзорное лобби» за исключением, конечно, Роспотребнадзора – пока что не в выигрышной ситуации.

И вот теперь в ходе совещания настало время вопроса о… налоговом соглашении с Кипром. Было понятно, что за общими рассуждениями вице-премьера Андрея Оверчука рельефно вырисовывается «системообразующая» роль Кипра для экономики России.

Перевалив за экватор, совещание добралось и до будущего начала учебного года.

Премьер-министр Михаил Мишустин рапортовал о комплексе мер по обеспечению школьников горячим питанием. Здесь Владимир Путин обратил внимание на кейс малокомплектных школ и еще раз четко обозначил один из ключевых векторов социальной политики государство – равенство всех, недопустимость постановки даже небольшой группы школьников (читаем шире – граждан) в более невыгодное положение, относительно всех остальных.

Далее настал через министра просвещения Сергея Кравцова. Хотя, конечно, он с опытом руководства Рособрнадзором активно внимал и той части, что была посвящена «гильотинированию». И откровенно говоря, смеем предположить, был счастлив, что теперь он министр, а не руководитель надзорного органа.

Здесь акцент был сделан на вопросы безопасности – причем, что естественно, в этом году особое внимание именно эпидемиологической ситуации. Впрочем, широкие компетенции Сергея Кравцова позволили ему напомнить – коронавирус COVID-ом, но и от пожаров и терроризма нужно продолжать защищаться. Это замечание ценно именно тем, что руководитель профильного ведомства четко понимает – безопасность бывает только комплексная. И президент Владимир Путин, кстати, полностью разделяет такой подход.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/63877
источник
Научно-образовательная политика
От COVID до гильотины, от дистанта до горячего питания (2/2)

Затем наступил бенефис министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Именно так – поскольку он с полным основанием доложил о победе над всеми вызовами весны-лета для сферы высшего образования.

Дистант – в экстренном порядке, конечно, не без издержек, но в целом – на хорошем уровне, все высшее образование перешло на дистанционный формат, в котором и сессии прошли, и дипломы защитились, и госэкзамены были сданы. В принципе масштаб того, что удалось Валерию Фалькову и его команде (которой, кстати, помогал и продолжает содействовать экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика») – а именно тотальная дистантизация, по масштабам, уровню ответственности и эффективности можно сравнить пусть не с «цифровым ГОЭЛРО», но по крайней мере – со значимым его сегментом.

Студенты – в тяжелый период произошел действительно важный сдвиг в сознании многих администраторов научно-образовательной политики и представителей ректорского корпуса. Все они вспомнили, что универстет – это не только ФГБОУ (или иная бюрократическая аббревиатура), но и настоящая alma mater. По этому направлению Валерий Фальков кратко и емко рассказал о содействии в трудоустройстве студентов (в том числе, в самих вузах), а также выпускников.

Здесь прозвучала одна из ключевых и важнейших фраз по поводу образования – а именно было публично озвучено формирование четкой связки «Сириус» - Минобрнауки. Можно с уверенностью сказать, что Елена Шмелева все больше интегрируется в «фронт прорыва» и налаживает продуктивное взаимодействие как с Сергеем Кириенко, так и с Михаилом Ковальчуком. Лишнее подтверждение этому состоялось буквально на днях – Елена Шмелева вошла в совет директоров Ростелекома, причем – это особенно примечательно – от Фонда общественных интересов «Яндекса».

Приемка – проходит преимущественно в дистанционном режиме, в том числе – с использованием суперсервиса «Поступи в вуз онлайн». Это, кстати, лишний раз подтверждает серьезной внимание к вопросам цифрового прорыва в собственной деятельности, которое оказывает Минобрнауки. Также были оперативно и, судя по отзывам, продуктивно, были распределены дополнительные бюджетные места.

COVID – Минобрнауки и его подведомственные организации реализуют полный спектр мер по противодействию коронавирусу. Контроль за температурой, масочный режим, дезинфекция – в принципе все эти действия были предприняты еще в самом начале эпидемии. Так что здесь Валерий Фальков говорил не о том, что только планируется сделать – а скорее рапортовал по успешному продолжению работы.

В завершении совещания глава Роспотребнадзора Анна Попова еще раз уверила всех, что будут предприняты максимальные усилия дабы учебный год стратовал в очном режиме, однако во главе угла – здоровье и безопасность.

А ключевым вопросом всего совещания все-таки оказалось горячее питание. Именно ему посвятил львиную долю своего заключительного слова Президент. Тут-то и стало понятно, что в общем-то все провели совещание на мажорной ноте. Наверное, кроме Сергея Кравцова – которому прямо указали на то, что 25% пока не готовы принять средства на обеспечение горячего питания школьников. Что много.

Значило это только одно – за нацпроектами, дистантом, интересами фармы и «гильотиной» не должен теряться человек. Школьник. Младшеклассник. И от того, сможет ли он поесть здоровой горячей еды в школе будет зависеть оценка эффективности работы как правительства (и его членов), так и губернаторов. В центре внимания – человек. Эта мысль громко и рельефно прозвучала на совещании.
источник
Научно-образовательная политика
Четвёртая смена ТСonAir "Вызовы образования" открыта поздравлением Президента Владимира Путина. АНО "Россия-страна возможностей" и Росмолодёжь организовали в Сенеже настоящий праздник смыслов для будущих педагогов и управленцев от образования. Каждый день смены ребят ждет живой диалог с первыми лицами научно-образовательной политики России.
Ну а НОП расскажет и покажет вас самое интересное.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 August 12
Научно-образовательная политика
Прививочно-генетические сигналы

На вчерашнем совещании с членами Правительства президент Владимир Путин достаточно неожиданно заявил: «одна из моих дочерей сделала себе такую прививку [вакцины от COVID]».

Многие аналитики бросились толковать послание первого лица двору. А мы задумались кое о чем более близком к науке.

А какая из (возможных) дочерей президента испытала на себе перспективную вакцину? Вариантов два – Екатерина Тихонова (к этому склоняется большинство комментаторов) или Мария Воронцова. Оба крайне интересны с научно-политической точки зрения.

Екатерина Тихонова возглавляет «Иннопрактику», неформально курирует МГУ (через ректора Виктора Садовничего идет связь с Российским союзом ректоров), является одним из ключевых интересантов создания «технологической долины» «Воробьевы горы». В проекте предусмотрены не только строения научного и технологического профиля, но и жилые дома. А здесь явный интерес Сергея Собянина и Марата Хуснуллина. При этом одним из ключевых клиентов фонда Тихоновой является «Роснефть» Игоря Сечина. А именно «Роснефть» совместно с государством будет развивать генетические исследования в России.

Мария Воронцова – член совета той самой автономной некоммерческой организации, которая будет координировать это взаимодействие.

Таким образом, обе возможные дочери президента так или иначе связаны с Роснефтью. Однако, на генетическом поле у Игоря Сечина есть соперник по «социалистическому соревнованию» в рамках научно-технологического прорыва. Это Михаил Ковальчук и возглавляемый им Курчатовский институт, который является головной научной организацией Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.

Примечательно, что продвижением российской вакцины за рубежом занимается РФПИ, которым руководит Кирилл Дмитриев – предположительно супруг Натальи Поповой – как раз однокурсницы Екатерины Тихоновой.

В качестве двух ключевых площадок по производству вакцины министр здравоохранения Михаил Мурашко объявил центр имени Гамалеи Минздрава и компанию «Биннофарм». А та почти на три четверти принадлежит АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Масштабированием технологических схем занимается Минпромторг (то есть и Ростех Сергея Чемезова) и Сбербанк (Герман Греф).

Заметим, что отдельно отмечены усилия Минобороны и при исследованиях, и при тестировании вакцин. Здесь Сергей Шойгу выступает не только как силовик, но и как передовик научно-технологического прорыва. А помимо «номерных» НИИ более открытой и публичной научной и исследовательской площадкой является военный технополис ЭРА. Научное наполнение проектов которого курирует Михаил Ковальчук.

В целом, по сути именно в этом вопросе нет существенной разница, какая из «дочерей» сделала прививку – как синапсы по единому мозгу генетического прорыва (хотя и состоящего явно не из одного полушария) разбегаются сигналы примерно по одному и тому же набору научно-технологических игроков.

И вот эти сигналы как раз и являются самыми интересными в истории о дочери и прививке.
источник