Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 06
Научно-образовательная политика
источник
2020 August 07
Научно-образовательная политика
ПСАЛ из Казахстана: обезопасить лучшие вузы от жесткой политики государственного контроляжесткой политики государственного контроля

Антикризисный план по развитию высшего образования в Казахстане предлагает МОН РК. Его пункты представил на своей странице в Facebook глава ведомства Асхат Аймагамбетов.

Одним из шагов будет стимулировано вовлечение в образование представителей бизнеса и производства, иностранных преподавателей, обмен специалистами на межрегиональном уровне. 
"Образование должно готовить обучающихся к реалиям рынка, максимально стараться не отставать от них. В связи с этим считаю нужным пересмотреть требования по остепененности, штатности и базовому образованию. Не стоит задача отмены этих критериев как таковых, но они не должны ограничивать свободу вузов", - подчеркнул Аймагамбетов.

Министр считает, что по таким направлениям подготовки, как ресторанное дело, бухгалтерия, туризм, услуги, финансы, IT, журналистика, связи с общественностью, стандартизация и сертификация, требования по остепененности и штатности являются бессмысленными и затрудняют вовлечение специалистов-практиков в преподавание.

Другое предлагаемое нововведение - внедрение возможности выбора дистанционной или смешанной формы обучения в сочетании с традиционным очным обучением. В этом случае выбор окончательной формы останется за студентом.
"Предлагаемая форма обучения будет отличаться от того, что было весной, так как изначально дистанционную форму внедряли как временное решение. Конечно, эту работу необходимо будет сочетать с обучением преподавателей и обновлением образовательных программ. Для полноценной адаптации дистанционной формы обучения необходимы законодательные изменения", - прокомментировал глава МОН РК.

Отдельное направление преобразований касается снижения финансовой нагрузки на обучающихся. "Я уже обратился к вузам с рекомендацией не повышать стоимость обучения, но для этого нужно создать условия для вузов", – отметил глава ведомства.

По словам Аймагамбетова, было поддержано предложение ранжировать вузы по лигам. Это позволит продолжать политику выявления недобросовестных вузов-"пылесосов" и в то же время обезопасит добросовестные вузы от "от жесткой политики государственного контроля".

В первую категорию будут включены вузы, конкурентоспособные на международном уровне. Главным критерием для них будет высокий уровень научных исследований. Как пояснил министр, это вузы, где наука задает тон образовательным программам и оказывает влияние на экономику страны. Такие вузы будут иметь 100 процентов академической свободы. Освобождение от госконтроля позволит им не отвлекаться на проверки. 

Во вторую категорию включат вузы, конкурентоспособные на национальном уровне. У них будет такой же уровень академической свободы, как и у вузов первой категории

Третья категория объединит региональные и отраслевые вузы, которые будут иметь большой объем академической свободы. Это такие вузы, которые не дотягивают до республиканского уровня, но дают  студентам, оставшимся в регионах, "хороший уровень образования и ориентируются на "своего" обучающегося". Эти вузы будут проверяться только по системе оценки рисков.
Четвертая категория будет отведена всем другим вузам.
"Они будут подвергаться постоянному госконтролю в полном объеме, для них будут действовать многие требования и нормы в связи с низким уровнем качества и доверия к этим вузам. В основе ранжирования вузов по 4 категориям лежит конкуренция вузов по повышению качества образования и науки, а конкуренция, как известно, всегда полезна", - пояснил министр.

https://facebook.com/story.php?story_fbid=10216833980778081&id=1120704037
источник
Научно-образовательная политика
ITатарстан

На площадке ТАСС в онлайн-формате IT-сервис укорачивания ссылок Cli.co представил генеральный директор компании Intis Telecom Андрей Инсаров.

Молодая казанская компания существует с 2008 года, но уже является заметным игроком на международных рынках.

Intis Telecom - международный смс-провайдер. Разработчики понимали, что недостаток смс в век интернета в том, что он может передать лишь скудный кусок информации. Тогда появилась идея добавлять в смс ссылку, по которой можно получить больше информации – медиа контент, интерактивный контент и т.д.

Второй новаторской идеей стало предоставление прав доступа не только тем, кто занимается интернет-рассылками, но и тем, кто работает в социальных сетях.

Готовый продукт был выделен в отдельный бренд Cli.co. Его цель – популяризация бизнеса с смс-рассылками и услуг по разработке программного обеспечения. В краткосрочной перспективе компания планирует работать в направлении создания возможностей для хранения картинок с помощью сервиса.

Традиционно был поднят вопрос влияния пандемии. Андрей Инсаров отметил, что с момента своего основания компания практически полностью работала в дистанционном формате, поэтому режим самоизоляции не повлиял на работу сотрудников. Однако, поскольку Intis Telecom служит обеспечению бизнес-процессов, то было заметно снижение прибыли.

В ходе масштабирования создатели особый акцент сделали на международный рынок телекоммуникаций, поэтому сегодня сервис Cli.co представлен в США, Великобритании, Китае, Казахстане, Узбекистане. География компании постепенно продолжает расширяться и распространять российские технологии за пределами РФ. Андрей Инсаров отметил, что большую поддержку IT-проектов в республике Татарстан оказывает региональное руководство.

Благоприятной средой для развития индустрии служит Иннополис во главе с одноименным университетом, который регулярно выпускает на рынок различные интересные продукты и решения. Бизнесмен подчеркнул, что непосредственной финансовой помощи в регионе нет, при этом создается комфортная и эффективная бизнес-среда.

Источник: https://tass.ru/press/10705
источник
Научно-образовательная политика
Мега-грант-охват

Завершился прием заявок на восьмой конкурс по программе мегагрантов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Всего подано 465 заявок из 57 регионов России. 362 заявки пришли от вузов, 103 – от научных организаций. В конкурсе совместно с университетами и научными институтами участвуют ученые из 50 стран мира.

Мегагранты выделяются Минобрнауки России для создания лабораторий мирового уровня под руководством ведущих ученых на проведение исследований в 2021 – 2023 годах. Основными задачами новых лабораторий являются получение прорывных научных результатов и решение конкретных задач в рамках Стратегии научно-технологического развития России, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров.

В рамках восьмого конкурса, итоги которого будут подведены в конце этого года, поступило на 7% больше заявок, чем в прошлом году, и на 23% больше, чем 2018 году. В среднем конкурс составляет около 10 заявок на одно место.  

В комментарии для НОП Ирина Короткова, гендиректор компании «Инконсалт К», оператора программы мегагрантов отметила:
«География участников до восьмого конкурса включала в себя 35 стран, учёные из которых руководили созданием в России новых научных лабораторий, и исследованиями, которые в них проводились и проводятся. Наибольшее количество ученых представляли и представляют такие страны как США, Великобританию, Германию.

В восьмом конкурсе участвуют учёные уже из 50 стран. Согласитесь, это значительная динамика роста интереса к программе со стороны международного научного сообщества.

Важно понимать, что приезжая и работая в России, ведущие учёные не только руководят исследованиями, но и передают молодым российским коллегам свои знания, свой опыт.  

Одна из важнейших задач программы - возвращение в Россию когда-то уехавших на Запад талантливых ученых также успешно решается через программу мегагрантов.

Уверена, что в дальнейшем конкурс на мегагранты среди представителей научного сообщества будет только расти и конкуренция будет гораздо выше».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Изобретай и предпринимай

Предпринимательская среда является неотрывной частью технологической культуры – особенно она важна для молодежных проектов. Минобрнауки подготовила срез лучших практик.

Центр развития технологических проектов и предпринимательства Санкт-Петербургского Политеха

Для развития предпринимательской культуры в СПбПУ на базе технопарка и бизнес-инкубатора «Политехнический» создан Центр развития технологических проектов и предпринимательства (ЦРТПП).

Среди ключевых направлений работы центра в 2019 году было вовлечение студентов и сотрудников СПбПУ в программы «УМНИК» и «СТАРТ» Фонда содействия инновациям. Центр также занимается популяризацией технологического предпринимательства в вузе. Более того, в СПбПУ существует российско-германская программа развития международного студенческого предпринимательства Polytech-STRASCHEG.

«Политех развивается в парадигме Университета 4.0, в основе которой лежит умение решать проблемы-вызовы современной промышленности. Без отлаженной системы трансфера технологий, следовательно, и без развитой предпринимательской среды, это было бы невозможно. Поэтому мы уделяем особое внимание научно-техническому творчеству и студентов, и сотрудников и учим их коммерциализировать свои решения. Центр развития технологических проектов и предпринимательства в Политехе – это как ракета-носитель первой ступени, которая выводит начинающий бизнес на орбиту успеха», – сказал ректор Андрей Рудской.

Школа инженерного предпринимательства Томского политехнического университета

Работу по поддержке и развитию стартапов ТПУ начинает еще на уровне школ. Много лет вуз реализует проект «Стартап школа» для выпускных классов, чтобы выявить предпринимательские амбиции у школьников. В ТПУ преподается курс «Предпринимательства» для всех студентов. С 2017 года у выпускников появилась возможность защитить свой стартап в качестве дипломного проекта. Первыми выпускниками были магистранты программы «Предпринимательство в инновационной деятельности». Студенты инженерных направлений подготовки получили такое право с 2019 года. ТПУ одним из первых в России вузов запустил подобную практику.

Важной частью предпринимательской экосистемы вуза являются конкурсы. Один из них – ежегодный конкурс студенческих стартапов Школы инженерного предпринимательства ТПУ «10К Идеи для жизни». В нем участники представляют свои стартапы в трех номинациях: «Hardware-проекты» – проекты в области любых технических и естественнонаучных областей, «IT-проекты» – разработки в области цифровых технологий и «Бизнес-проекты» – стартапы, находящиеся в стадии первых продаж. В рамках конкурса для участников проводят мастер-классы по финансам и маркетингу. Победители получают 300 тысяч рублей на развитие своего проекта.

У Школы инженерного предпринимательства большое количество партнеров, в числе которых РВК, Фонд Сколково, Кластер информационных технологий Томской области и многие другие.

Университет также реализует конкурс студенческих проектов совместно с партнером «Газпромбанк», победитель получает до 200 тысяч рублей. Все проекты-победители конкурсов попадают в экосистему поддержки стартапов ТПУ «Б51» и силами Школы инженерного предпринимательства сопровождаются до момента получения инвестиций или первых продаж.

«Главными сервисами по привлечению инвестиций в проекты, который ТПУ реализует совместно со всеми партнерами, являются университетская “Точка кипения” – место вовлечения в предпринимательство, создание кросс- дисциплинарных команд, Fablab – место, где можно создать первые прототипы разработки, CustDevLab – сервис, позволяющий протестировать разработку. Помимо этого, идет работа по созданию лаборатории цифрового маркетинга, которая позволит наладить каналы для сбыта продукции», – рассказывает врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.

Подробнее, а также об опыте СВФУ, УГНТУ и Чувашского госуниверситета см.: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2906
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Вячеславом Шоптенко (1/2)

5 августа состоялся открытый разговор руководителя Кубка по менеджменту «Управляй» президентской платформы «Россия – страна возможностей», директора Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Вячеслава Шоптенко и научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сжёнова.

Управление и развитие университетов, а также коммерциализация результатов их работы – важная и актуальная тема сегодня, особенно на фоне запуска Программы стратегического академического лидерства, которая включает в себя коллаборацию вузов, науки и бизнеса, поэтому современный акцент на практико-ориентированное образование особенно актуален.

Тенденции бизнес-образования сегодня создают связку академической среды с большим количеством сообществ практиков. Это помогает лучше понимать современное практико-ориентированное образование. Оно должно обеспечивать и обслуживать интересы реализации крупных компаний. В процесс обучения в РАНХиГС интегрировано сегодня большое количество зарубежных практик, во-первых, симуляторов. Менеджеров логично готовить в моделируемых средах. Еще одна практика – проектное обучение. Все эти нововведения начали внедряться в 2003 году.

Чемпионат Global Management Challenge повлиял на формы и методы, применяемые в Кубке. Образование – сфера консервативная, поэтому изменения проходят сложно. Когда речь идет о внедрении симуляторов, роль преподавателя смещается к консультанту, модератору, сопровождающему учебный процесс. Преподаватель теряет в статусе в данной модели. Из-за этого присутствует большое сопротивление новым образовательным форматам, которые подтолкнула пандемия.

В РАНХиГС давно работают над сменой традиционной модели, начали с корпоративного образования, которое более восприимчиво к изменениям. У корпоративных университетов есть четкий запрос на результат. Для популяризации подобных форматов в 2006 году было принято решение совместно с португальскими коллегами применять симулятор как элемент соревнований между менеджерскими командами. За 14 лет Россия в конкурсе стала явным фаворитом. Сама платформа чемпионата – единственная, которая имеет аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента как онлайн-курс бизнес-симуляций. В РФ проект реализуется при поддержке АСИ. Сегодня все больше преподавателей отдают предпочтение активным методам обучения, в том числе именно таким.

Кубок «Управляй» - один из первых проектов АНО «Россия - страна возможностей», появился летом 2017 года еще до формального создания самой платформы. Он создан для выявления ребят с управленческим потенциалом, но без соответствующего опыта. Реализуется по аналогии с конкурсом «Лидеры России». Со стартом этих проектов появилась АНО РСВ. В этом году в 3 сезоне был сделан фокус на то, чтобы он помог университетам в переходе на дистанционный формат с сохранением высокого качества образования.

Сама по себе механика, который заложен в кубке, содержит элементы цифровой платформы Global management challenge, он интерактивный, с принятием конкретных решений и получением моментальной обратной связи для моделирования управлением. Реализовано много дополнительных оценочных составляющих, потому что важна не только образовательная часть для реализации социального лифта. Кубок выполняет функцию посредника между системой образования и рынком труда.

В этом году Кубок адаптирован таким образом, чтобы он до начала оценочных мероприятий мог использоваться университетами как элемент учебного плана. Кроме того, в 2020 году проект реализуется в более плотном сотрудничестве с Минобрнауки. Университеты использовали практики Кубка как альтернативы традиционным практикам. Осенью будет вторая волна образовательного этапа, сейчас ведется диалог с 200 вузами, как можно использовать платформу кубка для применения и включения в учебные дисциплины, близкие по профилю. Механика Кубка в компетентностном экзамене по менеджменту: делается срез, который позволяет оценить уровень владения софт и хард скиллс, необходимых управленцу.

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Вячеславом Шоптенко (2/2)

Было много экспериментов за прошедшее время, например, со Сбербанком. По итогам прошедших конкурсов можно увидеть траектории развития участников и сравнить их с другими студентами.

Один из победителей первого сезона Кубка сегодня является участником конкурса «Лидеры России» в 23 года. Первая мотивация студентов – развить у себя компетенции, вторая – показать себя будущим работодателям. Третья – возможность выиграть грант на обучение. В этом году принято решение для 10 лучших реализовать программу по развитию управленческого потенциала. Также выпускникам будет предложен широкий спектр программ в корпоративных университетах. Со следующего года возможно будет внедрен формат зарубежных стажировок.

Особенность этого года – вовлечение в проект колледжей. Идея реализована совместно с Минпросвещения, уже подано достаточное количество заявок от учащихся СПО. Для многих это шанс проявить себя и ускорить построение собственной карьеры.

Отличия 3 сезона от предыдущих в усилении образовательных этапов – то, где студенты могут побороться, при этом иметь возможность получить зачет. Ежегодно меняются оценочные механики. На финальных этапах все чаще используются кейсы от работодателей.

РАНХиГС применяет различные форматы и методики. У участников есть возможность участия в управлении виртуальной компанией. Есть формат «Совет директоров» - когда надо отчитаться перед специально созданным советом за прошедший год. Это позволяет посмотреть, как студенты мыслят и коммуницируют, а для центров карьеры - хорошая возможность показать «товар лицом». Особенность Кубка на платформе в этом году – обкатан сценарий «ведение бизнеса в эпоху пандемии». Этот формат уже опробовали на себе «Лидеры России». Новая практика позволяет глубже погрузиться в антикризисный менеджмент.

Сегодня РАНХиГС прикладывает усилия для распространения наработанных практик в старшей школе – появился формат GMC junior, в возрасте 15-17 лет можно попробовать себя в роли руководителя виртуального бизнеса.

Что касается «Управляй», то заявочная кампания в самом разгаре - заявки можно подать до конца октября. Один из факторов успеха в конкурсе – умение хорошо сформировать команду. Умение входить в кооперацию – одна из тех компетенций, которые не формируют российские вузы сегодня, что является их явным недостатком.

В приоритете компетенций, которые дает Кубок, те, что используются в «Лидерах России». То есть востребованные на рынке труда - и хард, и софт скиллс. В числе популярных софт-скиллс, которые оценивает «Управляй»: коммуникация, работа в команде, системное стратегическое мышление, лидерство и умение быстро работать в новой среде с новой информацией.

Сотрудничество с другими проектами АНО РСВ ведется с первого сезона конкурса. В первую очередь речь идет о коллаборации с конкурсом «Лидеры России», так как Кубок выступает в качестве его молодежного аналога. Один из призов кубка «Управляй» – возможность поработать с наставником из конкурса «Лидеры России». Другая коллаборация – с олимпиадой «Я - профессионал». В рамках зимней школы по направлениям «Менеджмент» и ГМУ, которую проводит РАНХиГС, в формате олимпиады участник может войти в Кубок и поработать в индивидуальном режиме над решением задач, а в командном - развить софт и хард скиллс. Подобная история практикуется и с инженерным чемпионатом CASE-IN, Worldskills и другими. Часто в Кубок приходят участники конкурса «Моя страна – моя Россия». Сами организаторы в шутку называют кубок «Управляй» миксом из 3 форматов: «Лидеры России» с точки зрения организации, GMC как адаптированная версия цифровой платформы, Worldskills как методика оценки экспертами личностных навыков.

Весь мир переживает непростой период на фоне распространения коронавирусной инфекции. Вячеслав Шоптенко уверен, что пандемия позволила понять - форматы и проекты востребованы. А для тех, кто занимается современными формами обучения, выявления и поддержки талантов, пандемия открыла новые возможности.
источник
Научно-образовательная политика
Квант коммуникаций

Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН и Математический институт им. В.А. Стеклова РАН (МИАН) победили в конкурсе Минобрнауки, проведенном для отбора крупных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Это те самые «стомиллионники» (по максимально возможной сумме на каждый из трех лет реализации проекта), которые пришли на смену программе Президиума Российской академии наук. Всего на конкурс были поданы 367 заявок, 41 из них получила одобрение. Совместный проект консорциума ИСП РАН и МИАН вошел в десятку лучших, набрав 95,5 баллов из 100.

Цель проекта – проведение исследований и создание новых методов обеспечения безопасности федеративных центров обработки данных, в том числе объединенных квантовыми коммуникационными линиями. Тематика проекта состоит из двух частей. Первая посвящена проблемам защиты данных от незаконного доступа на этапах их обработки и хранения. Вторая – проблемам обеспечения безопасной передачи данных в распределенной среде.

Для реализации проекта потребуется решение задач в таких областях, как анализ уязвимостей квантовых протоколов передачи данных, гомоморфное шифрование, создание и верификация моделей политик безопасности распределенных систем и др. Работы будут вестись с участием не только российских, но и зарубежных ученых.

Квантовые технологии – это сейчас фронтир научно-технологического развития в мировом масштабе. Они выступают в качестве одной из сквозных цифровых технологий, работы по разным измерениям которой ведутся сейчас в России самыми мощными игроками.

Успешность проекта гарантируется большим опытом участников консорциума в области кибербезопасности. Наличие у ИСП РАН инновационных технологий, внедренных в индустрии, позволит провести экспериментальную апробацию разработанных методов и получить качественную обратную связь. Методы будут проверяться в облачной среде Asperitas и в технологиях статического и динамического анализа программ с целью обнаружения ошибок (Svace, Crusher). Теоретический задел, полученный в рамках проекта, планируется также использовать в разработке учебных курсов для МГУ, МФТИ и ВШЭ, а также при разработке новых стандартов создания доверенного ПО.

Благодаря реализации амбициозных планов ИСП и «Стекловки» Россия сможет закрепиться в числе мировых лидеров по развитию квантовых технологий. А на международной арене конкуренция по данным вопросам нарастает с каждым годом. Китай уже запустил специальный спутник и активно демонстрирует возможности квантовых коммуникаций, а Дональд Трамп выделяет миллионы долларов на квантовый интернет.

Приятно отметить, что, несмотря на определенную критику, эти «гипергранты» («стомиллионники») по своей тематике охватывают наиболее перспективные и амбициозные научно-технологические цели, где возможен реальный прорыв. Институт системного программирования и МИАН являются экспертами мирового уровня в своих профильных направлениях, а объединив усилия способны дотянуться до результатов «за гранью».

Источник: https://www.ispras.ru/news/ispras-minobr-2020/
источник
Научно-образовательная политика
Нацпроекты – двигатель прогресса

Сегодня в агентстве ТАСС был представлен совместный доклад Центра стратегических разработок и АНО «Национальные приоритеты» «Трансформация настроений россиян на фоне кризиса 2020 года». Исследование презентовали и обсудили президент ЦСР Александр Синицын, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина, директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова и руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

Как жить и успешно работать в условиях высокой неопределенности – один из навыков, которые удалось приобрести во время пандемии. Актуальные изменения в обществе, выявленные в ходе исследования, – смена ценностных установок:
• изменение настроений людей при выходе из ограничений по коронавирусу;
• ценностные приоритеты и приоритеты будущего;
• приоритеты нацпроектов для граждан.

Среди общих тенденций отмечено ухудшение морального состояния, которое включает тревогу и неопределенность. Большинство респондентов позитивно смотрит на выход из изоляции из-за возобновления социальной активности, причем индекс оптимизма выше среди студентов и людей с материальным положением выше среднего.

В число главных ценностей в жизни для россиян вошли: самоуважение, свобода, диалог, эмпатия, сотрудничество и другие. Ценности, которые сегодня в наименьшей степени присущи гражданам – индивидуализм, конкуренция, сильная вертикаль власти.

Восприятие собственной жизни концентрируется в ТОП-6: коллективизм, идентичность, безопасность, экология, устойчивое развитие, низкая дистанция власти. При этом респонденты отмечают важность того, чтобы их позиция была услышана, учтена и были предоставлены возможности для ее реализации.

Что касается отношения к нацпроектам, то опрос показал, что среди тех, кто не знает о нацпроектах, желание узнать – у 60%, из них большинство составляют женщины. Однако большинство среди тех, кто знает о нацпроектах, составили мужчины.

Приоритеты нацпроекта «Образование» для граждан:
• Развитие возможностей образования для всех – 59%;
• Развитие образования в течение всей жизни (для взрослых) – 15%;
• Развитие онлайн-образования – 14%;
• Поддержка талантов – 11%;
• Другое – 2%.

Приоритеты нацпроекта «Наука»:
• Возвращение России статуса центра мировой науки – 48%;
• Поддержка молодых ученых – 32%;
• Развитие геномных исследований – 10%;
• Развитие физических наук – 5%;
• Развитие математических наук – 4%;
• Другое – 2%.

Исследование подтверждает верность курса нацпроектов и совпадение их целей с желаниями населения. Кроме того, по ответам респондентов ясно, что нацпроекты уже начали работать и приобретают всю большую значимость.

На основании опроса можно сделать вывод в отношении всех нацпроектов – важна равная доступность. Люди ожидают, что они решат проблему регионального неравенства. Второй вывод – важно все, что связано с развитием. Например, в образовании вторым пунктом было выделено образование на протяжении всей жизни, это гигантский сдвиг в менталитете и это указывает, куда двигаться. Особое внимание сегодня уделяется преодолению установки на ограничения в обучении для определенных возрастных групп.

У населения выявлены явные прогрессистские настроения, которые соответствуют мировым тенденциям. Задача нацпроектов быть понятными для людей и представлять возможности, которыми люди могут воспользоваться. В нацпроектах ключ к эффективности развития государства.

Источник: https://tass.ru/press/10725
источник
2020 August 08
Научно-образовательная политика
Русский язык как управленческая точка сборки

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил о создании специальной комиссии, которая проведет экспертизу норм русской орфографии и пунктуации. Он пояснил, что появление такой комиссии — это часть глобальной языковой политики России. Она, политика, будет способствовать развитию русского языка, в том числе и за рубежом.                                            

В задачи комиссии войдет проведение экспертизы правил русской орфографии и пунктуации. Она также разработает концепцию государственной языковой политики и определит единые требования к созданию словарей, справочников и грамматики, содержащих нормы современного русского литературного языка.
 
Еще одной частью работы правкомиссии Мишустин назвал повышение уровня подготовки специалистов.
 
- Наша задача - сохранить и обеспечить развитие русского языка в России и мире. Для этого необходимо сформировать целостную языковую политику, - отметил премьер-министр.

И не менее важное: главой Комиссии назначен Министр просвещения Сергей Кравцов.

Редакция НОП видит новую Комиссию как одну из центральных межведомственных  площадок пересборки образования в ближайшие годы.

https://t.me/kommersant/14425
Telegram
Коммерсантъ
🎙 #Мнения: Российские писатели — об инициативе правительства провести экспертизу норм русской орфографии и пунктуации

💬Дмитрий Быков: «Большевики упразднили “Ять” и “Еръ”, а эти нам запретят “Ю”. Какая разница? Можно же, например, “Ю” обозначать с помощью “Й” и “У”, — будет йотированная “У”. Можно запретить “Я”, такая буква эгоцентрическая, — будет “Й” и “А”, как у Пелевина. Правильно, давайте реформировать орфографию».

💬Александр Цыпкин: «Я бы изменил написание одного из нецензурных слов, когда его используют в качестве междометия, потому что вечно у меня дискуссия по этому поводу со своими коллегами, и с друзьями, и с читателями, так вот одно из этих слов, которое означает женщину с низкой социальной ответственностью, я бы писал через “Т”».

💬Григорий Остер: «С таким же успехом можно сказать, что какие-то дети сейчас решили играть в такую игру. Нужна эта игра? Если нравится, пускай играют. Чем бы не тешились, короче говоря, лишь бы не плакали».

*Премьер-министр Михаил Мишустин объявил о создании специальной…
источник
Научно-образовательная политика
Безусловно соглашаясь с мнением коллег из НОП, считаем также, что создание  этой комиссии, должно придать дополнительный импульс правительственной программе по продвижению русского языка за рубежом.

https://t.me/scienpolicy/11025
Telegram
Научно-образовательная политика
Русский язык как управленческая точка сборки

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил о создании специальной комиссии, которая проведет экспертизу норм русской орфографии и пунктуации. Он пояснил, что появление такой комиссии — это часть глобальной языковой политики России. Она, политика, будет способствовать развитию русского языка, в том числе и за рубежом.                                            

В задачи комиссии войдет проведение экспертизы правил русской орфографии и пунктуации. Она также разработает концепцию государственной языковой политики и определит единые требования к созданию словарей, справочников и грамматики, содержащих нормы современного русского литературного языка.
 
Еще одной частью работы правкомиссии Мишустин назвал повышение уровня подготовки специалистов.
 
- Наша задача - сохранить и обеспечить развитие русского языка в России и мире. Для этого необходимо сформировать целостную языковую политику, - отметил премьер-министр.

И не менее важное: главой Комиссии назначен Министр просвещения…
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды.

После нашего недавнего разговора я каждый день получаю теплые отзывы руководителей системы образования и науки, преподавателей, учёных, студентов.

Это лишнее подтверждение не только многогранного таланта, но и простого факта - Владимир Легойда бесспорно является духовным, нравственным маяком и ориентиром для очень большого числа людей, и далеко не только из среды постоянных прихожан храмов, читателей "Фомы" и зрителей "Парсун".

Владимир Романович, с днём рождения!

https://t.me/vladimirlegoyda/3961
источник
Научно-образовательная политика
Огромное спасибо!!!!


https://t.me/szhenov/656
источник
2020 August 09
Научно-образовательная политика
Экспертный разговор с Владимиром Легойдой

23 июля на площадке Московского международного салона образования в онлайн-формате состоялся экспертный разговор председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, профессора МГИМО Владимира Легойды и научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сженова.

Разговор с именинником был долгий и обстоятельный, с широким кругом тем и интересными поворотами сюжета.

О христианстве и церкви, о дистанте и теологии, а также о Телеграме как премиум-сегменте – читайте в интервью с Владимиром Легойдой.

https://telegra.ph/EHkspertnyj-razgovor-s-Vladimirom-Legojdoj-08-08-2
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ НОЦу – друг, товарищ и брат

4 августа с рабочим визитом представители научно-образовательного центра «Инженерия будущего» посетили Нижний Новгород. Самарскую делегацию возглавила советник Губернатора Самарской области, генеральный директор Института регионального развития, управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего» Ольга Михеева. Ключевая задача поездки – сформулировать и обсудить приоритетные направления сотрудничества и возможности использования лучших практик, наработанных в научно-образовательных центрах.  

В рамках визита, который состоялся по приглашению нижегородской стороны, делегация НОЦ «Инженерия будущего» посетила университеты-участники Нижегородского НОЦ, а также приняла участие в презентации ключевых проектов. Так, во время визита в ННГУ им. Н.И. Лобачевского были представлены: лаборатория разработки интеллектуальных биомехатронных технологий, инжиниринговый центр инновационного развития, Центр биофизики и проект «Кардиоцентр». В НГТУ им. Р.Е. Алексеева представители университета рассказали о беспилотных транспортных системах, кибербезопасных цифровых устройствах управления и защиты электрических цепей, о перспективных радиосистемах и технологии проектирования ядерных энергетических установок. Также удалось посетить базовую лабораторию АО «ОКБМ Африкантова» при университете.

Советник Губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития», управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего» Ольга Михеева прокомментировала итоги визита: «В настоящее время при становлении научно-образовательного центра «Инженерия будущего» нам интересно, как строится работа у наших коллег, которые вошли в первую пятерку НОЦ мирового уровня. Учитывая территориальную близость и то, что с Нижним Новгородом нас давно связывают дружеские взаимоотношения во многих отраслях и направлениях, мы давно хотели лично познакомиться с работой НОЦ «Техноплатфома-2035». В ходе нашего общения с коллегами стало очевидным, что наши НОЦы во многом похожи, у нас общие вопросы в повестке работы. Это говорит о том, что, во-первых, мы идем в верном направлении, во-вторых, мы можем совместно сформулировать предложения для развития проекта научно-образовательных центров мирового уровня. Потрясающее впечатление произвел университет им. Н.И. Лобачевского. Особенно инжиниринговый центр. Интересен опыт по включению в него проектов не только непосредственно самих студентов и ученых университета, но и внешних разработчиков, которые становятся резидентами инжинирингового центра. Я думаю, что мы этот кейс у себя проработаем, возможно, тоже будем внедрять, потому что это позволяет впустить новую «технологическую кровь», дать новые эффективные возможности ученым, изобретателям и разработчикам».

В свою очередь директор АНО «Управляющая компания НОЦ» (НОЦ «Техноплатфома-2035») Евгений Федосеев отметил: «Взаимодействие с НОЦ второй волны — это свежий взгляд на себя со стороны и возможность поделиться опытом. В каждом НОЦ уже существует уникальная практика и компетенции, в результате объединения которых создаются новые междисциплинарные направления и проекты. НОЦ «Инженерия будущего» – сильный центр с развитой производственной и научно-образовательной базой. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество и открыты к партнерству».

Завершился визит рабочим совещанием с участием Заместителя Губернатора Нижегородской области Андрея Саносяна, представителями Нижегородского НОЦ и НОЦ «Инженерия будущего». Участники совещания познакомились с основными векторами развития, планами и задачами НОЦ «Техноплатфома-2035» и Проектного офиса Стратегии развития Нижегородской области. Помимо этого, было принято решение о сотрудничестве между научно-образовательными центрами и высказаны намерения о подписании Соглашения для более эффективной работы в целях развития научного и технологического потенциалов регионов.

Нижний Новгород и Самара демонстрируют формирование той самой сети взаимодействий, формирование которой является одной из смысловых целей нацпроекта «Наука».

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Для Лукашенко важно сегодня и победить с результатом не хуже, чем ранее (то есть - подавляющим большинством голосов), что нивелирует аргументы оппозиции.
Всё так и произойдёт.

https://t.me/politburo2/4170

https://t.me/politburo2/4170
источник
Научно-образовательная политика
НОП читает целый ряд руководителей полуострова, а некоторые из них имеют опыт руководства в социалке на федеральном уровне.
Уверены, коллеги увидят пост.

https://t.me/kpotupchik/4441
источник
2020 August 10
Научно-образовательная политика
К мудрости ректоров взывая

В Индикаторе.ру вышла статья нашего коллеги, заместителя руководителя лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Олега Лешукова.

Эпидемиологический кризис влечет за особой и экономическую стагнацию, которая уже приводит к росту безработицы. Вузы и тут не остаются в стороне — пытаясь открывать новые образовательные программы, в особенности программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для взрослых людей, вынужденных менять свою специализацию или профессию.

Университет должен осознать, что третья миссия — это настолько же важная часть развития университета, как образование и наука. До тех пор, пока мероприятия по развитию региона реализуются по остаточному принципу, о модели ответственного университета говорить и не стоит.


Данный формат очень хорошо сочетается с выявленными ожиданиями и надеждами россиян относительно нацпроектов, особенно «Образования».

Мы попросили Олега раскрыть секреты «третьей» миссии университетов для читателей НОП, среди которых много ректоров и руководителей системы образования.

Олег Лешуков:

Сама по себе тема «третьей» миссии университетов не является новой. Для многих западных вузов – это вообще неотъемлемый родовой признак (например, для land-grant университетов в США).

Для российской модели устройства высшего образования до недавнего времени эта тема не была первостепенной. И причин тому много – наследие советской, отраслевой системы организации высшего образования, поиск новой модели управления, сохранение федерального принципа координации университетов и как следствие – недостаточный спектр каналов для прямого взаимодействия вузов и регионов и т.д.

Тем не менее, многие позитивные практики реализации третьей миссии уже продемонстрированы не только федеральными и опорными университетами, для которых это является базовой частью политики развития, но и ведущими вузами, а также отдельными проактивными университетами в регионах.  

Понятие «третьей» миссии становится насколько широким, что все сложнее его описать ограниченным списком направлений и видов деятельности университетов. Это и реализация образовательных программ (часто с активным использование проектных форматов) под запросы локальных компаний и региона. Это и не только реализация прикладных исследований, но и роль университета как «мозгового» центра для региона, обеспечивающего экспертно-аналитическую поддержку для принятия решений на локальном уровне.

Далее – средовое и пространственное развитие, когда университет физически «открывается» для города и его жителей. Тут, к сожалению, пока интересных проектов крайне мало – отчасти это связано с тем, что чаще всего университет остается закрытой территорий для внешних людей. Задача проведения просветительских мероприятий, а также поддержка волонтерской деятельности уже становится неотъемлемой частью политики развития большинства российских университетов.

Наконец, важнейшим компонентом «третьей» миссии остается реализация вузами программ ДПО, в т.ч. не только профессионально ориентированных, но и программ по широкому спектру тематик (программы для людей пенсионного возраста, специальные программы для детей, программы по развитию soft skills и т.д.).

Текущие приоритеты государственной политики как раз предполагают поддержку «третьей» миссии университетов. Серьезное внимание этому уделяется в Программе стратегического академического лидерства, мероприятия по развитию дополнительного образования из профильного федерального проекта также являются важными для расширения положительных эффектов от университетов. Надеюсь, что эти меры вкупе с активной позицией хотя бы части университетов, готовых уделять особое внимание «третьей» миссии, позволят повысить вклад вузов в развитие регионов и городов страны.


Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/na-puti-k-otvetstvennomu-universitetu.htm
источник
Научно-образовательная политика
источник