Тюменская наука обучать
Школа перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета
стала объектом пристального изучения со стороны исследователей Стенфордского российско-американского форума. В
статье «Переосмысление российского высшего образования: может ли экспериментальная площадка свободного образования в Сибири помочь трансформировать российские университеты?» ученые изучают модель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, анализируя данные и интервью со студентами, профессорами и руководством.
Основная часть статьи посвящена пристальному изучению отношения к институции со стороны студентов, профессоров и руководства, а также анализу того, какие элементы модели SAS эффективны, а какие требуют дальнейшего развития. В заключительной части авторы суммируют свои находки: как стало возможным создание экспериментальной институции внутри традиционной, часто жесткой системы высшего образования? Что на текущий момент можно назвать успехом, а что неудачей в модели SAS? И наконец, сможет ли опыт SAS стимулировать создание подобных институций по всей России, или SAS – это счастливая случайность в ландшафте российского образования?
Как носитель одних из самых передовых практик, ТюмГУ активно проводит исследования, посвященные различным образовательным процесса.
Социологи вуза, например,
выявили специфику влияния практик неформального образования на человеческий капитал шести поколений современных россиян. Итоги исследования могут быть полезны тем, кто занимается разработкой и реализацией образовательных программ и просветительских проектов для разных категорий населения, а также специалистов в области управления человеческими ресурсами.
Исследование показало, что поколение центениалов (18−20 лет) ориентировано на перманентное обновление знаний. К неформальному образованию эти люди относятся утилитарно, стремятся сразу применить его на практике, в том числе для получения первого заработка. Им характерно соединение реальной и виртуальной жизни. Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут, они хотят учиться легко и с удовольствием, применяя для этого весь арсенал неформального образования.
Поколению миллениалов (20−38 лет) неформальное образование позволяет компенсировать вызовы неустойчивой занятости, добиваться профессионального развития, мобильности. Лишь освоив некоторые навыки, они сами становятся наставниками, провайдерами неформального образования, проводя мастер-классы, видеоуроки. Они быстро учатся и действуют. Их запросы в сфере неформального образования обширны, связаны преимущественно с профессиональными навыками, цифровыми компетенциями, практической работой в онлайн-среде.
А вот представителям реформенного поколения (39−52 лет) важно находиться в курсе событий, соответствовать требованиям рабочего места. Освоение компьютерных технологий они реализуют через самообразование и обучение на рабочем месте.
Серия фокус-групп (групповые интервью) показали, что для поколения оттепели и мобилизационного поколения в неформальном образовании важны доступность и простота. Как пояснили социологи, уровень цифровой грамотности этих поколений не позволяет им свободно пользоваться открытыми образовательными онлайн-ресурсами, даже смартфоны они используют преимущественно для связи с родственниками или друзьями. Впрочем, многие пожилые люди сохраняют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Свой познавательный интерес они реализуют в университетах «третьего возраста», где среди прочего изучают правовую и финансовую грамотность. Однако, по мнению экспертов, человеческий капитал старших поколений не используется в полной мере, имеющийся у них опыт и знания не находят должного применения в продуктивной экономической деятельности.