Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 30
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Пандемия глазами психологов

Психологи на площадке пресс-центра МИА Россия сегодня (@pressmia) 29 июня в ходе пресс-конференции обсудили, как пандемия повлияла на разные возрастные и социальные группы. В числе экспертов приняли участие: декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российской академии образования Юрий Зинченко, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии ПМГМУ им. И.М. Сеченова Мария Киселева, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Российского психологического общества Александр Веракса, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент РАО Александра Долгих, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета, доктор исторических наук, профессор Айдар Калимуллин и другие.

Ситуация с пандемией была вызовом не только для врачей, она парализовала многие сферы. Система образования одна из немногих, которая продолжала свою деятельность. Лучше всего оказалась подготовлена система высшего образования. Психологами был запущен всероссийский научный проект «Исследуем дома». Он дал возможность каждому оценить динамику собственного эмоционального состояния и когнитивных процессов, узнать, как и когда необходимо прислушаться к изменениям, происходящим в условиях самоизоляции и найти способы, чтобы повысить эффективность и настроение. Исследования показали, что самый высокий уровень стресса и тревожности пришелся на апрель, а самый высокий уровень саморегуляции и совладания со стрессом – на май.

Психологические вызовы дистанта перед обучающимися:
• поощрять вовлеченность и активное участие;
• обращать внимание на сегодняшние потребности обучающихся, их состояния и настроения;
• поддерживать у обучающихся ощущение «Я смогу»;
• тщательно планировать соотношение онлайн-занятий и самостоятельной работы;
• быть готовым к кибербуллингу;
• делиться с коллегами наработанным опытом.

Отдельным вызовом для психологов стала работа с большим количеством пациентов в красной зоне. Студенты психологических вузов работали как волонтеры с врачами и их детьми. Дипломированные специалисты работали в больницах с людьми, больными COVID-19. Были разработаны психологические термометры для врачей, которые позволяли своевременно отрефлексировать ситуацию.

Для детей дошкольного возраста карантин обернулся сложностями – для них очень важно общение со сверстниками. В то время как дети от 1 до 3 лет показали существенный прогресс в развитии, в сравнении с ситуацией, когда они находились в образовательном учреждении. Проблема цифрового контента на удаленке встала особенно остро. Ряд проектов психологов был направлен на экспертизу цифровых приложений. Оказалось, что большинство приложений не отвечает достижениям науки, в том числе психологической.

Эксперты обратили внимание, что научная коммуникация была очень сильно подорвана пандемией, потому что учебный процесс стал более трудоемким.

Для исследования реакции подростков на коронавирус было взято 2 группы – учащиеся московских школ и подростки, которые были госпитализированы в период эпидемии в научный центр психического здоровья, чье состояние отнесено к кризисному.
3 мифа о подростках и коронавирусе:
• все равно на пандемию;
• в онлайн стало лучше;
• далеки от близких.
30% подростков было сложно пережить то, что вокруг происходит.

Особую трудность представляют травля и буллинг, которые переместились в онлайн, их стало сложнее увидеть, сдача экзаменов, дефицит ресурсов для получения помощи и поддержки. Семья во многом задает тон переживаний подростков, уровень тревоги зависит от уровня тревоги в семье.

По итогам конференции специалисты дали практические советы, как справляться со стрессом. Относительно ЕГЭ было отмечено, что родители представляют собой большой ресурс поддержки подростков. Главное не готовиться к выпускному экзамену как к концу света.

Источник: http://pressmia.ru/pressclub/20200629/952795749.html
источник
Научно-образовательная политика
Научная поправка

Среди большого количества поправок, о внесении которых в Конституцию голосуют сейчас россияне, есть одна непосредственно связанная с наукой. Ее предложил внести президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Речь идет о пункте «в» статьи 114 Основного закона страны. Сейчас в нем говорится об обязанности Правительства обеспечивать проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Если поправка будет принята, статья дополнится пунктом «в.1»: «Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала».

«Лидерами прогресса становятся страны, ориентированные на развитие науки. Те, кто уже встал на путь генерации нового знания и быстрого преобразования этого знания в технологии. Это тренд, мимо которого мы просто не можем пройти. Если мы говорим, что наша страна через несколько лет должна войти в пятерку мировых лидеров, в том числе и по науке, мы должны это отметить в Основном законе, по которому мы живем», – сказал Александр Сергеев.

В пользу поправки в статью 114 Конституции России высказалась и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На расширенном заседании ученого совета и дирекции Курчатовского института в марте она заявила, что предлагаемые изменения станут для ученых мощным рычагом спроса с властей. «Казалось бы, ничего новаторского, но тот факт, что эта формулировка будет записана в Конституции РФ, – пусть попробует кто-нибудь ее не исполнить», – заявила председатель Совфеда.

На взгляд Валентины Матвиенко, эта «конституционная новелла» придаст новый импульс работе российских ученых на годы вперед.

Заметим, что для обоих «спонсоров» поправки она является симптоматичной. Российская академия наук достаточно давно и уверенно претендует на право законодательной инициативы – поэтому инициатива президента РАН Александра Сергеева по сути своей является апробацией этого формата работы.

Валентина Матвиенко, со своей стороны, в последние пару лет очень много внимания уделяет как раз вопросам научно-образовательного развития в разных его проявлениях.

Крайне важно, что, согласно поправке, поддержка науки входит в перечень норм прямого действия. При этом важно, что формулировка охватывает все стадии инновационного цикла, включая технологическую, и направления научных исследований – фундаментальные, поисковые, прикладные.

Завтра, в основной день голосования, завершится волеизъявление граждан России по всему спектру поправок в Конституцию. Некоторые из них вызывают дискуссии и споры, но относительно «научной новеллы» сомнений нет – она действительно необходима и придаст серьезный стимул к развитию всей научно-образовательной сферы.

Больше мнений экспертов в «Газете.ру»: https://www.gazeta.ru/social/2020/06/29/13135153.shtml?updated
источник
Научно-образовательная политика
​​👩‍🏫 ЕДИНЫЙ ГОСЭКЗАМЕН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 🦠

Подавляющее большинство опрошенных осведомлены о ЕГЭ (не менее 85%). При этом многие знают о ЕГЭ из личного опыта: 15% респондентов готовятся сдавать или сдавали ЕГЭ сами.

Порядка 43% родителей старшеклассников, окончивших в этом году 9-11 классы, считают, что в целом качество подготовки к ЕГЭ в школе, где учатся их дети, очень хорошее или хорошее. Чуть менее трети респондентов (30%) оценивают подготовку как удовлетворительную.

В этом году из-за вспышки коронавируса дата начала экзаменов основного периода ЕГЭ была перенесена на 3 июля, а некоторые условия проведения единого госэкзамена и выдачи аттестатов были изменены. Россиянам, информированным о ЕГЭ, было предложено оценить два главных нововведения этого года, и большинство участников опроса выразили поддержку обеих мер.

Изменение, касающееся того, что все выпускники 2020 года получают аттестаты на основании среднего балла по каждому предмету, без учета результатов ЕГЭ, поддерживают 76% опрошенных. Только 15% респондентов высказываются против. Сдачу ЕГЭ только выпускникам, поступающим в вузы, поддерживают 80% участников опроса.

Источник: ВЦИОМ
источник
Научно-образовательная политика
Не мела баба клопату, купiла парася

Однажды, год назад, в зале Коллегии Минобрнауки было очень напряжённо - шло совместное заседание при участии руководителей Минобрнауки РФ и наших коллег из Беларуси. При этом, в зале были и ректоры ведущих белорусских вузов.

Эксперты НОП тогда ждали прорыва в научно-образовательном сближении братских стран, но дождались лишь общих тезисов о дружбе.

Члены белорусской делегации в кулуарах встречи вздыхали и говорили "если наш главный решит - всё будет".

Незыгарь поднял важную тему. С точки зрения продвижения русской культуры, русского языка за рубежом - Беларусь это модельный для масштабирования регион. Но в этом направлении есть массовые недоработки, причем с обеих сторон.  

Наши эксперты и в России и в Республике Беларусь неоднократно сообщали, что
целая сеть институтов по направлению международных отношений  работает не совсем в интересах России, причем речь не только о коллегах из РБ.

Так, очень много вопросов у экспертов к отдельным решениям Института Европы РАН (директор — А. Громыко), который часто выступает в роли "перехватчика" гуманитарного воздействия по белорусскому направлению.

Если говорить о белорусских институциях, отдельного внимания удостоен "Минский диалог" - форум,  в рамках которого при поддержке западных НКО ведется дискуссия о необходимости укрепления белорусского суверенитета и ослабления влияния России. Одним из ключевых визионеров "Минского диалога" выступает Кирилл Энтин, Советник Суда Евразийского экономического союза.

Почему мы подняли именно сейчас эту тему?

Кроме того, что напомнили коллеги из Незыгарь, а вся страна наблюдает очередной виток в диалоге первых лиц России и Беларуси, 7 июля в упомянутом выше Институте Европы РАН будет защищать докторскую диссертацию Екатерина Энтина, супруга Марка Энтина, экс-посла России в Люксембурге.

Это его брат, Кирилл Энтин, отметился весьма спорной позицией в диалоге наших стран.

Так вот, очень хотелось бы, чтобы хотя бы с российской стороны научно- образовательная политика в отношениях России и Беларуси укреплялась, а не наоборот.
И в этом смысле, важна персональная позиция каждого из участников диалога - и ученых, и рядовых дипломатов.

Русскоязычная Беларусь может стать ещё более  надежным партнером для Россотрудничества Евгения Примакова. Причем тут речь может идти не только в части "мягкой силы" в диалоге с соседями Беларуси - Польшей, Литвой, Латвией и (особенно) Украиной, но и с другими странами региона - Чехией, Словакией, Румынией и т.д.

https://t.me/russica2/30097
источник
Научно-образовательная политика
Среди регионов первые 3 места по количеству регистраций на третий сезон Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» занимают: Москва – 1476 заявок, Санкт-Петербург – 732 регистрация и Приморский край – 677 регистрации.

«Участие студентов в Кубке по менеджменту «Управляй!» – прекрасная возможность для профессионального развития, в том числе и в дистанционном формате. Наш университет активно применяет современные цифровые технологии для повышения качества образования. Студенты и преподаватели Школы экономики и менеджмента и других школ ДВФУ уже третий год не только активно и результативно участвуют в Кубке, но и используют его потенциал в учебном процессе. Этим летом, в частности, Кубок может стать хорошей основой для одной из форм прохождения учебной практики», – отметил ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов.

В Кубке могут принять участие студенты и недавние выпускники организаций высшего и среднего профессионального образования со всей России с 18 до 25 лет.
источник
Научно-образовательная политика
Алтайская педагогика (1/2)

Накануне, 29 июня, в зале Ученого совета Алтайского государственного университета состоялось заседание круглого стола, на котором обсуждались вопросы развития системы педагогического образования в регионе

В работе круглого стола приняли участие министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, ректор АлтГУ Сергей Бочаров, президент вуза Сергей Землюков, представители руководства педагогических образовательных учреждений региона.

На мероприятии состоялось обсуждение вопросов, связанных с выстраиванием разноуровневой системы подготовки педагогических кадров, начинающейся с работы со школьниками и охватывающей уровень среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Особое внимание было уделено новым тенденциям в проектировании гибких образовательных программ в бакалавриате и магистратуре, предусматривающих обучение по индивидуальным образовательным траекториям. Другими важными темами, которые были затронуты стали: особенности целевого обучения педагогических кадров в новых условиях, реализация системы дополнительного профессионального образования педагогов в рамках федерального проекта «Учитель будущего», вопросы мотивации студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, а также меры поддержки молодых специалистов.

Одним из важных тезисов, который прозвучал на круглом столе стал вопрос о важности реализации межвузовских сетевых образовательных программ по подготовке педагогов, прежде всего, для школ Алтайского края. «Если мы сегодня говорим об учителе будущего, о студентах, которые потом пойдут в образовательные организации края, то необходимо, на мой взгляд, придерживаться принципа четырех «К»: коллаборации или сотрудничества между вузами, готовящими педагогов, коммуникации, то есть способности услышать друг друга, креативности, или принятия нестандартных решений, и критического мышления, – подчеркнул Максим Костенко. – На сегодняшний день существует дефицит всего живого в системе образования, дефицит неформального, результативно-ориентированного, практико-направленного, а также дефицит внимания к студенту и его интересам. Поэтому тема того, что востребовано людьми и то, что ориентировано на результат, – это именно то направление, которое надо сегодня учитывать, проектируя любые образовательные программы».
источник
Научно-образовательная политика
Алтайская педагогика (2/2)

АлтГУ в соответствии с программой развития опорного вуза активно занимается подготовкой педагогических кадров. Приоритетность этого направления была отмечена главой государства и нашла отражение в программных документах национального проекта «Образование».  В этой связи Президент АлтГУ Сергей Землюков указал на важность качества подготовки: «Реализуемые в настоящее время национальные проекты в первую очередь нацелены на преодоление разрыва между потребностями технологического и инновационного развития России и подготовкой тех кадров, которые смогут обеспечить данное развитие. Этот разрыв особенно чувствуется в регионах. Кто будет готовить новый формат учителей и школьников? Я предлагаю рассматривать ответственность за преодоление этого разрыва не только педагогическим вузам, но и всей системе образования Алтайского края, в том числе и нашему университету, который может предложить компетенции по цифровой экономике, по технологическим и исследовательским направлениям. В рамках хорошей конкуренции нам надо дополнять друг друга, повышая качество подготовки школьников, прежде всего, для вузов Алтайского края».

Президент АлтГУ также высказал предложение о принятии в крае программы сопровождения жизненного цикла профессии учителя и о ее поддержке министерством образования и науки региона.

Ректор Алтайского госуниверситета Сергей Бочаров по завершении заседания отметил: «Алтайский госуниверситет подготовил предложения по реализации комплексной подготовке педагогических кадров, в которой значительное место уделяется развитию индивидуальных образовательных траекторий. Это многоступенчатая подготовка на уровне бакалавриата и магистратуры, а в случае подготовки управленческих кадров для системы образования и перевод на уровень аспирантуры. Ряд инициатив, озвученных со стороны АГУ получил одобрение со стороны Министра образования и науки региона Алтайского края. Поскольку не только педагогические университеты удовлетворяют спрос в педагогах. Многие выпускники классического университета (химики, физики, математики, биологи и т.д.) после окончания ВУЗа идут работать в школу, закрывая дефицит учителей «предметников». Потребность в таких педагогах сейчас гораздо больше, чем способны подготовить в профильных вузах».

Поддержку получила и предложенная АлтГУ магистерская программа «Кадровый резерв: управленческие команды в образовании», нацеленная на подготовку управленческих команд в сфере образования, разработку проектов развития и формирование сетевого сообщества руководителей сферы образования.

На рассмотрение участников мероприятия был вынесен проект решения круглого стола, в котором предлагалось обобщить опыт вузов Алтайского края и создать в регионе инновационную модель системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров различных уровней и ступеней образования, основанную на принципах целостности, непрерывности, индивидуализации образовательных траекторий и цифровизации образовательной среды.
источник
Научно-образовательная политика
​​Мы лидеры среди инженерных вузов России по трудоустройству выпускников

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выделил Томский политехнический университет за успешную работу по трудоустройству выпускников.

Отвечая на вопросы главы правительства РФ Михаила Мишустина о трудоустройстве выпускников вузов, Валерий Фальков рассказал, что выпускники инженерных специальностей и направлений традиционно хорошо трудоустраиваются.

«Если посмотреть на опыт наших инженерных вузов, то у них практически никогда нет сложностей с трудоустройством выпускников.

Достаточно назвать наши ведущие инженерные вузы: МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ. Если брать региональные, то это УрФУ, Томский политех и ряд других вузов.

Насколько мы знаем, у них уже начиная с третьего-четвертого курса благодаря тесному взаимодействию с работодателями очень активно устраиваются студенты», – заявил глава Минобрнауки.

Валерий Фальков добавил, что Томский политех показывает одни из самых высоких цифр по трудоустройству выпускников среди инженерных вузов.

В целом же 13 российских вузов входят в 500 лучших в мире по трудоустройству. И каждый год количество этих университетов увеличивается.

Отметим, что в Томском политехническом университете действует комплексная система содействия трудоустройству выпускников.

Она основана на постоянном взаимодействии студентов с потенциальными работодателями, практиках на предприятиях и распределении выпускников.

Томский политех организует широкий набор мероприятий, чтобы наладить контакт между студентами и компаниями: экскурсии, вебинары, телемосты и другие.

Кроме того, в течение учебного года в вузе проводится более 150 карьерных мероприятий. Среди них и такие масштабные, как Дни карьеры, которые проводятся дважды в год.

В них участвуют от 50 до 80 компаний со всей страны и из-за рубежа, в том числе такие крупные предприятия как Росатом, Газпром, Schlumberger.

Комментарий начальника отдела практик и трудоустройства ТПУ Виталия Гребенникова:

У студентов есть возможность напрямую познакомиться с потенциальными работодателями, выбрать место для прохождения практики, узнать больше о специфике отрасли, которую они выбрали.

Представители компаний проводят мастер-классы, деловые и командные игры, наблюдают за самыми активными студентами.

ТПУ – опорный вуз многих крупнейших государственных корпораций: Газпрома, Росатома, Роскосмоса, Росэнергоатома и других.

В круг стратегических партнеров вуза входит свыше 1000 предприятий и их количество продолжает рости.

Сейчас в Томском политехе продолжается распределение выпускников этого года. По данным на июнь, около 40% выпускников-политехников уже имели работу, во многом благодаря прохождению практик.

Для выпускников, намеренных трудоустроиться, сейчас в банке вакансий имеется 3,5 тысячи предложений с достойной зарплатой и возможностями карьерного роста.

Многие выпускники планируют продолжить обучение, либо вернутся на родину и будут трудоустраиваться там.

Несколько интересных фактов о трудоустройстве наших выпускников:

1. Диапазон заработной платы: от 17 000 до 180 000 рублей.

2. Заявки на выпускников ТПУ 2020 года поступили от предприятий, находящиеся в 162 городах России и стран ближнего зарубежья.

3. Самый экзотический работодатель: Petrofac, ОАЭ, Шарджа – 12 вакансий.

4. Зарплаты выпускников-магистров выше чем бакалавров в среднем на 30%.

5. Самая популярная должность: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-программист, инженер-электроник.

Выпускники Томского политеха – это востребованные и успешные специалисты, которые могут расчитывать на гарантированное трудоустройство после окончания университета.

Поступай в ТПУ!
источник
Научно-образовательная политика
Наши коллеги и друзья покорили значимый рубеж - 1К подписчиков.

Университет онлайн - это органично растущий канал, который мы сделали совместно с коллегами и друзьями из команды Дмитрия Пескова, спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития.

Так как часть администраторов НОП работают и с каналом УО, можем вас заверить - у канала очень качественный состав подписчиков.

Коллеги рассказывают вам о цифре в университете, и они знают о чём говорят - именно команда Университета 2035 организовала "острова" и задолго до пандемии готовила вузы к работе в дистанте. А потребность в постоянной "прокачке" таких компетенций пришла в высшую школу надолго, а скорее всего - навсегда.

Коллеги, так держать! И повышайте накал страстей.

И Дмитрию Николаевичу передайте😉

t.me/go_university
источник
Научно-образовательная политика
Митрополит Тихон Шевкунов:

«Самое главное с моей точки зрения, что есть возможность нынешнему президенту Владимиру Путину, если его изберет народ продолжить управлять страной еще некоторое время и воспитать не одного преемника, а целую плеяду»
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков (из выступления на форуме "Территория будущего. Взгляд из сердца Евразии", г. Уфа):

«Важно поддерживать инициативы развития университетов. Министерство науки и высшего образования анонсировало новую «Программу стратегического академического лидерства», направленную на то, чтобы помочь управленческим командам университетов создать сильные консорциумы и вкладываться в развитие тех территорий, на которых они расположены».

Наши источники в Уфе сообщают, что все мероприятия в рамках визита Валерия Фалькова в Башкортостан прошли слаженно и конструктивно, с личным участием главы Башкирии Радия Хабирова.

Визит в Уфу и участие в форуме стали первым официальным мероприятием с "живым", не онлайновым участием министра с момента перехода вузов на дистанционный формат обучения в марте.

Башкортостан не самый простой регион с точки зрения системы образования.

С одной стороны, Радий Хабиров активно включён в реализацию президентских и правительственных инициатив по развитию образования в регионе, а глава профильного комитета Совфеда - сенатор от Башкортостана Лилия Гумерова. Которая также является председателем Экспертного совета конкурса "Моя страна- моя Россия" из обоймы АНО "Россия - страна возможностей".

С другой стороны - Башкортостан является одним из регионов-лидеров, откуда редакция НОП получает больше всего писем с критикой в адрес местных чиновников. Впрочем, критика звучит в основном за недостаточное (по мнению авторов) участие властей в поддержке инициатив в области НТИ и "цифры", а также (в меньшей степени) в адрес системы СПО.

Так что тут молодцы и Фальков (всегда лучше видеть проблемы своими глазами), и Хабиров (этим визитом придал импульс ускорения системе образования Башкирии).
источник
Научно-образовательная политика
Подводим итоги Всероссийского студенческого онлайн-выпускного

Торжественное вручение дипломов завершает серию мероприятий первого Всероссийского студенческого онлайн-выпускного:

•  Основное праздничное событие российских студентов – онлайн-концерт – состоялся в социальной сети «ВКонтакте» на официальной странице АНО «Россия – страна возможностей» в субботу, 27 июня. Он собрал более 10 миллионов просмотров.

Главными звездами концерта стали сами выпускники из разных уголков станы – от Сахалина до Крыма. Они представили творческие номера, рассказали про свои местные традиции выпускного,  приняли участие в викторинах и розыгрышах подарков.

Ведущими мероприятия были российский комедийный актер кино и телевидения, телеведущий Тимур Батрутдинов, руководитель команды КВН «Михаил Дудиков», призер фестиваля  «Российская студенческая весна» Александр Шахназарян и участница проекта «Студия СОЮЗ» на «ТНТ», эксперт проектов платформы «Россия – страна возможностей» Елена Гущина.

Музыкальным хедлайнером стала группа IOWA. Поздравили выпускников музыкант Кирилл Даревский, блогеры София Броян, Шевги, MIA BOYKA и многие другие.  

К выпускникам обратились Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

В прямом эфире перед выпускниками выступили вице-президент ПАО «Сбербанк», директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Марина Ракова, заместитель генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания», крупнейшей компании-работодателя, Екатерина Скороходова и генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

•  В рамках онлайн-выпускного также 216 ректоров вузов записали обращения к студентам, среди них – ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова В. Гришин, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А. Александров, ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова П. Глыбочко и многие другие. Обращения ректоров посмотрели более 3 млн человек.

•  Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий провел онлайн-лекцию, в которой рассказал о вызовах в жизни человечества и об интересных задачах, которые предстоит решать будущему поколению. Ее посмотрели более 2 млн человек со всей России.

•  Одним из ярких мероприятий онлайн-выпускного стала интеллектуальная игра, она собрала 305 команд, более 1500 студентов. За игрой следили 1,5 млн человек. Победила во всероссийском онлайн-квизе команда из Орловского госуниверситета «Уважаемые знатоки».

•  Воспоминаниями о студенческих годах и эмоциями студенты делились в хештег-челлендже в соцсети Likee. Видео студентов собрали более 4,5 миллионов просмотров.

•  Кроме того, для выпускников был запущен информационный портал дайджест.времякарьеры.рфдайджест.времякарьеры.рф. На нем размещена подборка более 100 000 стажировок и вакансий для тех, у кого мало или совсем нет опыта работы. А на сайте rsv.ru опубликована серия материалов с наставлениями и карьерными советами крупных работодателей.

Организаторами Всероссийского студенческого онлайн-выпускного выступили Министерство науки и высшего образования РФ, АНО «Россия – страна возможностей» и Российский Союз ректоров.
Партнеры мероприятия – ПАО «Сбербанк России», АО «Федеральная пассажирская компания» (дочернее общество ОАО «РЖД»), Русская Медиагруппа, компания Mail.ru Group, российский бренд ZASPORT, официальный экипировщик Олимпийской команды России, ЛитРес, крупнейший книжный сервис в России и странах СНГ, и Likee, Студенческий координационный совет Профсоюза. глобальная платформа для создания и просмотра коротких видеороликов. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб»
Mail.ru Group, российский бренд ZASPORT, официальный экипировщик Олимпийской команды России, ЛитРес, крупнейший книжный сервис в России и странах СНГ, и Likee, Студенческий координационный совет Профсоюза. глобальная платформа для создания и просмотра коротких видеороликов. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб» и Научно-образовательная политика.
источник
Научно-образовательная политика
Какое занятие принесёт вам радость и успех? Ответьте на 15 вопросов и узнаёте!

https://knife.media/quiz/your-career/

#партнерскийматериал
источник
2020 July 01
Научно-образовательная политика
РАН решает проблемы по мере их поступления (1/2)

30 июня состоялось заседание Президиума РАН. Большинством голосов был принят проект постановления общего собрания РАН от 24 июня. В ходе совещания на обсуждение был вынесен еще ряд вопросов, который не вошел в постановление:

1. Уставы и переименование организаций. В настоящее время Минобрнауки переименовывает научные организации без согласования РАН. Подобные изменения требуют корректировок уставов, что должно обсуждаться с академией наук.

2. Аграрная политика Минсельхоза и Минобрнауки. Сейчас обсуждается вопрос о передаче ряда аграрных академических институтов в подчинение Минсельхозу. РАН и министерство науки и высшего образования РФ данное решение не поддерживают, поскольку это приведет к снижению доли фундаментальных исследований сельскохозяйственного профиля. Вице-президент РАН Ирина Донник отметила: «ФГУПы в руках министерства, которое постоянно их реструктуризируют. Мы можем остаться без семян. Предприятия опытного производственного хозяйственного, которые были созданы для семеноводства, регулируются министерством науки и высшего образования. Чаще всего такие предприятия реструктуризируют. А кто будет семена производить? Также министерство не должно бездумно отдавать земли, которые временно не задействованы». Таким образом, вывод из 2 противоречивых позиций последовал следующий: фундаментальная наука дает результаты, но ее не тестируют и не дают результаты производителям. Поэтому необходима кооперация с министерством сельского хозяйства РФ. Эта модель апробирована и уже достаточно эффективно реализуется в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства. Также отметим серьезный блок по АПК в рамках создания новых организационных форм, предусмотренных нацпроектом «Наука» - агробиотехнопарки и селекционные центры.

3. Состояние научного флота. Остро стоит вопрос синхронизации выделения соответствующих денег и ремонта судов для экспедиций. Есть сбои функционирования флота, что является важной частью исследовательской науки. Принято решение о необходимости совместного совещания Минобрнауки и РАН по проблеме. Критическое замечание высказал академик РАН Роберт Нигматулин: «Экспедиции срываются, о которых говорит Валентин Пармон. Мы должны понимать, что в министерстве науки и высшего образования нет специалиста, который знаком с проблемами флота. Такие специалисты есть только в Институте океанологии РАН. Министерство просто саботирует проведение экспедиций. Необходимо «стукнуть кулаком», чтобы быть услышанными в высших эшелонах власти». В сущности, Роберт Нигматулин выразил мнение меньшей, но достаточно громкой части РАН. Впрочем, стучание кулаками уже не раз доказывало свою неэффективность.

4. Наука в регионах. Дальневосточное отделение РАН. Внешняя научная результативность остается высокой, однако общая публикационная активность снижается, падает число монографий, мало защит диссертаций. Картина не меняется уже 3-4 года. Кроме того, есть проблемы с низким обновлением материально-технической базы, недостатком командировочных средств, усложнением системы проведения морских экспедиций. Отсутствует прямое взаимодействие по линии управления: научно-исследовательский флот возглавляет военный человек, который не несет традиций академического флота. Судьба подразделений, которые ранее находились в составе дальневосточного отделения, сейчас в руках и под управлением Минобрнауки.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-30-06-2020-pryamaya-translyatsiya
источник
Научно-образовательная политика
РАН решает проблемы по мере их поступления (2/2)

Сибирское отделение РАН. Началось финансирование СКИФ и гелиогеофизического комплекса вокруг Байкала. В соответствии с нацпроектом «Наука» создано более 80 лабораторий по 2019 году. Идет реализация проекта «Академгородок 2.0». Заявлен еще ряд проектов в Минобрнауки и Минэкономразвития. Инфраструктурные проекты были поддержаны Советом Федерации РФ. Есть проблемы с организациями 2 и 3 категории, ремонтом и финансированием флота для исследования Байкала и рек. В бюджет не заложены средства на проведение геологических экспедиций. Не налажена система по передаче сельско-хозяйственных земель.

Наиболее точно проблему описал председатель уральского отделения, вице-президент РАН Валерий Чарушин: «Один из ключевых вопросов, который нас всех волнует - судьба науки в региональных отделениях. Я хотел бы задать вопрос министру Валерию Фалькову и Александру Сергееву - хотелось бы посмотреть на картину развития региональных отделений РАН. Прошло 7 лет после реформы, но мы никак не защищены, есть проблемы с имущественным комплексом, нет гарантий для развития науки в регионах».

5. Международное сотрудничество. Недостаточно ресурсной поддержки и целенаправленной поддержки со стороны РАН.

6. Обновление приборной базы. Обновление приборной базы пошло не отдельным пунктом, а вместе со строительством установок мегасайенс. Часть средств забрали под мегасайенс. На обновление приборной базы оказалось всего 89 млрд до 2024 года. Из-за недостатка финансирования появилась идея выделять только ведущим организациям – институтам и университетам 1 категории. В результате исходная идея об обновлении 50 % приборной базы академических институтов превратилась в то, чтобы обновить до 50% приборной базы ведущих учреждений страны и распределить средства на установки мегасайенс. В этом контексте необходимо говорить об увеличении ВПП на фундаментальную науку, потому что сегодня фундаментальная наука не может регулировать исследовательский задел, т.к. нет оборудования. Темпы оснащения приборной базы недостаточны.

С 2014 года региональная научно-техническая политика была исключена из интересов профильного министерства. 17 июня 2020 года в Госдуме состоялось заседание экспертного совета по проблемам развития науки в регионах: было принято решение начать совместную работу РАН, Минобрнауки и Госдумы. В министерстве в настоящее время трактуют обновление приборной базы как покупку новой версии того, что уже есть, в то время как научное приборостроение развивается и нужны новые приборы.

По итогам заседания члены Президиума сошлись во мнении о необходимости внесения отдельным пунктом в Постановление общего собрания РАН пунктом об обновлении приборной базы и научного флота.

Многие вопросы повестки затрагивали интересы министерства науки и высшего образования. Несмотря не выборочный скепсис членов Президиума в отношении чиновничьего аппарата, большинство выражало явную готовность и желание сотрудничать с Минобрнауки для построения единой скоординированной научной политики. В целом, позицию РАН можно выразить словами ее президента Александра Сергеева: «Давайте сходим к В. Фалькову вместе, чтобы обсудить все имеющиеся проблемы». Академия настроена на конструктивную и командную работу с Минобрнауки. Годами нараставшее охлаждение уходит. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
источник
Научно-образовательная политика
РАН: научно-политическая программа максимум (1/4)

Ключевым результатом состоявшегося вчера Президиума РАН стало принятие окончательного текста постановления Общего собрания РАН «Об основных результатах работы РАН в 2019 году и о приоритетных направлениях ее деятельности». Вице-президент Алексей Хохлов приводит его главный «политический» пункт.

4. С целью преодоления негативных тенденций развития науки и научно-технологического комплекса страны, превращения науки в реальное конкурентное преимущество считать необходимым:
4.1. Разработать совместно с Госсоветом РФ, Советом Безопасности РФ, Советом при Президенте РФ по науке и образованию, заинтересованными министерствами и ведомствами, госкорпорациями и представить на рассмотрение Президенту РФ проект документа «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», возложив на РАН научно-методическое сопровождение этой работы.

Сформулировать в данном документе целостную политику научно-технологического развития страны, определить науку в качестве ведущей производительной силы, а РАН – как высшую научную и экспертную организацию РФ. Обратить особое внимание на восстановление целостности научно-технологического и научно-образовательного пространства страны, системность организации фундаментальных научных исследований как основы для выработки стратегических решений, обеспечения конкурентоспособности страны и вхождения ее в число глобальных лидеров. Кроме того, предложенная Александром Сергеевым поправка в Конституцию прямо предусматривает обязанность Правительства поддерживать научное и научно-технологическое развитие страны, что (в случае одобрения изменений на общероссийском голосовании) приведет к серьезной ревизии стратегических документов и их систематизации.

4.2. Определить вышеуказанный документ в качестве базового для разработки проекта и принятия Федерального закона «О государственной научной и научно-технической политики».

Академия наук предлагает создать еще один стратегический документ по вопросам научно-технологического прорыва. Хотя, напомним, в России уже есть Стратегия научно-технологического развития, где зафиксированы ключевые «идеологические» установки. Свое практическое развитие они получают в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие» (в нее же включены высшее образование и НТИ) и нацпроектов – в первую очередь, «Науки». Создание еще одного стратегического документа в данных условиях выглядит избыточным, а его реальная необходимость – крайне дискуссионной.
источник
Научно-образовательная политика
РАН: научно-политическая программа максимум (2/4)

4.3. Принять поправки к Федеральному закону от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ для наделения РАН организационно-правовым статусом «Государственная академия» с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, а также для наделения РАН правом законодательной инициативы и полномочиями надведомственного экспертного органа.

Ренессанс в отношениях власти и РАН произошел сразу после избрания президентом РАН Александра Сергеева – глава России Владимир Путин четко дал понять, что подвижки в вопросах статуса и полномочий Академии обязательно будут, но постепенные. Первыми стали «президентские» поправки, которые систематизировали полномочия РАН и закрепляли за ней функцию высшего экспертного органа по целому ряду вопросов. Следующим шагом предполагается решать вопрос о статусе. Однако, он увязан с работой над новым законом «О государственной научной и научно-технической политике». Дискуссии идут вокруг знаменитой формулы «деньги – стулья», в данном случае она выглядит как «закон – статус». Академия настаивает на том, чтобы «статус вперед», остальные участники процесса придерживаются диаметрально противоположной позиции.

С законодательной инициативой ситуация более тонкая. РАН хочет непосредственно выступать в качестве автора новых законов и изменений в уже действующие. При этом остается неясным, в какой форме Академия желала бы реализовать свои стремления – напрямую, как депутаты, или все же через Правительство. Напомним, именно его подведомственной организацией фактически и является РАН. При этом на данный момент совершенно неочевидна способность Академии полноценно взаимодействовать со структурами Правительства. Да и не раз была озвученная мысль, что РАН совсем не желает становиться ФОИВом (т.е. министерством).

Надведомственный статус – крайне серьезная амбиция Академии наук и самая проблемная. Получить подобный статус означает возвыситься над всеми ведомствами, что противоречит тому, что РАН находится в ведении Правительства. При этом министерства явно не захотят лишаться ни части своих полномочий, ни соответствующих бюджетов. Для Академии получение такого статуса может стать фатальным – ее банально растерзают представители ФОИВов, и никакие формальные полномочия здесь не спасут. Также стоит напомнить, что РАН и так участвует в важных межведомственных коллегиальных органах – академики возглавляют советы по приоритетам Стратегии НТР, а также входят в структуры управления крупными программами (например, всех ФНТП).

4.4. Разрешить РАН в статусе «Государственной академии» выступать от имени Правительства РФ в качестве соучредителя научных организаций.

Еще одна давняя (с 2013 года) мечта РАН – вновь стать (со)учредителем научных институтов. Эта установка лежит в рамках стратегии «собирания» НИИ назад «под крыло» Академии. Однако, подобное развитие событий видится маловероятным. Двойное учредительство – очень сложная и проблемная конструкция. Научные институты уже научились жить под патронажем Минобрнауки (ранее – ФАНО), а необходимость отчитываться перед РАН уже и так многими их руководителями и представителями расценивается как явное и ненужное «отягощение». Разделение полномочий в духе «двух ключей» вряд ли возможно на практике руководства сотнями научных организаций страны, а сама идея «учредительства» в ряде аспектов открыто противоречит иной амбиции Академии – надведомственности и закреплению статуса главной экспертной организации страны, поскольку оба требуют максимальное непредвзятости.
источник
Научно-образовательная политика
РАН: научно-политическая программа максимум (3/4)

4.5. Законодательно определить в качестве основных видов деятельности РАН: проведение научных исследований, координацию работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития.

Отсутствие формального закрепления полномочий по проведению научных исследований (а следовательно – и получения бюджетных ассигнований на эти цели) уже давно является «красной тряпкой» для Академии наук. РАН однозначно генерирует новое экспертное знание, которое должно быть основано на исследовательской практике – следовательно научные работы однозначно должны быть в обойме ее полномочий. Впрочем, это приведет к разрушению текущей модели управления в академическом секторе – где наукой впрямую занимаются ФГБНУ (а этот статус не является столь уж желанным для РАН) либо организации иных правовых форм (но в этом случае наука является как минимум второстепенной к основным направлениям деятельности). Академия хочет сочетать и научные, и административные полномочия – в части учредительства, экспертизы и научно-методического руководства. Даже в рамках обсуждения возможного статуса «государственной академии наук» подобное сочетание функционала во многом противоречит всей логике организации и функционирования структуры управления в России.

4.6. Обратиться в Правительство РФ с инициативой о создании при Правительстве РФ надведомственного органа, отвечающего за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей разработку и реализацию стратегических государственных научно- технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.

В данной инициативе четко видны два вектора. Первый – «ностальгия по ГКНТ». Уже давно слышны призывы воссоздать в том или ином виде Госкомитет по науке и технологиям (оный существовал в СССР и в настоящее время действует в Белоруссии). При этом Академия упускает из виду сущетвование серьезных надведомственных организационных форм – Совета по науке и образованию при Президенте, органов управления госпрограммой НТР, профильной рабочей группы Госсовета и мн. др. Эффективность работы предлагаемой надведомственной структуры (со своим штатом, бюрократией и т.п.) не является очевидной.

Второй вектор – явные претензии на уменьшение полномочий Минобрнауки. Именно это ведомство является координатором всех научно-исследовательских и научно-образовательных процессов (в части высшего образования). Создание надведомственного органа приведет к серьезному уменьшению прав Министерства.

Отдельно стоит отметить, что есть несогласованность в двух предложениях РАН – присвоить ей надведомственный статус и создать некую структуру аналогичного уровня и полномочий. В итоге неясно, хочет ли Академия сама стать «ГКНТ 2.0», быть наравне с ним в надведомственной позиции или готова поступиться частью своих амбиций ради создания указанной структуры и сильных позиций (не институциональных, а персональных) в ней.
источник
Научно-образовательная политика
РАН: научно-политическая программа максимум (4/4)

4.7. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие специальный раздел классификации расходов бюджетов «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».

Данное предложение РАН является важным и серьезно обоснованным. В настоящее время траты бюджета на науку распылены между огромным количеством различных строк. Научный бюджет никак не «окрашен». Отсюда сложности с контролем за ним и оценкой эффективности трат. Лишь недавно, в рамках работы над госпрограммой НТР более-менее удалось свести и учесть все бюджетные расходы на науку, но лишь аналитически. Выделить научные исследования и инновации отдельной строкой – будет означать более системную и структурированию бюджетную работу по данным направлениям.

4.10. Разработать подходы к оценке научных организаций, не рассматривающие наукометрические данные в качестве определяющих показателей эффективности и результативности научной деятельности.

В этой формулировке важнее не очередной призыв к уменьшению значимости наукометрии, а признание того, что она неизбежна. Но при этом не должна играть определяющей роли. Отметим, что и сейчас она не столь уж давлеет над остальными измерениями работы научных организаций и вузов в рамках оценки их результативности и эффективности. Комплексный балл публикационной результативности и методика его исчисления вызвали очень серьезную и бурную дискуссию в профессиональной среде. Однако, как никуда не деться от наукометрии, так и не прекратятся споры о ней.

Вывод
В рамках Постановления «Общего собрания РАН» Академия заявила свою научно-политическую программу максимум. Как показывает практика, подобные амбиции редко бывают удовлетворены в значительной степени. Традиционно решения Общего собрания громки и дискуссионны, открывают большой простор для толкований и интерпретаций. Однако, практика расставит все по своим местам и сведет результат к оптимуму, сгладив острые углы и заретушировав излишне радикальные предложения.
источник