Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 31
Научно-образовательная политика
Петр Кучеренко назначен заместителем Министра науки и высшего образования РФ.

Он широко известен сообществу как супруг Дианы Гурцкой и в меньшей степени - как человек из команды руководства Совфеда будущего.

С 2012 года Петр Кучеренко являлся руководителем аппарата Комитета Совета Федерации и профессором кафедры муниципального права Российского университета дружбы народов.

В Минобрнауки новый заместитель Валерия Фалькова будет курировать вопросы кадрового обеспечения, а также вопросы организации хозяйственной деятельности. Опыт работы в Совете Федерации должен поспособствовать активизации взаимодействия с законодательными органами власти и регионами.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Во многих странах принимаются экстраординарные меры по помощи системе высшего образования в условиях необходимости перехода к новыми технологиям, сокращения притока иностранных студентов. Так в США в рамках пакета поддержки экономики 14,5 млрд долларов выделено на поддержку государственных университетов ( что составляет около 8%  годового бюджета высшего образования правительства США и штатов).

Мы точно знаем, что Минобрнауки РФ также готовит план поддержки финансовой стабильности высшей школы.

Наши эксперты обращают внимание на то, что среди тех, кто теряет сегодня работу, много студентов. Тех, кто работали в индустрии торговли, питании, развлечений. Аналогичную проблему обсуждают и уже решают в Германии, Австралии, других странах. Мы ее пока не заметили. Но лучше к ней приготовиться. Необходимо думать о занятости студентов в университетах.
источник
Научно-образовательная политика
События, которые сегодня происходят с российской высшей школой, будут иметь долгосрочные последствия.

Без всякого сомнения, когда коронавирус будет повержен и наступит мирное время – вузы не вернутся автоматически к той жизни, которую они вели до середины марта 2020 года.

Перед системой высшей школы - и перед Минобрнауки, и перед губернаторскими и вузовскими командами сегодня стоит не только вызов обеспечения стабильной дистанционной работы.

Задачи будущего формируются уже сегодня, и именно сейчас нужно искать их решения.

В конце прошлой недели в рамках мозгового штурма новые задачи обсуждали лучшие умы от управления образованием: Валерий Фальков собрал за столом Ярослава Кузьминова, Владимира Мау, Андрея Волкова, Исака Фрумина, Эдуарда Галажинского, Игоря Реморенко и других визионеров системы высшей школы.

Общее мнение – новая нормальность будет отличаться от того, к чему мы привыкли до того, как пришлось оперативно переходить на новые форматы обучения. Но черты этой новой системы нужно не придумывать в кабинетах, а искать в лучшем опыте.

Важно, чтобы у всех звеньев системы, у всех участников было общее понимание целей, задач и инструментов.

В этих условиях, считаем, что есть важнейшие вопросы, на которые нужно найти ответ. Просим вас внести свой вклад в дискуссию и проголосовать.
источник
Научно-образовательная политика
Какая помощь нужна преподавателям вузов?
Анонимный опрос
25%
Обучение работе с оборудованием и программным обеспечением
41%
Обучение работе по созданию электронных учебных курсов
34%
Управленческие тренинги и team-building по работе в новой цифровой экосреде
Проголосовало: 489
источник
Научно-образовательная политика
Что должно остаться в университете после ухода коронавируса?
Анонимный опрос
13%
Вся налаженная система дистанта, в которую будет вовлечено 100% ППС
75%
Система должна быть трансформирована - с проработкой смешанных форм обучения и его гибких траекторий
13%
Надо все вернуть как было раньше, до эпидемии
Проголосовало: 820
источник
Научно-образовательная политика
«Дабы дурь каждого видна была»

Переход высшего образования в онлайн резко усилил прозрачность учебного процесса. Многие эксперты и практики отмечают активизацию студентов и усиления контроля за их присутствием в рамках онлайн-занятий.

Менее очевидным является то, что схожая видимость теперь касается и преподавателей.

Лавинообразное наращивание онлайн-компетенций со стороны и студентов, и профессорско-преподавательского состава может привести к валу жалоб обучающихся на своих педагогов, а тех – друг на друга.

Не секрет, что достаточно часто на своих занятиях преподаватели допускают очевидные вольности – переход на личности, неадекватное освещение процессов, политическая пропаганда (как прогосударственная, так и резко оппозиционная).

Ранее управу на таких педагогов найти было сложно – слово лектора почти всегда оказывалось более весомым, чем позиция студентов. Да и жаловаться было рискованно – озлобленный преподаватель способен всерьез испортить жизнь целым группам и потокам.

Теперь же достаточно записать несколько одиозных заявлений (можно даже смонтировать небольшой ролик) и выложить его в публичный доступ. Вирусность подобного контента позволит ему моментально быстро распространиться в профессиональной среде.

Особая ответственность в такой ситуации лежит на руководстве вузов – от ректоров до деканов и завкафедрами. Они должны оперативно реагировать на сигналы от студентов, чтобы не допустить распространения подобных дискредитирующих университет сообщений.

Заметим, что подобный же сценарий возможен и в рамках сведения счетов – как с коллегами, так и с руководством. Уже поступает много сигналов, что в ряде вузов некоторые педагоги подверглись откровенной травле со стороны своих коллег. Впрочем, в ряде случаев действительно жалобы были адекватными – в итоге ряд педагогов отстранен от ведения курсов.

Дистанционный формат – это глубокая перезагрузка системы высшего образования, которая должна научиться функционировать в новых коммуникационных условиях.

Очевидно, что в ряде вузов переход на дистант идет не благодаря усилиям руководства, а вопреки их некомпетентности.

В подобных условиях необходимо оперативное реагирование всей управленческой вертикали, в частности – Министерства науки и высшего образования.

Кризисы и чрезвычайные меры всегда обнажают лучшие и худшие качества людей. Это полностью справедливо для системы высшего образования. Теперь можно легко понять, кто действительно эффективно обучает и воспитывает студентов, а кто допускает откровенную профанацию.

Все ситуации безусловно берутся «на карандаш» в Минобрнауки, и по окончанию будут сделаны очень серьезные и обоснованные меры. Часть ректоров явно покинет свои посты, продемонстрировав некомпетентность в организации дистанционного учебного процесса.

Также будут приняты решения по случаям как очевидной неадекватности содержания преподавания предъявляемым к нему требованиям, так и по заведомо ложным доносам.
источник
Научно-образовательная политика
КБПР, министр и раскол оппозиции

В «Новой газете» появилась очередная (автор этого поста в начале написал «очевредная», что емко характеризует суть вопроса) разгромная статья Александра Рубцова, посвященная комплексному баллу публикационной результативности, способу его внедрения и возможным последствиям.

Мы не будем пересказывать очевидно предвзятые и часто оторванные от действительности измышления автора статьи, но остановимся на очень симптоматичном свидетельстве.

С самых первых шагов новый министр науки и высшего образования Валерий Фальков начал выступать с позиции открытости и откровенного диалога. Даже критики управленческих моделей Минобрнауки вынуждены признать этот факт:

Сейчас есть шанс на оперативную коррекцию схемы, однако этот заряд все равно останется для науки миной даже не очень замедленного действия. Все оценили отмену диковатых правил общения ученых с иностранцами, но с оценкой результативности все не так плохо, как кажется — все гораздо хуже. Тем не менее что-то уже забрезжило. Новый министр:

1.  явно хочет разобраться в вопросе,
2.  во многом уже разбирается лучше своих департаментов и
3.  немало делает в организационном плане — насколько это сейчас вообще возможно в реалиях управленческого процесса.

Рабочая группа основательно дополнена учеными, особенно из общественных и гуманитарных наук. Объявлена готовность отказаться от унификации подхода и преувеличения роли статистики публикаций. И главное — начата системная работа над коррекцией Методики с устранением наиболее значимых нелепостей и несоответствий.

Более того, кажется, встречает понимание даже идея взаимного, симметричного контроля: если ведомство с таким методическим багажом берется контролировать результативность науки, то и у самой науки, как минимум, не меньше оснований грамотно анализировать результативность такого контроля.

Заметим, это единственная хвалебная часть в откровенно критическом потоке мыслей автора.

Подчеркнем, что в статье не предлагается никаких вдумчивых системных решений, кроме общих слов об оценке учеными самих себя. Как это организовать в масштабах страны – остается неведомым не только читателю, но, судя по всему, и автору.

Администраторы научной политики России уже давно исходят из простой формулы: «Критикуя – предлагай». К сожалению, далеко не все участники научно-политического процесса применяют ее на практике.

Отдельно отметим, что налицо усиливающийся раскол внутри оппозиционно-либеральной части научно-образовательного сообщества. Часть понимает, что с Минобрнауки можно и нужно выстраивать диалог, требуется вносить проработанные предложения и «говорить на одном языке». К счастью, именно подобный подход взяло на вооружение руководство РАН во главе с президентом Александром Сергеевым.

А меньшая часть – скатывается во все более непримиримое критиканство. И здесь впору заподозрить стремление максимально «раскачать лодку», которую и так штормит эпидемия коронавируса.

Это подтверждает и завершающий пассаж Александра Рубцова: «Сейчас весь этот кризис несколько отодвинут на второй план задачами обнуления коронавируса и пр. Однако это именно тот случай, когда скандал может оказаться продуктивным».

Хочется спросить автора – так вы за конструктив (улучшение методики исчисления КБПР) или за разрушение «до основанья, а затем» (с отменой наукометрии, что сейчас уже невозможно, и тотальным подчинением чиновников ученым, также нереальным)?

Мы согласны с Александром Рубцовым, что наука – одна из настоящих скреп Государства Российского. Но подтачивают и откровенно пытаются сломать ее скорее не чиновники, а как раз непримиримые оппозиционеры, для которых важен только скандал и протест, неважно, насколько адекватный реальной ситуации.

Полный текст очевредной статьи: https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/29/84582-maniya-tsifry
источник
Научно-образовательная политика
Трудности школьного дистанта: стратегический взгляд

На фоне очевидных успехов (пусть не всегда однозначных и полных) высшего образования, переход в дистанционный формат школьного как минимум буксует. Некоторые эксперты говорят о практически полном провале.

Приведем мнение Светланы Чупшевой – генерального директора Агентства стратегических инициатив:

Перед лицом угрозы мы вдруг вспомнили, что у нас просто залежи электронных решений, — по социальным сетям и новостям проносятся десятки ссылок. Но и дети, и родители, и учителя осознали, что мы не только не знаем, что с ними делать, но и совсем к ним не готовы.

Во-первых, сами платформы и решения, которые были разработаны давно, оказались не приспособлены к приходу такого количества живых людей.

Во-вторых, стало очевидно, что учительское сообщество, консервативное по своей природе, не готово к переходу от формата «вещания на класс» к интерактивным и электронным формам обучения, где нужен свой ритм и другие механизмы мотивации детей. Никто не вооружил учителей этим инструментарием.

В-третьих, в совершенно новую для себя ситуацию попали и родители со школьниками. Выяснилось, что наши дети (и мы, кстати, тоже) не умеют планировать свой день, не умеют расставлять приоритеты в занятиях, не умеют превращать набор рутинных операций в цельный проект.

Стране остро нужны стратегические решения — они лежат в трех плоскостях.

Первое. Важно дать педагогам эффективную систему стимулов, чтобы осваивать новые решения, и обеспечить инструментарий — как именно их осваивать. Палочная модель тут не пройдет, а тотальная заточенность на показатели эффективности, приправленная необходимостью отчитываться по поводу и без, уже доказала свою неработоспособность.

Нужно дать возможность рынку помочь [учителям] с повышением квалификации, а не отправлять эту задачу на откуп от одной госструктуры другой. Педагогам нужно дать возможность выбирать, как и где они будут учиться, естественно — из числа тех сервисов, что будут соответствовать базовым критериям качества.

Второе. Как поменять модель управления в сфере образования? Нужно эволюционно двигаться к тому, чтобы в ней появилась гибкость и фокус на развитие, а не на консервацию сложившихся практик. Руководители в сфере образования должны перестать быть администраторами, а со временем — превратиться в хорошем смысле в директоров по развитию, как в бизнесе. Государству нужно уходить от приказно-отчетной модели и замера процессных показателей к модели оценки результата.

Третье. Как наладить партнерство с рынком, не подменяя собой рынок, а находя баланс в сотрудничестве? В решении общероссийских задач нужно выбирать лучшие практики, платформы, проекты, заключая с ними взаимовыгодные (win-win) договоры, тиражировать и масштабировать их по стране. Если дети, как мы верим, наш главный приоритет, то нужно обеспечить их лучшими решениями, получившими признание рынка, а не теми, по которым удалось успешно отчитаться перед Счетной палатой.

Подробнее: https://mel.fm/problemy-obrazovaniya/324578-online_education_problem
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня на телеканале «Россия 24» вышел «Диалог» между мной и новым министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

Валерий Николаевич оказался очень современным человеком. Он не смутился, увидев скандальный ролик с бывшим уже преподавателем истории, который додумался вызывать эскорт в эфире с учениками. Не испугался критики в отношении ЕГЭ и резкого массового перевода обучения в онлайн. Будучи родителем десятиклассника, он сам видит проблемы и вызовы современной системы высшего образования в нашей стране.

О перевороте в системе министр не сказал, но слова о том, что перемены к лучшему обязательно будут, я услышала четко. Кроме того, мы обсудили перенос ЕГЭ и вступительных экзаменов, реформы в научной среде и новые требования, которые время предъявляет к руководящему и педагогическому персоналу наших учебных заведений.

Рекомендую посмотреть, если вам или вашим детям небезразличны перспективы российского образования.

https://www.vesti.ru/videos/show/vid/832821/cid/4921/
источник
2020 April 01
Научно-образовательная политика
Сейчас такие проекты независимых (т.е. ориентированных на качественную литературу) книжных, как «Циолковский», «Фаланстер» или маленькая, но хорошая «Добролавка» и многие другие с одной стороны лишены поддержки покупателей, а с другой – государства.
Это значит, что после завершения карантина некоторые из них могут не открыться. Это, конечно, неправильно. Независимый книжный – это больше, чем обычный магазин. Он формирует вокруг себя сообщества читателей и выстраивает особую культуру чтения.
Поэтому, я поддерживаю проект «Новой газеты» по спасению книжных магазинов: https://www.youtube.com/watch?v=f8uY5FXOSuI&feature=youtu.be&fbclid=IwAR1TDNkJKLDqQ4Iub6RZ-GHNryj8YJ2YgVvgAzjTBEXHVDkVwaOZnD6k_p4

Чтобы поддержать магазины вы можете:
1. Купить их подарочные сертификаты «на будущее»
2. Сделать в них интернет-заказ (это лучше всего). «Фаланстер», «Циолковский», «Добролавка», например.
3. Или если уж совсем в крысу, то подписать петицию о поддержке книжных во время карантина: https://bit.ly/2UN5Rev
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в интервью «Первому каналу» прокомментировал изменения в приемной кампании ВУЗов в 2020 году.

Всех это естественно волнует больше всего. ЕГЭ перенесли, как это скажется на вступительных экзаменах в ВУЗы в этом году по срокам и технологиям?

Сроки вступительных испытаний, вообще приемная кампания в ВУЗы будут сдвинуты, а поскольку у нас на 2 недели сместились сроки сдачи ЕГЭ, то мы, соответственно, внесем изменения в порядок приема. И последним днем подачи документов на бюджетные места, т.к. выпускники школ сдадут позже ЕГЭ, они позже получат соответствующие документы, им необходимо время для того, чтобы определиться, для того, чтобы сдать документы, причем, как правило, сдают в несколько ВУЗов, поэтому последним днем подачи документов на бюджетные места будет 10 августа. Зачисление будет происходить 19 и 24 августа, первая волна, соответственно, и вторая. Поэтому мы рассчитываем, что 1 сентября при нормальном сценарии все студенты, поступившие в ВУЗы, выйдут на занятия.

У ряда ВУЗов есть свои вступительные испытания. Они как-то будут переноситься? Как-то контактируете с ними?

Да, конечно. Они будут точно так же сдвинуты, поскольку у нас в прежние годы последним днем подачи документов для зачисления на бюджетные места в абсолютном большинстве ВУЗов, за исключением, пожалуй, МГУ и СПбГУ, у них свой порядок, было 25 июля. И вступительные испытания проводились до этого момента. В этот раз, раз мы сдвигаем сроки, то, соответственно, вступительные испытания тоже можно будет сдавать до начала августа.
источник
Научно-образовательная политика
Об обучении «после обеда»

27 марта прошла презентация открытой онлайн-платформы для дополнительного образования у школьников «Сириус.курсы». Обучение в центре – это дополнительное углубленное образование, которое является «надстройкой» к основной школьной программе.

Как подчеркнула руководитель образовательного центра «Сириус» и фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, платформа способствует экономическому и технологическому развитию страны. Реализованы возможности совместить опыт педагогов, очные длинные программы и сопровождение выпускников. По окончании курсов обучающиеся поступают в ведущие ВУЗы России на топовые специальности. Более 80000 человек уже прошли обучение по дистанционным программам. Структурированные программы позволяют школьникам рано распознать свой интерес к тем междисциплинарным направлениям, которые связаны с приоритетами РФ и стратегией научно-технологического развития, как отметила Елена Шмелева. Курсы составлены в длительные траектории для ребят с разными уровнями подготовки. Полученные в «Сириусе» знания создают «базу» у школьников, а также представляют собой полезный инструмент для карьеры молодых педагогов.

Руководитель учебно-методического центра фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев рассказал о принципах, заложенных в составление программ. Их цель – удовлетворять научные изыскания детей. Каждый школьник может претендовать на обучение в «Сириусе» и начинать учиться дистанционно – так формируется образовательный лифт. До конца обучения в школе ученика ведут так, что школьник непрерывно получает качественную дополнительную образовательную подготовку профильного уровня.

Начальник отдела развития дистанционных программ фонда «Талант и успех», старший тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике Алексей Пономарев поделился опытом реализации открытых массовых курсов. «Сириусу» удалось накопить много методик по работе с одаренными детьми. Для саморазвития обучение в центре проходят, в том числе, взрослые люди. Массовые открытые курсы работают в настоящее время по 4 предметам, планируется расширение. Ориентация при составлении программ - на среднюю и старшую школу.

Особенности курсов:
• Единое образовательное пространство: курсы разработаны по одной методике и имею связь между предметами;
• Борьба за эффективность/коэффициент полезного действия программ;
• Выбор индивидуальных траекторий обучения как источник мотивации;
• Курсы от лучших практиков, которые накопили большой опыт в оффлайн-формате, а позднее перенесли его в онлайн;
• Ориентация на разные уровни подготовки;

Задачи курсов:
• Проектная;
• Междисциплинарная;
• Профориентационная.

Это программы, которые призваны помогать учиться «после обеда», а не во время основной школьной программы. Сейчас курсы реализованы только по направлению «Наука», но планируется расширение, в том числе творческих направлений.

Таким образом, центр ставит перед собой задачу создания программ непрерывного образования, которое обеспечивает преемственность школьного и вузовского обучения. Данный подход отражает связь различных ступеней образования, а также логично увязывает зоны ответственности Минобрнауки и Минпросвещения на передовой платформе Сириуса. Работа центра имеет однозначную увязку с национальными приоритетами государства, а также отвечает задачам научно-технологического прорыва.

Подробнее: https://tass.ru/press/9535
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки опубликовало Методические рекомендации по организации работы волонтерского корпуса в ситуации распространения коронавирусной инфекции.

Краткая версия и полный текст.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник