Трудности школьного дистанта: стратегический взгляд
На фоне очевидных успехов (пусть не всегда однозначных и полных) высшего образования, переход в дистанционный формат школьного как минимум буксует. Некоторые эксперты говорят о практически полном провале.
Приведем мнение Светланы Чупшевой – генерального директора Агентства стратегических инициатив:
Перед лицом угрозы мы вдруг вспомнили, что у нас просто залежи электронных решений, — по социальным сетям и новостям проносятся десятки ссылок. Но и дети, и родители, и учителя осознали, что мы не только не знаем, что с ними делать, но и совсем к ним не готовы.
Во-первых, сами платформы и решения, которые были разработаны давно, оказались не приспособлены к приходу такого количества живых людей.
Во-вторых, стало очевидно, что учительское сообщество, консервативное по своей природе, не готово к переходу от формата «вещания на класс» к интерактивным и электронным формам обучения, где нужен свой ритм и другие механизмы мотивации детей. Никто не вооружил учителей этим инструментарием.
В-третьих, в совершенно новую для себя ситуацию попали и родители со школьниками. Выяснилось, что наши дети (и мы, кстати, тоже) не умеют планировать свой день, не умеют расставлять приоритеты в занятиях, не умеют превращать набор рутинных операций в цельный проект.
Стране остро нужны стратегические решения — они лежат в трех плоскостях.
Первое. Важно дать педагогам эффективную систему стимулов, чтобы осваивать новые решения, и обеспечить инструментарий — как именно их осваивать. Палочная модель тут не пройдет, а тотальная заточенность на показатели эффективности, приправленная необходимостью отчитываться по поводу и без, уже доказала свою неработоспособность.
Нужно дать возможность рынку помочь [учителям] с повышением квалификации, а не отправлять эту задачу на откуп от одной госструктуры другой. Педагогам нужно дать возможность выбирать, как и где они будут учиться, естественно — из числа тех сервисов, что будут соответствовать базовым критериям качества.
Второе. Как поменять модель управления в сфере образования? Нужно эволюционно двигаться к тому, чтобы в ней появилась гибкость и фокус на развитие, а не на консервацию сложившихся практик. Руководители в сфере образования должны перестать быть администраторами, а со временем — превратиться в хорошем смысле в директоров по развитию, как в бизнесе. Государству нужно уходить от приказно-отчетной модели и замера процессных показателей к модели оценки результата.
Третье. Как наладить партнерство с рынком, не подменяя собой рынок, а находя баланс в сотрудничестве? В решении общероссийских задач нужно выбирать лучшие практики, платформы, проекты, заключая с ними взаимовыгодные (win-win) договоры, тиражировать и масштабировать их по стране. Если дети, как мы верим, наш главный приоритет, то нужно обеспечить их лучшими решениями, получившими признание рынка, а не теми, по которым удалось успешно отчитаться перед Счетной палатой.
Подробнее:
https://mel.fm/problemy-obrazovaniya/324578-online_education_problem