Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 23
Научно-образовательная политика
Стипендия в МФТИ: добавка от ИСП РАН

Институт системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук учредил стипендию для студентов и аспирантов Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ. Первые выплаты участники программы получат уже в марте.  

Стипендия назначена студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям: прикладная математика и информатика, информатика и вычислительная техника, программная инженерия, прикладные математика и физика. Ее получат те, кто показал отличные успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности.  

Размер стипендии зависит от уровня поддержки. Минимальный – первый уровень – составляет 10 тысяч рублей, максимальный – шестой – может достигать 200 тысяч. Каждый семестр участники программы смогут претендовать на продление и повышение уровня поддержки. Число получателей стипендии не ограничено и  зависит от наличия успешных претендентов.  

«Главная цель программы – создание благоприятных условий для формирования и удержания в России ИТ-специалистов высшей квалификации, – рассказал директор ИСП РАН Арутюн Аветисян. – Основная идея – это вовлечение студентов в передовые проектные исследования и разработки в сотрудничестве с индустрией, что соответствует “физтеховской” модели обучения. Очень важно, чтобы уже на 1-2 курсе студенты увидели возможность полноценной профессиональной самореализации у себя в стране – от бакалавриата до получения научной степени, – и знали, что будут решать сложные научные проблемы и создавать технологии, конкурентоспособные на мировом уровне, будучи финансово независимыми».

«В Физтех-школе прикладной математики и информатики гармонично сочетаются лучшие традиции Физтеха и мощная динамика развития. Ежегодно мы привлекаем все больше талантливых школьников в бакалавриат, лучших выпускников бакалавриата в магистратуру и лучших выпускников магистратуры в аспирантуру. Мы понимаем, насколько важно не только давать мощную фундаментальную подготовку по математике, информатике, физике, не только осуществлять прямую связку этих наук с современными запросами индустрии и с наиболее значимыми технологическими вызовами, но и давать нашим абитуриентам уверенность в том, что, занимаясь любимым делом, они не останутся без материальной поддержки. В ФПМИ действует множество стипендиальных программ, и многие компании выделяют Школе средства на обеспечение грантами и стипендиями сильных абитуриентов, не прошедших по конкурсу. Уверен, что вклад ИСП РАН станет толчком к кратному росту числа подобных историй»,
– отметил директор ФПМИ Андрей Райгородский.

Соглашение об учреждении стипендиальной программы было подписано 27 февраля 2020 года. Стороны договорились о проведении совместных научных исследований для развития приоритетных направлений системного программирования, совместном участии в конкурсах, семинарах, конференциях и выставках, о взаимном консультировании при разработке учебных планов и программ и многом другом.
источник
Научно-образовательная политика
Разумное решение Рособрнадзора, которое мы все ждали.

https://t.me/bpshkola/152
источник
Научно-образовательная политика
Участники Кружкового движения НТИ со всей России запустили агрегатор ресурсов для онлайн-обучения

Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) запустило агрегатор kruzhok.org, где собраны лучшие онлайн-ресурсы для дистанционного обучения и участия в кружках. Портал позволяет российским школьникам и студентам, перешедшим на онлайн-обучение из-за коронавируса, получить доступ к лучшим курсам, технологическим проектам и соревнованиям, удаленным стажировкам в технологических компаниях и стартапах. К сбору и структурированию информации может присоединиться каждый желающий.

«Сокращение очных контактов – это то, что каждый из нас может и должен сделать для борьбы с распространением коронавируса. Поэтому мы переориентировали наши ресурсы на информирование школьников, студентов и их родителей о способах дистанционного участия в кружках и, шире, дистанционного образования, подчеркнул лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов. – Кружковое движение – это горизонтально организованное сообщество технологических энтузиастов: школьников, студентов, педагогов, экспертов. В качестве инструмента самоорганизации мы решили использовать wiki-платформу. Наши соратники по всей России выкладывают на kruzhok.org актуальную информацию о действующих кружках и курсах, редактируют страницы, размечают данные, и мы приглашаем всех присоединиться к этому общему делу – формированию кружкового движения».

На Kruzhok.org накапливается информация по трем основным разделам. Первый посвящен возможностям для онлайн-обучения. Здесь собираются данные о технологических кружках, которые на время перешли в онлайн, ресурсах для обучения вдали от школы и университета, материалы для подготовки к ЕГЭ/ОГЭ и олимпиадам, курсы по технологиям будущего – искусственному интеллекту, нейротехнологиям, интернету вещей, беспилотникам и пр. Материалы бесплатны и структурированы по темам, возрастам и категориям, чтобы каждый пользователь – от первоклассника до студента – нашел для себя что-то интересное и полезное.

Второй блок посвящен практике и работе над совместными проектами. Кружковцы приглашают школьников и студентов присоединиться к работе над большими вызовами, участвовать в онлайн-челленджах, хакатонах и соревнованиях – делать вместе то, что может «сделать мир лучше». Также здесь публикуются вакансии для обучающихся с предложениями пройти удаленную практику и стажировку в технологических компаниях и стартапах.

Чтобы у молодых пользователей формировалась объективная картина по ситуации вокруг коронавируса, отдельный раздел агрегатора посвятили пандемии. Школьники и студенты могут узнать статус работы школ и вузов в разных регионах – где образовательные учреждения закрыты, объявили каникулы, перешли на дистанционную работу или свободное посещение, а также получить информацию о вирусе, его распространении, обзор научных публикаций по теме.

Как мы видим, активный уход в дистант происходит сегодня на всех ступенях образования. Процесс цифровизации обучения идёт полным ходом. Однозначно сказать о способах подготовки и сдачи ЕГЭ 2020 года в настоящий момент сложно. С этой целью уже сегодня применяются меры для наиболее безболезненного и эффективного перехода в онлайн.
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели НОП!

Обращаемся в первую очередь к преподавателям вузов - тем, на кого сегодня легла основная нагрузка по переводу обучения в дистанционный формат.
А также к студентам университетов.

Несмотря на относительно хорошие "вести с полей", мы точно знаем что есть университеты, где имитация процесса иногда берет верх.

С другой стороны, есть вузы, где администрация старается изо всех сил, но объективно нужна профессиональная поддержка со стороны.

Как вы знаете, мы участвуем в работе Минобрнауки по поддержке вузов в переходе на дистанционный формат.

Мы - это и вы, ведь НОП это самый большой в России клуб профессиональной общественности в системе высшего образования. И сейчас мы просим вас дать обратную связь.

Подскажите нам - как идет процесс перехода в дистант у вас в вузе?
Всё ли получается?
А если не всё - то где есть "перегибы" или недоработки?

Пишите на горячую линию НОП:

sciedu@protonmail.com (резервная - sciedu@criptext.com) и @SciEdu_bot
источник
2020 March 24
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков сегодня пожурил подчинённых за слишком парадные отчёты, поэтому теперь о своих проблемах с переходом на дистанционное обучение можно писать непосредственно в канал Научно-образовательная политика. По-видимому, после серии интеврью "как думают ректоры" выйдет серия "а как на самом деле", что я не могу не приветствовать.

Впрочем, можно по традиции писать и в бот канала Русский research, я-то публикую реальные вести с полей уже пятый день 😋

https://t.me/scienpolicy/8796
Telegram
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели НОП!

Обращаемся в первую очередь к преподавателям вузов - тем, на кого сегодня легла основная нагрузка по переводу обучения в дистанционный формат.
А также к студентам университетов.

Несмотря на относительно хорошие "вести с полей", мы точно знаем что есть университеты, где имитация процесса иногда берет верх.

С другой стороны, есть вузы, где администрация старается изо всех сил, но объективно нужна профессиональная поддержка со стороны.

Как вы знаете, мы участвуем в работе Минобрнауки по поддержке вузов в переходе на дистанционный формат.

Мы - это и вы, ведь НОП это самый большой в России клуб профессиональной общественности в системе высшего образования. И сейчас мы просим вас дать обратную связь.

Подскажите нам - как идет процесс перехода в дистант у вас в вузе?
Всё ли получается?
А если не всё - то где есть "перегибы" или недоработки?

Пишите на горячую линию НОП:

sciedu@protonmail.com (резервная - sciedu@criptext.com) и @SciEdu_bot
источник
Научно-образовательная политика
На переправе борозды не портят

Комитет Госдумы по образованию и науке, возглавляемый Вячеславом Никоновым, рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов».

Законопроектом предлагается установить срок действия трудовых договоров, заключаемых с руководителями научных организаций и вузов, до 5 лет, повысить предельный возраст для замещения указанных должностей с 65 лет до 70 лет без права продления. Еще одна новация – введение ограничения по замещению одним и тем же лицом должности руководителя одной и той же научной организации или вуза не более трех сроков подряд.

Члены комитета рекомендовали Думе принять законопроект в первом чтении.

Отметим, что в настоящий момент часть руководителей вузов и директоров институтов находится в группе серьезного риска в связи с пандемией коронавируса – по возрасту и сопутствующим заболеваниям. Повышение предельного возраста в значительной степени законсервирует обновление высших управленческих кадров в вузах и научных институтах.

Это в неполной мере коррелирует с курсом кадровой политики Кремля на осмысленное насыщение научно-образовательной сферы управленческими кадрами новой формации. В частности, среди финалистов и суперфиналистов трека «Наука» главного управленческого конкурса страны «Лидеры России» явно присутствуют практически готовые ректоры и директора.

Для справедливости заметим – чаще опытные сотрудники серебряного возраста обладают достаточными компетенциями и пониманием происходящих перемен, чтобы держать свою организацию «на волне» перемен. Однако, нередко консерватизм начинает преобладать – в итоге университет или научный институт переходят к стагнации, а значительная часть талантливых сотрудников постепенно покидает свою организацию.

В настоящий момент научно-образовательная система проходит стресс-тест, а новый закон предполагает возможность, но необязательность продления полномочий. Уже сейчас есть ряд сигналов, что в части вузов есть откровенные провалы в переходе на дистанционное обучение, которые связаны с практически полным отсутствием соответствующих компетенций у ректоров и проректоров.

После преодоления кризиса будут сделаны соответствующие выводы – и судить будут не по возрасту или наличию формальных возможностей далее занимать руководящее кресло, а по эффективности практической работы в тяжелых обстоятельствах.

Кроме того, по линии университетов идет процесс усиления полномочий президентов (то же для НИИ – с научными руководителями). Именно на эти посты претендуют заслуженные управленцы – там и опыт пригодится, и сильно навредить управленческим процессам они не смогут.

В целом сейчас сохраняется вектор на омоложение высшего руководства научных институтов и вузов. Это тесно связано с задачей по привлечению молодежи в сферу исследований и разработок, поставленной в нацпроекте «Наука».

Итоговая цель – добиться сплава опыта и молодости, а не конфликта отцов и детей, при этом не допустив потерю ценных компетенций, с одной стороны, или геронтократии, с другой. Тем более, что научно-технологический прорыв – дело молодых.

Источник: https://www.poisknews.ru/edu/uvelichenie-predelnogo-vozrasta-rukovoditelej-nauchnyh-organizaczij-i-vuzov-podderzhano-v-profilnom-komitete-gosdumy/
источник
Научно-образовательная политика
УрФУ открыл бесплатный доступ к своим онлайн курсам на площадке Открытое образование на время профилактики коронавирусной инфекции для всех желающих.

О том, как подобрать онлайн-курс и организовать обучение дистанционно расскажет Александра Кузьмина, директор Центра развития онлайн-обучения УрФУ

Сегодня 24 марта в 12:00 – 13:30 пройдет вебинар для вузов с темой, как использовать возможность перехода на дистанционный формат  в организации учебного процесса.

Обсуждаются следующие вопросы:

🔸 как осуществить подбор онлайн-курсов;
🔸как произвести запись на образовательную платформу и на сам онлайн-курс;
🔸как организовать процесс обучения с вузом-партнером;
🔸как получать выгрузки успеваемости студентов.

И как бонус, организаторы готовы предоставить документы по организационно-финансовым моделям обучения с использованием МООС

Участие бесплатное и свободное, по предварительной регистрации: https://forms.gle/RCuM3fH6BWJhtuNE8

Google Docs
Как подобрать онлайн-курс и
источник
Научно-образовательная политика
«Лидеры России» – достижения в науке (1/3)

Импланты с «живым» покрытием, фармакология на основе генотипа, «умные» материалы для промышленности, уникальные разработки в области металлургии. Это лишь некоторые достижения полуфиналистов и финалистов специализации «Наука» конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы
«Россия – страна возможностей».

Полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Евгений Парфенов из Уфы – доктор технических наук, профессор кафедры теоретических основ электротехники Уфимского государственного авиационного технического университета. Он руководит командой разработчиков имплантов из металла с так называемыми «живыми» покрытиями, которые имитируют структуру человеческой кости. «К ней максимально приближен их физический, химический и биологический состав. Сейчас люди активно пользуются имплантами третьего поколения без покрытий, а наша разработка со специальными медицинскими материалами относится уже к четвертому поколению имплантов. Специальная последовательность аминокислот «говорит» клеткам: «Ребята, вам сюда». Так что металлический имплантат становится, как своя кость и не болит», – рассказал о своей разработке Евгений Парфенов.
Евгений увлекается горными лыжами и «интернетом вещей» – он объединил технику в своем доме в сеть, сделав его «умным». Этому учит и детей – на кафедре организовал научно-технический клуб школьников «Позитроник», где ребята делают своими руками полезные устройства для семьи. Для этого получают знания в области программирования, электроники и облачных технологий. Например, они создали онлайн-систему мониторинга показателей пульса для бабушек и дедушек. Этот проект Евгений представлял в рамках конкурсного задания «Сердце лидера».

Финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Михаил Застрожин из Москвы – кандидат наук, ведущий научный сотрудник ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы». Михаилу 28 лет, но уже в этом году он будет защищать докторскую диссертацию. Михаил занимается фармакогенетикой - наукой, изучающей влияние генов и изменений в них на эффективность и безопасность терапии.
«Мы изучаем, как гены и связанные с ними молекулярные биомаркеры, например, плазменные концентрации микро-РНК, связаны с эффективностью и безопасностью лекарств, — поясняет Михаил. — На основе фундаментальных исследований мы делаем прикладные разработки — системы поддержки принятия решений для врачей. Они дают возможность фармакогенетическим лабораториям интерпретировать результаты фармакогенетического тестирования. На практике это означает, что по результатам анализов врач получает документ с рекомендациями по выбору и дозированию тех или иных препаратов: какое лекарство можно назначать, какое нельзя, какое будет наиболее эффективно и безопасно для пациента. Пока это прототип, который мы дорабатываем, чтобы сделать коммерческим продуктом».
Отличительная черта научной работы Михаила и его коллег — широкая область применения. «На сегодняшний день те компании, которые работают в этой области, как правило, сосредоточены на определенных областях — психиатрии, кардиологии и других, — добавляет Михаил. — Наше отличие в том, что мы охватываем практически все врачебные специализации и можем формировать отчеты для практически любых пациентов. Наиболее актуальны эти разработки для «проблемных» пациентов, например, таких, у кого высокий риск развития нежелательных реакций на лекарства или для тех, у кого терапия имеет низкую эффективность».

Финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Екатерина Скорб, профессор, директор НОЦ Инфохимии университета ИТМО из Санкт-Петербурга работает в России с 2017 года. До этого ее карьера развивалась заграницей, в частности в Германии и США. В Россию Екатерина вернулась потому, что считает лучшим местом для внедрения междисциплинарных специальностей. Екатерина занимается развитием инфохимии — кодированием информации на молекулярном уровне.
источник
Научно-образовательная политика
«Лидеры России» – достижения в науке (2/3)

«Мы делаем материалы, которые могут взаимодействовать с живыми системами. Это междисциплинарное направление, где требуются ученые новой формации. Они должны знать не только химию, но и хорошо разбираться в математике, программировании, других областях, — поясняет Екатерина. — «Продуктом» нашей научной деятельности являются «умные» материалы. Они используются в медицине, строительстве, автомобильной промышленности. Примером такого материала можно назвать «самозалечивающиеся» покрытия, в разработке которых я участвовала в Германии. Мы создали капсулы, которые при добавлении в краску реагируют на изменение кислотного баланса при коррозионном процессе автомобилей. Они «открываются», «залечивают» коррозионную зону и «закрываются». Другой пример — системы с сенсорами, которые используются для диагностики в медицине ранних стадии заболеваний. Уже в России мы разработали такой сенсор для диагностики ранних стадий мочекаменной болезни».

Финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Михаил Кузьмин из Иркутска руководит кафедрой «Металлургия легких металлов» Иркутского национального исследовательского технического университета. Он также занимается преподавательской и научной деятельностью, сотрудничает с зарубежными университетами, в частности с университетами Гонконга. Своим основным научным достижением Михаил считает разработку способа получения алюминиевого сплава с использованием отходов кремниевых производств.
«Это социальный проект, который я представляю на конкурсе. Был создан научный коллектив, результатом работы которого стал научный проект, уже готовый к внедрению. Он принесет конкретный экономический эффект производству. Также он обладает социальным значением, его влияние за счет повышения экологической безопасности территорий, прилегающих к металлургическим предприятиям, серьезно», – рассказал Михаил.

Финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Сергей Фейлер из Новокузнецка работает начальником отдела проектного менеджмента в Сибирской горно-металлургической компании. До этого Сергей возглавлял кафедру металлургии черных металлов в Сибирском государственно индустриальном университете. В 2018 году он признан «Лучшим ученым Кузбасса в области технических наук».
На счету Сергея более 100 научных публикаций по тематике металлургии. В основном они посвящены вопросу повышения качества стали и улучшения технико-экономических показателей сталеплавильного производства.

«Одной из основных проблем металлургии, требующей непрерывного внимания, является обеспечение качества металлопродукции в соответствии с современным уровнем потребительских запросов. И уменьшение загрязненности стали неметаллическими включениями является одним из направлений повышения качества металлопродукции, — разъясняет Сергей Фейлер. — В процессе внепечной обработки и непрерывной разливки стали загрязнение неметаллическими включениями неизбежно. В период моей трудовой деятельности в Сибирском государственном индустриальном университете мы провели комплекс экспериментов, направленных на исследование потоков металлического расплава на различных технологических этапах с использованием методов как физического, так и математического моделирования».
Результаты проведенных исследований позволили разработать конструкцию огнеупорных элементов и промежуточного ковша машины непрерывного литья заготовок. Комплексное использование предложенных разработок в производственных условиях позволяет обеспечить оптимальный скоростной режим потоков расплавленного металла со снижением турбулентности расплава при переливе из сталеразливочного ковша в промежуточный. Это способствовало переносу неметаллических включений в шлак, покрывающий поверхность металла, и исключило захват неметаллических включений и дальнейшее их попадание в кристаллизатор.
источник
Научно-образовательная политика
«Лидеры России» – достижения в науке (3/3)

«Отличительной организационной особенностью проведенных исследований является то, что свое развитие они получили благодаря выигранному Гранту Губернатора Кемеровской области в 2010 году, сумма была небольшая 50000 рублей, но, потратив весь бюджет на создание экспериментальной установки, своими силами удалось сделать уникальную физическую модель металлургического агрегата, которая заинтересовала производственников и в дальнейшем использовалась для решения реальных производственных задач на договорной основе. В тоже время при решении прикладных задач на физической модели стало понятно, что недостаточно и теоретической информации и необходимо проведение фундаментальных исследований. Для решения этих задач была подготовлена заявка и удалось выиграть Грант Президента РФ для поддержки молодых учёных-кандидатов наук, что позволило привлечь к теме молодых исследователей с новым взглядом и навыками математического моделирования. Таким образом, правильно направив средства небольшого регионального гранта, удалось выстроить целую систему и привлечь в проект в совокупности более 2 500 000 рублей», – рассказал Сергей Фейлер.

Полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Марина Будько из Санкт-Петербурга – доцент университета ИТМО, кандидат технических наук более 18 лет работает в сфере образования.15 лет она посвятила ИТМО, где прошла путь от ассистента до заместителя декана по научной и проектной деятельности.
«Самые интересные мои проекты – разработка и запуск отечественной платформы для беспилотников, которая существует по сей день, и работы по автоматизации процессов. В качестве проекта для конкурса я выбрала автоматизацию практики в университете. Это довольно актуальная задача и обязательная дисциплина, которая позволяет вузу плодотворно сотрудничать с предприятиями. Этот проект направлен на передачу накопленных знаний и обмен опытом», – подчеркнула Марина Будько.
Марина – мать четверых детей, увлекается спортом, побеждала в кубке телеканала «Папа, мама, я – спортивная семья».

Полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», кандидат технических наук Алексей Рабин из Санкт-Петербурга гордится тем, что представляет единственный в стране вуз, в названии которого есть словосочетание «аэрокосмическое приборостроение». Он признался, что пришел на конкурс не за должностью, а за партнерами.
«Как директор центра координации научных исследований, я занимаюсь интеграцией проектов, работаю над актуальными задачами, где усилий одного вуза недостаточно. И площадка конкурса – идеальное место, где я могу найти единомышленников и партнеров, чтобы совместно с вузами и предприятиями других городов разрабатывать новые комплексные решения. Например, мы создаем технологии для спутников в сотрудничестве с АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, которому принадлежит до 75% объема разработок оборудования для спутников нашей страны. Кроме того, вносим вклад в разработку мировых стандартов связи для космических аппаратов», – рассказал полуфиналист конкурса.

Часто мы говорим об АНО «Россия - страна возможностей» как об организации, которая реализует множество социальных лифтов. Все истории героев носят уникальный характер и зачастую вызывают восхищение. Герои этой публикации являют собой не только примеры социальных лифтов, но и осуществляют реальный вклад в научно-технологическое развитие страны. За триумфом всегда скрывается большая и интенсивная работа над собой и своим делом. И глядя на этих людей, с уверенностью можно сказать, что каждый из них считает науку делом своей жизни.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Награждения и поощрения

На днях опубликованы указ и распоряжение Президента России о награждениях и поощрениях соответственно. Выделим представителей науки и образования.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник