Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 16
Научно-образовательная политика
Переход в онлайн: практические советы (2/2)

НЕ перегружайте студентов сложными предписаниями. Выбирайте что-то простое: каждую неделю читать по главе (или посмотреть видео-лекцию), ответить на вопросы, затронутые в обсуждении, сделать выводы. Подобные задания снижают тревожность, позволяют учащимся почувствовать себя в знакомой обстановке. Я бы не советовал для первого курса использовать такой тип деятельности, как групповая работа.

Это требует организационных усилий и не так уж важно в онлайн-формате. То же касается и синхронных онлайн-чатов в любом виде – легко быть онлайн, сложно вести хороший чат. Как бы то ни было, если есть возможность вести лекции посредством Zoom или чего-то подобного, это гениально и просто.

Самое сложное для большинства новичков в онлайн-формате – понять, а что же могут сделать студенты? Привожу список:

1.  Обдуманный, подтвержденный комментарий к прочтённому. Нельзя просто сказать «Прокомментируйте». Попросите о чем-то более глобальном. «Не могли бы вы привести другой пример, иллюстрирующий это?» или «Найдите пример указанного в новостях и публикациях».
2.  Попросите студентов найти онлайн-источник, доказанный случай или что-то подобное, описать это и поделиться ссылкой.
3.  Пусть они запишут собственные видео с проектами или презентациями (лекции), поделятся ими и оценят друг друга.
4.  Создать короткую презентацию в формате Prezi (цифрового повествования).
5.  Провести индивидуальный проект (исследование, к примеру), сделать отчет по нему.
6.  Отрефлексировать собственный процесс обучения, свои достижения и навыки.

Очень важно не перегружать себя отзывами и оценками. Если вам будет необходимо проверять по 45 эссе каждую неделю у каждой группы – это вас, скорее всего, убьет. Вместо этого скажите студентам, что вы будете проверять их работы выборочно, а потом дайте общий ответ всем сразу. Одно из наиболее распространенных заданий – проверка на понимание. Попросите их написать 2-3 предложения, где они применяют полученные знания к новому контексту, а не к тому, который вы им дали. Прочтение не займет много времени, и вы сразу же увидите, у кого остались какие-либо проблемы.

Онлайн-преподавание нацелено на выбор того, чему именно нужно и важно обучить. Такой формат заставляет преподавателей конкретизировать, какие именно навыки и знания вы хотите дать студентам и как именно вы будете проверять, усвоили они их или нет. Определите цель, не усложняйте, но и не делайте курс излишне легким – и Вы справитесь!
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ «Кузбасс» – синергия усилий

Многие страны отказываются от использования угля в энергетике, чтобы сократить выбросы в атмосферу. Такая политика начинает сказываться на крупнейших российских центрах добычи «черного золота». Об этом пишет «Поиск».

Так, в 2019-м бюджет Кемеровской области впервые за многие годы стал дефицитным. Эта проблема не могла не волновать участников первого заседания наблюдательного совета научно-образовательного центра «Кузбасс». Напомним, что НОЦ «Кузбасс» с базовой площадкой и точкой сборки в Кемеровском государственном университете был создан в 2019 году в рамках пяти пилотных проектов российских научно-образовательных центров мирового уровня, среди которых - Западно-Сибирский (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – базовая площадка и точка сборки Тюменский государственный университет), Пермский, Белгородский и Нижегородский (Университет Лобачевского – ННГУ). Основная специализация кемеровского центра – экология и углехимия.

Задача наблюдательного совета НОЦ «Кузбасс» – разработка и утверждение программы деятельности центра, мониторинг хода ее реализации, а также формирование органов управления НОЦ. В состав членов совета входят министры правительства Кемеровской области, представители РАН, в том числе председатель СО РАН академик Валентин Пармон, руководители крупных промышленных предприятий и образовательных учреждений. Глава наблюдательного совета губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев подчеркнул, что в деятельность НОЦ вовлечены индустриальные партнеры, уже вложившие в реализацию проектов центра более 7 миллиардов рублей.

Уже сформирована и реализуется комплексная научно-технологическая программа «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», нацеленная на преодоление кризиса угольной отрасли. Путь выхода из кризиса – широкомасштабное внедрение экологически чистых технологий получения из угля продуктов с высокой добавленной стоимостью, что непредставимо без использования научных достижений.

Необходимо готовить специалистов новой генерации, способных работать над роботизацией угольной промышленности и созданием новейших углехимических производств – об этом говорил председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон. Эти цели разделяет и руководство крупных частных компаний (а угольная промышленность Кузбасса почти вся негосударственная): в 16-миллиардном бюджете трехлетней КНТП «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» доля частных инвестиций намного превышает участие госбюджета.

Работа научных учреждений и вузов Кемеровской области (в частности – флагманского Кемеровского государственного университета) в рамках НОЦ будет проходить в сотрудничестве с СО РАН. Вопросы взаимодействия с существующими научно-образовательными центрами и перспективы создания новых решено обсудить на апрельском Общем собрании СО РАН.

В развитие НОЦ «Кузбасс» активно вовлечены не только научно-образовательные организации и бизнесс, но также и региональные власти. Губернатор Сергей Цивилев активно поддерживает проект и участвует в ключевых обсуждениях его реализации. Напомним, не так давно в Москве он презентовал результаты реализации программы развития центра на профильном совете по НОЦ.

Деятельность участников НОЦ Кемеровской области, а особенно – Кемеровского университета, направлена на формирование тесных кооперативных связей внутри региона с целью форсирования его социально-экономического развития, но и получение результатов мирового уровня в виде исследований и разработок, которые могут стать модельными для внедрения в других регионах России и странах мира.

Подробнее: https://www.poisknews.ru/energetika/bez-dyma-i-pyli-nocz-kuzbass-preobrazit-ugolnuyu-otrasl/
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в НИТУ МИСиС с церемонии открытия стартовал полуфинал конкурса «Лидеры России» по треку «Наука» с участием генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова, помощника Президента России Андрея Фурсенко, заместителя министра науки и высшего образования Алексея Медведева, ректора МИСиС Алевтины Черниковой, вице-президента Газпромбанка Натальи Третьяк, Евгения Каблова (ВИАМ).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В связи с массой поступающих вопросов от вузов по поводу работы с приказом Минобрнауки о дистанционном обучении, предлагаем университетам познакомиться с опытом ДВФУ.

Тут вы найдёте ответы на большинство вопросов по теме «как университету выстроить работу в условиях противодействия коронавирусу».

На острове Русский еще в январе был создан штаб по противодействию распространению коронавируса, который с самого начала действовал на опережение, понимая близость эпицентра эпидемии.

Кроме того, ДВФУ входит в Ассоциацию ведущих вузов АТР, что позволило команде Никиты Анисимова получать информацию и рекомендации от китайских университетов из первых рук.

Подробнее о плане ДВФУ (план довольно простой, но действенный): http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?sec=1671&id=1112208

В своем канале университет ведет разъяснительную работу в реальном времени: @fefudvfu
источник
Научно-образовательная политика
Элитология и служение

В новой серии «Картины мира» Михаил Ковальчук беседовал об элитах с Ольгой Крыштановской, доктором социологических наук, кандидатом философских наук, профессором, руководителем центра изучения элит Института социологии РАН, директором Центра изучения российской элиты Государственного университета управления и завкафедрой социологии и психологии управления  ГУУ. Тема позволила говорить о широкой политической программы «группы прорыва».

Одним из ключевых слов диалога стало «служение».

Михаил Ковальчук выступает за некий «просвещенный абсолютизм». «Россия – это государство, которое может существовать только как империя», - заявил он. При этом руководитель государства обязательно должен правильно организовать гармонизацию интересов элит. По факту получается некое «полутородержавие» президента и групп подле него.

Ольга Крыштановская обозначила дилемму России – демократия или целостность. И получила горячую поддержку со стороны директора Курчатовского института. Он добавил великодержавности в эту идею, заявив, что «любая прозападная вещь – это развал страны».

При этом помимо баланса элит («двор делает государя») требуется и их эффективное обновление – инструментами служат «Лидеры России» и другие проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей», а также работа с одаренными детьми. Конкурс «Лидеры России» обозначен как главный инструмент не только «производства», но и бесконфликтной смены элит.

Модерирование научно-образовательной политики со стороны «группы прорыва» имеет своей целью контроль не только за научно-технологическим прорывом, но и элитогенезом.

Михаил Ковальчук и Курчатовский институт претендуют на то, чтобы стать единым «штабом» и над физиками, и над лириками. Через конвергентные, НБИКС и природоподобные технологии формируется система интеграции гуманитарного знания (самого оппозиционно-опасного) с точным и естественно-научным (самыми продуктивными по результатам). Следовательно, синтезируется единая элита из крайне далеко отстоящих друг от друга элит «лириков» и «физиков».

Через администрирование научной политики «группа прорыва» пытается получить контроль над всем процессом элитообразования и закрепить за собой руководящую и направляющую роль.

Основной идеологией России, как мы можем сделать вывод, должен стать «великодержавный меритократизм».

Оба собеседника горячо поддерживали мысль о заслуге Путина, который не отдал предпочтение ни одной из «глобальных» партий – охранителей и либералов (в текущем лексиконе – партии «служения» и «демобилизации»).

Частое использование первого термина означает, что «группа прорыва» одновременно озабочена и собственными позициями, и построением универсальных правил игры – начиная с науки и образования она стремится распространить их на всю политическую сферу. При этом четко осознается, что законы политики таковы – как только твоя позиция становится универсальной, то она автоматически превращается в обезличенную идею и общественную ценность.

В ситуации коронавирусного кризиса естественным образом возрастают рейтинги власти, а также тех, кто выступает за единство и монолитность элит. Трансфер не отменен, но пока он «самоизолировался». «Демобилизация» становится все менее приемлемой, а «Служение» все более превращается в универсальную идеологию.

Видео-запись выпуска: https://youtu.be/yqUavNxGPvg
YouTube
Элиты и стратегии развития | Картина мира с Михаилом Ковальчуком
Элиты и стратегии развития | Картина мира с Михаилом Ковальчуком
🔹Подписаться на канал Культура: https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ?sub_confirmation=1
🔹Все выпуски подряд: https://www.youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedrOcVcDyE8zfSqKgpToMOeM
 
Сегодня перспективы устойчивого развития государства во многом определяются его элитами – творческим и интеллектуальным потенциалом нации, лучшими представителями ключевых направлений деятельности общества, включая науку, технологии, промышленность, искусство, политическое руководство. Какие научные подходы существуют в исследовании элит? Как возникают и обновляются элиты? Легко ли наладить взаимодействие между ними?

🔹 🔹 🔹
Новая еженедельная авторская научно-познавательная программа. Её автор – доктор физико-математических наук, Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Он будет встречаться в студии с выдающимися учёными, общественными деятелями, исследователями, деятелями культуры.

🔹 🔹 🔹  
Другие передачи телеканала:
▫️…
источник
Научно-образовательная политика
Тюмень грантовая: РФФИ и НОЦ

Губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, академик РАН Владислав Панченко подписали соглашение о сотрудничестве.

Взаимодействие направлено на поддержание фундаментальных научных исследований, нацеленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития Тюменской области. В первую очередь, таким инновационным кластером в регионе является Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ. Базовой площадкой и точкой сборки центра является Тюменский государственный университет, который одним из первых в стране опережающими темпами стал работать в новом нацпроектном формате, за что был удостоен чести (и большой ответственности) войти в первую волну НОЦ.

Напомним, ранее правительство Тюменской области объявило конкурс на предоставление региональных «мегагрантов» на поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых.

Гранты будут предоставлены в 2020–2024 годах на реализацию проектов по созданию новых лабораторий и проведению научных исследований в соответствии с программой деятельности Западно-Сибирского НОЦ. Планируется предоставление пяти грантов по 150 млн руб. каждый.

Развитие сотрудничества с РФФИ станет еще одним реальным шагом в поддержке научных проектов. Тем более что опыт получения и реализации федеральных грантов на научные исследования и разработки у тюменских ученых уже есть. Они являются постоянными участниками научных коллективов, реализующих гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда.

В рамках взаимодействия с РФФИ у Тюменской области есть большие перспективы – связаны они, в первую очередь, с флагманским ТюмГУ, но также и с иными образовательными и научными организациями региона. Несмотря на фондовую перестройку, у Российского фонда фундаментальных исследований сохраняться региональные грантовые программы.

Стоит особенно отметить, что Тюменская область действует одновременно по нескольким траекториям – в частности, благодаря собственной программе «мегагрантов».

Также ТюмГУ является носителем большого количества «лучших практик», в частности – индивидуализированного образования, которое в рамках перехода процесса обучения в онлайн, ускорившегося в связи с коронавирусом, будет все более востребовано. Здесь Тюменский госуниверситет может выступить в качестве наставника для управленческих команд других вузов.

Источник: https://noc.utmn.ru/медиа/новости/u869299/
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус: «горячая линия» Минобрнауки

Министерство науки и высшего образования РФ в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организаций.

Соответствующий приказ подписал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Для оперативной поддержки участников образовательного процесса российских университетов запущена «горячая линия» по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения: keep-learning.globaluni.ru.

По рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ контактный центр создан на базе Ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет ведущие российские университеты-участники проекта повышения глобальной конкурентоспособности.

Ведущие российские университеты, имеющие опыт работы на глобальном рынке, в помощь вузам – студентам, преподавателям, сотрудникам – дадут ответы на вопросы, как организовать обучение в новых условиях, где и как освоить онлайн-курсы, использовать цифровые технологии для организации текущего учебного процесса, перечень онлайн-курсов для свободного (бесплатного) использования студентами при освоении ими образовательных программ и другая оперативная информация.

Вчера, 15 марта 2020 года Министр Валерий Фальков провёл совещание с ректорами, на котором обсудил вопросы использования различных технологий обучения и форматов организации образовательной деятельности, позволяющих обеспечивать взаимодействие студентов и преподавателей опосредованно (на расстоянии).

Вузам поручено обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме и предусмотреть:

1) возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану;
2) организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде.

Адрес «горячей линии»: keep-learning.globaluni.ru.
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая сеть сотрудничества

Московский физико-технический институт и Российский исследовательский институт Huawei в рамках стратегического партнёрства на базе Физтех-школы прикладной математики и информатики создали совместную лабораторию для исследований и разработок в области искусственного интеллекта и глубокого обучения.

Такой формат сотрудничества позволит объединить опыт и усилия академического сообщества и ведущих экспертов индустрии для разработки прорывных технологий и создания самых современных, удобных и продвинутых устройств. На сегодняшний день Huawei открыла совместные лаборатории в 10 российских образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах. Новая лаборатория в партнерстве с МФТИ станет еще одним важным шагом на пути развития научно-образовательной экосистемы России.

Напомним, что одним из ключевых партнеров в России для Huawei является Институт системного программирования РАН. Там еще в конце 2019 года была открыта совместная лаборатория, работа которой будет направлена на исследования и разработки в области компиляторных технологий и компонентов операционных систем.

«Развитие такой наукоёмкой отрасли, как компиляторные технологии, невозможно без качественной обратной связи от индустрии. Поэтому сотрудничество с компаниями масштаба Huawei является серьёзным конкурентным преимуществом на глобальном рынке R&D – исследований и разработок, а также качественно влияет на образование, – отметил директор ИСП РАН Арутюн Аветисян. – Мы же со своей стороны готовы предоставить Huawei наш уникальный опыт в этой области. Например, у нас четверо официально признанных в сообществе ревьюеров – разработчиков компилятора GCC. Для России это рекорд».

«Huawei нацелена на долгосрочное сотрудничество с ИСП РАН. Мы планируем помогать институту с подготовкой новых специалистов и исследователей в области ключевых технологий системного программирования, а также вместе находить решения актуальных задач для создания лучших в мире устройств массового использования,
– отметил Сергей Якушкин, руководитель направления компиляторов российского научно-исследовательского центра Huawei, – Развитие такой наукоемкой области как компиляторные технологии невозможно без сотрудничества между индустрией и исследователями. Встроенный в инструментарий анализ программ и поиск ошибок, скорость компиляции, время перезапуска и отладки определяют продуктивность разработки программного обеспечения и развитие всей экосистемы приложений, а качество оптимизирующих компиляторов и виртуальных машин влияет на работу операционной системы и пользовательских приложений, что в итоге формирует пользовательский опыт, плавность интерфейсов и длительность работы от батареи».

В итоге китайская компания создала целую сеть совместных лабораторий, которые в своей работе смогут синтезировать достижения цифровых отраслей двух стран. В рамках этой сети толчок к развитию получают научно-образовательные форматы участников, связанные с реализацией нацпроектов «Образование» и «Наука», а также нацпрограммы «Цифровая экономика». В ней роль Института системного программирования в сфере его компетенций является определяющей, однако университеты могут предложить дополнительные возможности для образовательного процесса. Это позволяет эффективно развивать все направления цифровой экономики – от подготовки кадров до разработки информационных систем.
источник
Научно-образовательная политика
Геометрия Университета Лобачевского: 5-100, НОЦ и онлайн-мобилизация

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провёл заседание Наблюдательного совета Университета Лобачевского. Также в заседании приняли участие врио ректора ННГУ Елена Загайнова, генеральный директор «Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей» Валерий Цыбанев, руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области Сергей Чайка, проректоры и руководители структурных подразделений ННГУ.

Как отметил Глеб Никитин, на данный момент создаются новые условия для развития вузов.

«Сейчас в Нижегородской области развивается Научно-образовательный центр, созданный в рамках нацпроекта «Наука». Одним из основных участников НОЦ как раз является Университет имени Лобачевского. Создаются новые кооперационные цепочки между промышленностью, бизнесом и вузами, реализуются вполне конкретные проекты. Конечно, для всех участников процесса необходима уверенность в том, что этот вектор не изменится на общегосударственном уровне», — подчеркнул глава региона.

В числе приоритетных направлений развития университета в рамках реализации Проекта 5-100 были отмечены: создание междисциплинарных образовательных программ по актуальным направлениям научно-технологического прогресса; интенсификация деятельности по созданию малых научных групп под руководством ведущих учёных; качественный рост количества публикаций; развитие международного кампуса университета; увеличение количества иностранных студентов и преподавателей; развитие системы онлайн-образования, в том числе создание и продвижение онлайн-курсов на международных платформах.  

«С одной стороны, к сожалению, Проект 5-100 заканчивается, с другой – мы его должны закончить достойно. Есть направления, по которым мы проработали очень конкретный план, как мы будем повышать данные индикаторы», — отметила врио ректора ННГУ Елена Загайнова.

Особенное внимание к развитию Университета Лобачевского со стороны главы региона, научных и бизнес-партнеров связано с его ключевой ролью в развитии научно-образовательного центра мирового уровня Нижегородской области «Техноплатформа-2035». Эффективность работы управленческой команды ННГУ и по вектору 5-100, и по развитию НОЦ отмечена ведущими экспертами и аналитиками.

Важно отметить, что в рамках перезагрузки проекта 5-100 перечень требований будет приближаться к таковым для НОЦ. Это дает возможность Университету Лобачевского абсолютно обоснованно претендовать на место в ведущей группе из 30 вузов, которые отберут для перезагруженной программы повышения конкурентоспособности.

Весьма оперативно отреагировало руководство Университета Лобачевского отреагировало на ситуацию с распространением короновирусной инфекции. Не смотря на то, что случаев заражения вирусом COVID-19 среди сотрудников и студентов на данный момент не выявлено, уже в 15 марта был создан оперативный штаб по переходу на дистанционную форму обучения, который происходит в соотвествии с приказом Министерства №397 от 14 марта 2020 г.

В частности в информационно-образовательной среде Университета предусмотрены все необходимые инструменты размещения материалов для дистанционной работы студентов и взаимодействия преподавателей с обучающимся.

Проректор по учебной работе Ольга Петрова отмечает:

«Мы и раньше  использовали онлайн технологии в образовательном процессе. Сейчас сложность заключается в том, нужно перейти на дистанционную формы сразу и всем. Но мы готовы к этому технологически и  видим  понимание среди преподавателей и студентов. Наш оперативный штаб проводит все необходимые меры по переходу на дистанционное обучение, а самые инициативные преподаватели сами начали использовать продвинутые технологии, например,  проводят лекции и занятия в Instagram и ВКонтакте».

Подробнее о заседании Наблюдательного совета: http://www.unn.ru/site/about/news/v-universitete-lobachevskogo-sostoyalos-zasedanie-nablyudatelnogo-soveta
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Видео-запись заседания рабочей группы под руководством министра науки и высшего образования Валерия Фалькова по организации образовательного процесса в вузах.

https://youtu.be/omCqCPfYj5E
источник
Научно-образовательная политика
Открытые онлайн-курсы

Для эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Министерством науки и высшего образования РФ сформирован перечень онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе.

Университет сам принимает решение об использовании онлайн-курсов, исходя из возможности организовать его качество изучения студентами. Вопросы по подключению и предложения по включению онлайн-курсов в перечень необходимо направлять по электронной почте connect@online.edu.ru

Для включения онлайн-курса в образовательную программу рекомендуется использовать следующие материалы:

- Методические рекомендации о включении онлайн-курсов в учебные планы.

- Анализ потребностей вузов и опыта включения открытых онлайн-курсов в учебные планы.

- Примеры локальной нормативной базы университетов для перезачета открытых онлайн-курсов.

Новость на сайте Минобрнауки: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2473
источник