Поручения: образовательный вектор (1/2)
Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года.
Складывается ощущение, что поручения по науке и образованию скорее носят профилактический характер – дабы не забуксовали уже запущенные процессы в связи со сменой министров.
Правительству поручено предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направления подготовки начиная с третьего года обучения.
Пожалуй, самая спорная инициатива, реализовать которую в принципе возможно, но это потребует перестройки всей логики российской высшей школы. Формально это некий вариант Liberal Arts, при котором первые пару лет студенты изучают общегуманитарное, а вторые – что-то более узкопрофильное. Понятно, что инженера или врача по такой модели не выучить.
Зайдем с другой стороны – в каждом направлении подготовки есть некоторые обязательные курсы, но их даже с физкультурой на два года никак не хватит. Можно было бы создать базовое высшее (те самые два года), после чего человек мог бы выбирать уже настоящее направление подготовки. Но и здесь не обойтись без более-менее укрупненных направлений подготовки. А уж потом за два года вдолбить в голову всё более узкоспециализированное.
И есть еще один вариант – странный, но в общем-то достаточно реальный. Имелось в виду несколько другое. Уже давно ведутся дискуссии о том, когда должен стартовать профиль в рамках направлений подготовки. И выбирать его как раз-таки логичнее именно на третьем курсе. Тогда все достаточно логично – формируются большие группы, которые нарабатывают базовые компетенции, а уже профиль (ранее – специализация) выбирается на третьем курсе. Единственный вопрос – зачем здесь поручение, да еще столь категоричное.
Уже сейчас складывается ощущение, что рано или поздно с поручения данную инициативу снимут или скорректируют для большей корреляции с реальностью.
Следующее поручение по медицине –
о целевых 70% «Лечебного дела», 75% «Педиатрии», а по дефицитным специальностям ординатуры – до 100%
Прекрасное поручение, выдержанное в духе «мягкого распределения». Правда в этом учебном году и так набрали целевиков, следуя данной логике, менять которую никто и не собирался. Судя по всему, образованию прилетело от здравоохранения. Хотя, стоит отметить – благодаря поручению можно будет еще раз посмотреть и доработать целевое обучение.
В продолжение темы Правительству и регионам поручено
обеспечить безусловное выполнение заказчиками целевого обучения обязательств по трудоустройству лиц, получивших высшее медицинское образование в соответствии с договорами о целевом обучении.
Собственно говоря, и по медикам, и по всем остальным направлениям действует новая нормативка, которая четко фиксирует права и ответственности сторон целевого обучения. Логика такова – набирать на те специальности, где дефицит кадров и доводить до трудоустройства. Любые иные варианты – карать рублем.
Есть правда во всей этой целевой логике один изъян – врачи учатся долго, а нужны они уже сейчас, а когда отучатся – не факт, что востребованы окажутся. И кто-то в этой ситуации окажется крайним. Хорошо бы не пациенты.
Перечень поручений:
http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62673