Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 January 27
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лично знаю директора московской школы #113 Туба Давора - это мой одноклассник. Это прекрасный специалист, который в 90-е годы закончил эту школу и все последующие годы был ей верен, работал учителем обществознания и завучем.

Обращаюсь к Министру Правительства, руководителю Департамента образования и науки города Москвы Исааку Калине: Исаак Иосифович, посмотрите на ситуацию лично.

История Давора - это история молодого парня из Сараево, который бежал из-под бомбёжек во время войны на Балканах в 90-е. Этот парень не просто остался в России когда вырос, он посвятил себя работе с детьми и молодёжью.
Дайте парню шанс.

Прошу "Научно-образовательную политику" поддержать репостом.

https://www.change.org/p/департамент-образования-москвы-вернём-директора-гбоу-сош-113?source_location=petitions_browse
источник
Научно-образовательная политика
Резерв быстрого реагирования

Обновился состав резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента России.

В состав резерва вошли 18 человек, большинство из которых представляют органы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Кандидаты прошли личностно-профессиональную диагностику и оценку управленческих качеств.

Один из них – заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов, до июня 2019 года семь лет возглавлявший министерство информатизации и связи Республики Татарстан. «Цифровой прорыв», который совершила и республика, и Казань – во многом заслуга именно Романа Шайхутдинова.

Всего в составе резерва на сегодня 138 человек.

В начале этого года состоялись президентское назначение Валерия Фалькова на должность Министра науки и высшего образования, а также два назначения в новой структуре Аппарата Правительства.

Материалы: новость на сайте Кремля, список резерва, состоявшиеся назначения за 2015-2019 гг.
источник
Научно-образовательная политика
Поручения: образовательный вектор (1/2)

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года.

Складывается ощущение, что поручения по науке и образованию скорее носят профилактический характер – дабы не забуксовали уже запущенные процессы в связи со сменой министров.

Правительству поручено предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направления подготовки начиная с третьего года обучения.

Пожалуй, самая спорная инициатива, реализовать которую в принципе возможно, но это потребует перестройки всей логики российской высшей школы. Формально это некий вариант Liberal Arts, при котором первые пару лет студенты изучают общегуманитарное, а вторые – что-то более узкопрофильное. Понятно, что инженера или врача по такой модели не выучить.

Зайдем с другой стороны – в каждом направлении подготовки есть некоторые обязательные курсы, но их даже с физкультурой на два года никак не хватит. Можно было бы создать базовое высшее (те самые два года), после чего человек мог бы выбирать уже настоящее направление подготовки. Но и здесь не обойтись без более-менее укрупненных направлений подготовки. А уж потом за два года вдолбить в голову всё более узкоспециализированное.

И есть еще один вариант – странный, но в общем-то достаточно реальный. Имелось в виду несколько другое. Уже давно ведутся дискуссии о том, когда должен стартовать профиль в рамках направлений подготовки. И выбирать его как раз-таки логичнее именно на третьем курсе. Тогда все достаточно логично – формируются большие группы, которые нарабатывают базовые компетенции, а уже профиль (ранее – специализация) выбирается на третьем курсе. Единственный вопрос – зачем здесь поручение, да еще столь категоричное.

Уже сейчас складывается ощущение, что рано или поздно с поручения данную инициативу снимут или скорректируют для большей корреляции с реальностью.

Следующее поручение по медицине – о целевых 70% «Лечебного дела», 75% «Педиатрии», а по дефицитным специальностям ординатуры – до 100%

Прекрасное поручение, выдержанное в духе «мягкого распределения». Правда в этом учебном году и так набрали целевиков, следуя данной логике, менять которую никто и не собирался. Судя по всему, образованию прилетело от здравоохранения. Хотя, стоит отметить – благодаря поручению можно будет еще раз посмотреть и доработать целевое обучение.

В продолжение темы Правительству и регионам поручено обеспечить безусловное выполнение заказчиками целевого обучения обязательств по трудоустройству лиц, получивших высшее медицинское образование в соответствии с договорами о целевом обучении.

Собственно говоря, и по медикам, и по всем остальным направлениям действует новая нормативка, которая четко фиксирует права и ответственности сторон целевого обучения. Логика такова – набирать на те специальности, где дефицит кадров и доводить до трудоустройства. Любые иные варианты – карать рублем.

Есть правда во всей этой целевой логике один изъян – врачи учатся долго, а нужны они уже сейчас, а когда отучатся – не факт, что востребованы окажутся. И кто-то в этой ситуации окажется крайним. Хорошо бы не пациенты.

Перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62673
источник
Научно-образовательная политика
Поручения: образовательный вектор (2/2)

Следующее поручение связано с механизмом распределения КЦП: «в целях сохранения доступности очного высшего образования обеспечить начиная с 1 сентября 2021 г. увеличение общего объема контрольных цифр приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета преимущественно в образовательных организациях высшего образования, расположенных в тех субъектах Российской Федерации, которые испытывают потребность в специалистах, имеющих высшее образование, предусмотрев развитие инфраструктуры таких организаций».

Здесь нужно держать в уме сразу несколько факторов. Во-первых, уже сейчас Минобрнауки ведет работу, чтобы КЦП выделялись и по способностям регионов, и по их потребностям. Во-вторых, в ближайшее время будет отобрано 80 университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации. В целом, работа уже ведется, а заложенные в данном поручения требования уже будут реализованы в наборе 2020/21 уч. г.

Правительству и Госдуме поручено разработать и начать с 2020 г. реализацию механизмов применения экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в Российской Федерации новых технологий; а также проработать комплекс вопросов, связанных с большими данными.

Правительству и регионам полагается рассчитать потребность в дополнительных школьных (добавим – и дошкольных) местах. Строить будут за счет нацпроекта «Образование». И здесь опять же важно сопрягать демографическую и образовательную политику – если обновленный материнский капитал вызовет всплеск рождений, то уже через год-другой будут нужны детские поликлиники, ясли, потом детсады и в итоге – школы. Строить, понятное дело, нужно уже сейчас.

Именно об этом поручение регионам: «принять исчерпывающие меры, направленные на преодоление отставания темпов введения дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в дошкольных образовательных организациях и на создание в 2021 году в стране не менее 255 000 таких мест».

Не забыл президент о классных руководителях – из федерального бюджета им с 1 сентября 2020 года будут доплачивать не менее 5000 рублей.

И о высоком – Правительству и регионам поручается «принять меры по финансовому обеспечению на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации капитального ремонта, реконструкции и оснащения детских музыкальных школ и школ искусств».

И на десерт: горячее питание всем школьникам начальной школы, качественное и бесплатное. Пожалуй, самое социальное поручение из всех.

В итоге, поручения оставляю несколько двоякое впечатление. С одной стороны, наука вообще практически отсутствует – так что научно-технологический прорыв явно проходит уверенно. С другой, по образовательному вектору «тотальная социалка» вылилась в сочетание потенциально масштабных перемен с очень глубокой детализацией.
источник
Научно-образовательная политика
Министерские смотрины (1/2)

Сегодня, 27 января 2020 г., состоялось официальное представление нового министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова. Делегация состояла из заместителя председателя правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой, нового министра и его предшественника Михаила Котюкова. Период ожидания стал прекрасной возможностью понаблюдать за поведением аудитории до и после прибытия делегации. Напряженная и волнительная обстановка сменилась приветствием, полным опасений, но в то же время надежд от уже происходящих и только лишь грядущих перемен.

Татьяна Голикова как вице-премьер, курирующий все социальные вопросы, в том числе – науку и образование, выступила с приветственным словом и представила нового министра науки и высшего образования. В своем обращении она отметила, что широкий профессиональный опыт Валерия Фалькова демонстрирует, что ему не чужды вопросы федерального уровня в формировании науки и высшего образования, при этом он хорошо знает региональную повестку. Эти факторы особенно важны для интеграции федеральных и региональных составляющих реализации национальных проектов «Наука» и «Образование».

Перед новым министерством стоят сложные задачи: кроме реализации национальных проектов есть широкий фронт работ. Одним из приоритетных вопросов обсуждения в сфере науки и высшего образования в ближайшее время станет увеличение количества бюджетных мест в ВУЗах преимущественно региональных. Соответствующее поручение уже дано президентом.

Данная тема важна с точки зрения пространственного развития территорий и усиления регионов. И особую роль в этом вопросе сыграет именно участие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Татьяна Голикова поблагодарила команду предшественника Валерия Фалькова во главе с Михаилом Котюковым за проделанную работу в непростой период разделения Министерства. Отдельную благодарность заместитель председателя правительства высказала самому Михаилу Котюкову и отметила важность сохранения преемственности между той работой, которая была проделана предыдущим составом министерства, и работой, которую предстоит проделать в новом составе. Татьяна Голикова отдельно обратилась в адрес Российской академии наук со словами о том, что между наукой и высшим образованием не может быть конкуренции, по этой причине совместная работа должна вестись в тандеме, и взаимодействие с новым составом министерства должно быть таким же плотным и эффективным, как и прежде.
источник
Научно-образовательная политика
Министерские смотрины (2/2)

Валерий Фальков уверенно начал с 3 основополагающих принципов, которых в своей деятельности будет придерживаться обновленное министерство:
•  Преемственность в достижении поставленных ранее задач.
•  Открытость. В своем выступлении Валерий Фальков поблагодарил Михаила Котюкова и тех, кто вместе с ним создавал министерство. Масштабная непростая задача была блестяще решена. Но на данном этапе министерству необходима большая открытость для университетов, академии наук и других структурных единиц в качестве партнеров. Эта цель, которая должна стоять перед каждым сотрудником министерства. Многосторонняя обратная связь должно лечь в основу работы нового министерства.
•  Взаимодействие и сотрудничество. Министерство большое и структурированное, но важно также продолжить работу не на принципах конкуренции, а на принципах взаимопомощи и поддержки, в том числе с другими органами федеральной власти, поскольку задачи стоят общие. Новый министр отметил, что необходимо слышать, слушать и общаться в разных форматах для поиска совместных решений и с подведомственными учреждениями.

В завершение своего выступления Валерий Фальков поблагодарил президента Российской Федерации за оказанное ему доверие.

Экс-министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков начал свое выступление со слов о проделанной работе. Создание новой государственной структуры, запуск национальный проектов «Наука», «Образование», «Кадры для цифровой экономики» были отмечены как заслуги периода его нахождения у руля Министерства. Работа над этими проектами, как отметил Михаил Котюков, позволила сформировать дееспособную команду, ту команду, которая способна решать любые задачи.

Особая благодарность была высказана Татьяне Голиковой за оказание всесторонней поддержки по любым вопросам, связанным с функционированием министерства. Михаил Котюков выразил уверенность, что данный подход будет сохраняться и при дальнейшем взаимодействии в работе.

Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес команды экс-министра. Михаил Котюков сказал, что он не прощается и готов и дальше помогать в построении эффективной работы министерства. В качестве слов напутствия своему преемнику он напомнил, что «дорогу осилит идущий».
 
На этой теплой ноте церемония представления нового министра завершилась. Отдельно стоит сказать о поведении аудитории. Новый министр Валерий Фальков был встречен открыто, но сдержанно, аудитория приветствовала его и внимательно слушала его речь. Михаила Котюкова публика приветствовала стоя и под бурные аплодисменты. Так  обычно и бывает, когда один руководитель сменяет другого. Событие привлекло к себе огромный интерес: в зале проведения не хватило свободных мест и некоторые были вынуждены слушать выступления из коридора.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Заметим, мы еще 10 дней назад прогнозировали возможную чехарду с серией подач Правительством в отставку. Особенно пугающей неопределенность становится при условии досрочных выборов в Госдуму. Впрочем, есть решение, которое позволит «перезагрузить» кабинет министров еще только один раз.

Проводится «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию, который конечно же поддержит население.

Формальных поводов распустить Госдуму много. Самый простой и банальный: после внесения поправок в Конституцию – вотум недоверия Правительству Мишустина на основании того, что оно формировалось по старым механизмам. Как раз будет три месяца, чтобы в целом доработать весеннюю сессию. Затем второй вотум и президент Думу распускает. Назначается досрочное голосование – на 13 сентября.

А с другой стороны, можно при общероссийском голосовании вставить соответствующий пункт. Но это уже изыски в духе «Да-Да-Нет-Да».

Правительство Мишустина продолжает работать до момента избрания нового созыва Госдумы, а затем уходит в отставку и формируется уже в соответствие с поправками в Конституцию нижней палатой парламента.

Итого, за 9 месяцев политическая система будет полностью перезагружена – новое Правительство (а то и два), новый Госсовет, новая Госдума. Хотя, при таком раскладе все согласования по Правительству уже прошли и даже в случае ухода кабмина в отставку, затем Государственная дума переутвердит всех (или почти всех).

И заодно перезагрузится состав самой Государственной думы – ведь обновить его архитекторы партийно-политический системы планируют очень серьезно.

https://t.me/scienpolicy/7427
Telegram
Научно-образовательная политика
Конституционный трансфер: хронология, выборы и чехарда

Формат политических трансформаций, который анонсировал и начал воплощать президент Владимир Путин, включает в себя не только системные решения, но и чисто технические механизмы их воплощения. На структурном уровне формируется система сдержек и противовесов, новая единая система публичной власти.

А в разрезе конкретики и техники – есть множество не менее значимых сюжетов.

Сроки внесения изменений в Конституцию оказываются чрезвычайно сжатыми – всего три месяца. По мнению части аналитиков, этого категорически недостаточно – все-таки меняется основной закон страны. С другой стороны, и саму Конституцию 1993 года писали практически «на коленке» –  и ничего, прожили с ней 26 лет. Да и формулировки все уже наверняка заготовлены – Владимир Путин никогда не выступает с недостаточно проработанными инициативами.

Многие эксперты полагают, что изменения в Конституции невозможны без перемен в 1 и 2 главах, для чего обязателен созыв Конституционного собрания. Закон…
источник
Научно-образовательная политика
Вероника Васильевна, помнится, в ТИУ есть прекрасный зал человек на 200. Самое время планировать на раннюю весну выездной семинар-совещание с повесткой Минобрнауки/АСИ для Тюменской матрёшки.

https://t.me/tyumen_science/1437
источник
2020 January 28
Научно-образовательная политика
Тетраэдр Цивилева

Впервые за всю историю существования Кузбасса регион посетил президент Российской академии наук. В ходе панельной дискуссии на площадке Кемеровского госуниверситета «Роль научно-образовательных центров мирового уровня в реализации государственных стратегий научно-технологического и пространственного развития России», модератором которой выступил ректор КемГУ, член-корреспондент РАН Александр Просеков, были обозначены реперные точки развития НОЦ «Кузбасс».

По словам президента РАН Александра Сергеева, эффективность развития научно-образовательного центра зависит от связки науки, образования, промышленности и власти.

Данную систему по аналогии с «треугольником Лаврентьева» президент РАН предложил обозначить «тетраэдром Цивилева» и транслировать опыт Кузбасса на федеральном уровне. Также он отметил, что современная наука должна стать производительной силой экономики. Для этого необходимо продвижение фундаментальных знаний, результатов поисковых исследований в реальный сектор экономики.
источник