Об излишнем внешнем контроле или "поучайте своих паучат"
Министерство науки и высшего образования
выступило с активным противодействием намерениям Российской академии наук и Рособрнадзора ввести внешний контроль за качеством подготовки студентов в вузах.
Напомним, что не так давно руководители РАН и РОН заключили соглашение о масштабном взаимодействии. Причем, в этих рамках руководство Академии наук остро поставило вопрос о качестве подготовки студентов. Решить же проблему, как следовало из слов вице-президента Алексея Хохлова, можно было бы внешней проверкой. Основополагающую роль при которой, как очевидно, должна была бы играть именно РАН.
Повышение качества образования – вещь благая, а контроль, конечно же, необходим. Однако, внешние контролеры для вузов должны быть вещью полностью добровольной. Уже сейчас при лицензировании и аккредитации необходимо согласие нескольких работодателей, многие ФГОС строятся на профессиональных стандартах, программы проходят общественно-профессиональную аккредитацию, а качество подготовки, как правило, напрямую соотносится с трудоустройством выпускников.
Именно подобной логикой руководствовалось Министерство науки и высшего образования, когда отметило, что подобный внешний контроль является избыточным.
Действительно, проведение любых оценочных мероприятий должно опираться на некоторый содержательный минимум, который возможно определить исключительно в дисциплинарном разрезе. В то же время компетентностный подход, который сейчас является основным в высшем образовании, предполагает возможность нелинейного (и даже дисперсного) формирования требуемых знаний, умений и навыков.
В таких условиях для проведения оценки качества образования необходимо унифицировать некоторые дисциплины в плане компетентностного наполнения, содержания и форм освоения, что противоречит всем существующим регламентирующим документам.
Парадоксальным образом академики и их союзники часто выступают за введение некоторого ЕГЭ для студентов, хотя при этом громко и открыто выступают против аналогичного школьного экзамена.
Отметим, что подобные инициативы РАН-Рособрнадзора являются проявлением усиления активности «четверного союза» Академии наук, ведомства, МГУ и РАО. В его рамках участники пытаются
максимизировать контроль за высшим образованием, в том числе через процедуры лицензирования, аккредитации и оценки качества образования.
Рособрнадзор активно ищет возможности повышения собственного административного веса – ведь правительственное подчинение это не только повышение статуса, но и самостоятельное плавание, которое г-н Кравцов и его ведомство часто оценивают как призыв "к бою".
МГУ, в свою очередь, традиционно для себя, укрепляет группу лояльных ректоров (и вузов). Виктор Садовничий, которому безусловно предстоит трансфер с позиции ректора, предполагает и далее оставаться неформальным лидером ректорского сообщества.
Академия наук же пытается конвертировать научное и научно-методическое руководство в конкретные властные полномочия. Для этого в группу РАН-МГУ была активно интегрирована Российская академия образования после избрания ее президентом г-на Зинченко, тесно аффилированного с МГУ.
Однако, на пути подобным устремлениям к доминированию встает здравомыслие профильного Минобрнауки. Контроль качества усиливается на «входе» - через различные форматы аккредитации и лицензирования программ, а также расширения возможности использовать лучший онлайн-контент ведущих вузов в учебном процессе.
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/417563