
Есть два региона, которые (к нашему большому удивлению) продолжают все глубже проваливаться по научно-образовательным векторам. Однако, как мы видим – это результат системных недоработок.
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин вроде бы имеет ситуативные заслуги. Томская область лидирует по количеству допущенных до экспертного голосования заявок на конкурс цифровых решений АСИ. А в сотню отобранных на «Остров 10.22» попало аж четыре томских вуза – в чем заслуга тотального лоббизма в исполнении вице-губернатора Людмилы Огородовой. Однако, эти достижения практически не конвертируются в наработки по НОЦ. Томский государственный университет и его ректор Эдуард Галажинский много присутствуют в информпространстве, но тему центра обходят стороной. Томская область начинает откровенно недорабатывать по направлениям прорыва. Итог – умеренное падение рейтингов г-на Жвачкина. Схожая динамика и в политических, и конкретно в научно-образовательно-технологических вопросах.
Однако, в наибольшей степени эрозия политики видна в исполнении губернатора Новосибирской области Андрея Травникова. Его динамичное падение имеет много причин. Одна из которых, в чем мы абсолютно уверены – провал по линии научно-технологического прорыва и научно-образовательной политики. Новосибирск невнятно сформулировал свой проект НОЦ, «Академгородок 2.0» и синхротрон СКИФ держатся в информационном пространстве, но в первом случае – согласована лишь малая часть проектов, а строительство мегасайенс установки начнется не так уж и скоро. В научной политике региона избыточно доминирует Сибирское отделение РАН во главе со своим председателем Валентином Пармоном.
Это все тем страннее, что г-н Травников является руководителем рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука»
Конец месяца принес ему серьезный бонус по научно-образовательной части – по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева Михаил Котюков (министр науки и высшего образования) должен вместе с г-н Травниковым (по вектору профильной рабочей группы Госсовета) выработать «вторую траекторию» создания НОЦ. По ней регионы самостоятельно формируют центры (консорциумы организаций науки, образования и бизнеса), а затем, в случае достижения сопоставимых с заложенными в нацпроекте «Наука» параметров, возможно подключение федерального бюджета.
Мы уже отмечали, что здесь присутствует явный конфликт интересов, поскольку со всей очевидностью г-н Травников будет формировать все условия под свою Новосибирскую область. Однако, на фоне политических провалов и явной стагнации развития по прорыву возникает достаточно много вопросов относительно вообще способности губернатора Травникова адекватно оперировать вопросами науки и образования. Да, Новосибирская область – мощный в этом смысле регион, но это совсем не означает, что ее губернатор успешен по данным направлениям работы. Скорее, как раз, наоборот.