Конституционный транзит: президентские ориентиры
Вчера на встрече с руководством палат Федерального Собрания президент Владимир Путин обозначил свою позицию по вопросу возможного переписывания Конституции:
«По Конституции я уже высказывался. Я думаю, что основополагающие положения Конституции лучше не трогать, а Конституцию лучше не менять, но какие-то вещи, связанные с тем, что жизнь меняется, и встают какие-то задачи, которые, мы полагаем, можно было бы как-то отрегулировать по-другому. В том числе Вы сейчас упомянули взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что у нас должна быть создана единая система публичной власти. Вот об этом тоже нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».
Итак, президент обозначил ряд исходных положений для перезагрузки политической системы России:
1. Основополагающие моменты лучше не трогать – в пресс-конференции прозвучало точное указание на неприкосновенность первой главы.
2. Часть вещей можно трансформировать, но для этого необязательно менять Конституцию.
3. Избран вектор на формирования единой системы публичной власти. Здесь важно не столько слово «единая» (за которую уцепились многие аналитики), сколько – «система».
Выводы:
Серьезных изменений в Конституцию вноситься не будет, максимум – очень таргетированные (наподобие «подряд» в статье о президентских сроках).
Изменения будут, в том числе по перераспределению полномочий – необязательно между ветвями власти (что потребовало бы изменений в Конституции), но скорее в сторону каких-то иных органов и институций (а вот здесь уже можно обойтись федеральными (конституционными) законами).
Единство системы власти подразумевает, что должна быть выстроена стройная уровневая модель с тремя самобытными по функционалу «этажами»: федеральным, региональным и муниципальным. Каждые из них должен представлять государственную власть по своему направлению и уровню работы.
Уже четко реализуются усилия по вектору на дерегионализацию и ремуниципализацию (снижение полномочий регионов и усиление муниципалитетов). Параллельно обсуждается возможность более четкого разделения вопросов ведения федерального центра и субъектов федерации (в части уменьшения количества совместно курируемых процессов).
Итогом должен стать логичный механизм исполнения решения и обратной связи. Регионы будут концентрировать в себе административно-финансовые права (примером чему может служить тренд на передачу школ от муниципалитетов в ведение властей субъектов федерации), а муниципалитеты (вспомним хотя бы движение в сторону выборности мэров) станут основной площадкой политической борьбы и дискуссий. Это сработает как предохранительный клапан для сброса социального давления.
Говоря о «единой системе публичной власти» нужно, в первую очередь, иметь в виду выстраивание вертикальных (от президента до конкретного муниципалитета) и горизонтальных (взаимодействие внутри трех уровней) связей и механизмов сопряжения усилий.
Эта «единая система» должна стать не способом возврата к административно командной системе (федкомы-регкомы-мункомы), а способом интеграции усилий и компетенций для более эффективного госуправления.
Именно под эту «единую систему» сейчас продолжает разворачиваться и набирать силы новая кадровая политика Кремля – поскольку для новых форматов блоков политической системы потребуются управленцы иного склада.
Стенограмма:
http://kremlin.ru/events/president/news/62404