НИР и ОКР: финансы и реформы
Незыгарь (
@russica2) обнародовал
Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. В документе весьма значительная часть уделена финансированию сферы исследований и разработок.
п. 7 – Минобрнауки с участием Минфина и иных заинтересованных ФОИВ проработать вопрос об уточнении понятий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью недопущения заказа консультационных услуг в таких формах.
Этот вопрос в контексте проведения экспертизы поднимала Российская академия наук – причем относительно многих ведомств (напомним – она должна стать главным экспертным органом для всех ФОИВ).
п. 8 – Минобрнауки, совместно с Минфином, Минэкономразвития и РАН – проработать механизм согласования тематик НИОКР, проводимых по закупочным процедурам, с работами по госзаданию, а также за внебюджетный счет.
Здесь видно желание повысить связанность различных видов работ, увеличить финансирование за счет снижения дублирования трат и снизить возможные «списывания» бюджетных средств с поледующим их присвоением.
п. 9 – Минобрнауки совместно с Минфином должен подготовить предложения по недопущению следующих ситуаций в финансировании НИР и ОКР:
- проведение закупки у собственного подведа одновременно с наличием госзадания по аналогичной тематике;
- проведение закупки у подведа, который по уставу должен выполнять такие работы;
- определение нескольким подведам аналогичных (идентичных) тем госзаданий;
- закупок по компетенции иных ФОИВ и бюджетных фондов.
Данный пункт развивает идеи, прозвучавшие уже сравнительно давно в исследовании Счетной палаты. Минобрнауки в данной ситуации выступает скорее как полигон (вряд ли найдется иной другой ФОИВ с таким количеством подведов) для отработки механизмов, которые могли бы воспрепятствовать непрозрачным схемам финансирования (а иногда – банальному отмыванию средств через подведов).
Единственной странностью является решение о том, что разные подведы не могут получать финансирование в рамках госзадания на аналогичные темы. С одной стороны, это направлено на сокращение «непродуктивных» трат, а с другой – будет препятствовать любым вариантам получения нескольких решений одной и той же задачи. А именно подобное «соревнование» во многом обеспечило технологическую мощь Советского союза. Впрочем, речь идет именно о госзадании, а вот в рамках закупок и конкурсных процедур подобное в принципе остается возможным.
п. 10 – Минфину совместно с Минобрнауки и Минтрудом проработать вопрос об определении допустимой доли расходов на оплату труда административно-управленческого персонала и иных административно-хозяйственных расходов в научных учреждениях.
В этом пункте весьма отчетливо слышится диалог Михаила Котюкова и Вячеслава Володина о соотношении зарплат ректоров и преподавателей (а проблема эта едина и с научной сферой).
Некоторые коллеги поспешили огласить начало «борьбы с управленческими излишествами» в отношении Российской академии наук, но здесь важны два уточнения.
1. РАН не является научным уреждением (она ФГБУ), хотя и стремится к подобному статусу. Поэтому на данный момент непосредственно Академию это впрямую не касается.
2. Никакой системы РАН ныне не существует: все ее бывшие научные институты переданы в подведомственность Минобрнауки (с 2018 года, а ранее – с 2013 – они были в ведении ФАНО).
Однако, естественно, вопросы выравнивания доходов в научных учреждениях стоит весьма остро. Причем, заметим, в обе стороны – известна проблема заведующих лабораториями, которые формально относятся именно к административным, а не научным сотрудникам.
П. 11 – Минпромторгу необходимо минизировать закупки у единственного поставщика, а также снизить непрозрачные формы поддержки (в основном – внебюджетные трансферы) и аналогичные закупки НИР и ОКР.
Вывод
Эти направления работы нацелены на увеличение эффективности системы финансирования НИР и ОКР, снижение издержек и дублирующих форм поддержки, а также оптимизацию отношений ФОИВ со своими подведами.