Про то, как я работала в финском детском саду, я однажды расскажу) А вот с финскими школами я на личном опыте не сталкивалась. Зато нашла отличную статью на сайте «Теории и практики». Там много материалов, связанных с Суоми (поиск по ключевым словам – Финляндия, Хельсинки – отлично работает), рекомендую.
Итак, что такое финская школа? Статью написал американский учитель, который 2 года работал в школе в Хельсинки. Там много интересных деталей, и лонгрид весьма интересный и полезный. Я же сделала краткий конспект, выделив ключевые, на мой взгляд, моменты. Далее цитаты:
▶️ Картина преподавания, которую я получил, так сказать, «на земле», не соответствовала сияющему образу финской системы образования, созданному международными СМИ. Поначалу я даже не знал, что и думать!
▶️ Помню, как я удивился, узнав, что в учебном плане пятиклассников на изучение таких предметов, как биология, география, химия, физика и этика, выделялось всего по 45 минут в неделю. Даже на математику отводилось лишь три стандартных урока.
▶️ Финские педагоги добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Вопреки моим изначальным ожиданиям оказалось, что в Финляндии обычно используют старый добрый подход: учитель регулярно объясняет школьникам новый материал и… использует учебники!
▶️ Число глав в финских учебниках обычно соответствует числу уроков по тому или иному предмету. Так, например, если в течение учебного года всего запланировано 36 уроков истории, то разумно ожидать, что в учебнике по этому предмету также будет 36 глав.
▶️ В нашей хельсинкской школе не особенно увлекались техническими средствами обучения. Я ожидал, что во всех хороших школах в Финляндии непременно имеется самое лучшее и новейшее оборудование, но это оказалось отнюдь не так. В первом компьютерном классе, куда мы зашли, было около 20 ноутбуков, на вид приблизительно десятилетней давности. Потом я заметил, что на доске специально выделен уголок, где учителя записывали, какие компьютеры барахлят. Некоторые были вообще сломаны.
▶️ Повсеместно распространенная здесь практика - использовать технику, чтобы поддерживать учебный процесс, а не отвлекать от него детей. Это лично мне представляется очень мудрым.
▶️ В последние годы школы по всей Америке сократили расходы на обучение искусствам, а кое-где уроки музыки вообще исключили из программы. В Финляндии дело обстоит по-другому. В первый год работы в Хельсинки я с изумлением узнал, что у пятиклассников столько же уроков музыки, сколько и математики — по три часа каждую неделю.
▶️ Финская система образования славится (относительным) отсутствием стандартизированных тестов. Именно по этой причине и возникло распространенное заблуждение, что финские учителя якобы вообще не проверяют знания учеников. В действительности это не так.
▶️ Финские коллеги зачастую придумывают свои собственные тесты для контроля знаний учеников. При этом они обычно соблюдают одно простое правило. Моя финская коллега рассказала, что во время контрольных она всегда просит учеников
perustella. То есть, просит учеников продемонстрировать, как они усвоили материал, предоставив доказательства полученных знаний:
«Пусть дети самостоятельно отвечают на трудные вопросы, а не выбирают ответы из предложенных вариантов, и при этом обязательно обосновывают свое мнение».
▶️ Принципиальное отличие выпускных экзаменов в Финляндии от обычных стандартизированных тестов, которые используются по всему миру, заключается в том, что они проверяют способность справляться с неожиданными задачами.
В полном тексте статьи
по ссылке вы найдете несколько вопросов, которые предлагаются на экзамене финским выпускникам.
К слову, аналогичные задания получают и студенты-эмигранты на языковых курсах. Да и YKI-testi (языковой экзамен на гражданство) проходит примерно по такой же схеме.
Добавлю, что у "Теорий и практик"
есть канал в Телеграме. Поиск по ключевому слову "Финляндия" там тоже работает))