
Если вы написали письмо политзаключённому и не получили ответа, это ещё не значит, что человек не хочет с вами общаться. Скорее всего, наоборот, но администрация СИЗО или лагеря препятствует арестанту в переписке. О том, как это бывает, расскажу на свежем примере – истории, которая благополучно завершилась буквально вчера.
Главный фигурант этой истории – Илья Шакурский, политический активист либертарных взглядов, который был осуждён по сфабрикованному ФСБ делу «Сети» на 16 лет лагеря строгого режима. Отбывать наказание политзаключённого отправили в ИК-17, расположенную в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия.
В лагере на Илью периодически пытаются оказывать давление, а также ухудшают ему условия содержания. Так, в апреле политзаключённый провёл в ШИЗО 27 дней.
Под напором требований общественности и правозащитников прямые репрессии в отношении политзаключённого были прекращены. Однако, как вскоре выяснилось, администрация ИК-17 выбрала более тонкую и подлую тактику – письма Ильи Шакурского перестали покидать периметр зоны. Это подтверждала и мама политзаключённого Елена: «Даже мне и бабуле от него письма не отправляют».
При этом до Ильи некоторые письма доходили – те, которые отправлялись как заказные. Заказное письмо имеет трек-номер и его можно отследить, поэтому вертухаи не рискуют выбрасывать такие письма. А вот обычное письмо, тем более от заключённого (ведь он его просто передаёт сотруднику или кладёт в специальный ящик), можно спокойно выбросить в мусорное ведро – и никто никогда не докажет, что оно было.
Илья, поняв, что происходит, начал требовать соблюдения своих прав, предоставления журнала входящей и исходящей корреспонденции (согласно нормативно-правовым актам он должен вестись, но зачастую в зонах его попросту нет). Детали противостояния Ильи Шакурского и администрации ИК-17 неизвестны, но, видимо, политзаключённому хватило твёрдости и красноречия – вчера вечером все входящие письма ему отдали, а его письма, уверили сотрудники, были направлены адресатам.
Сейчас мы не можем узнать, действительно ли письма Ильи наконец-то отправились на почту, но то, что ему отдали ранее задержанные письма – факт.
Я очень рад за Илью, что ему удалось добиться соблюдения своих прав. Однако не везде и не всегда это удаётся. Да и не все понимаю, как отстаивать свои права; а кто-то уже так вымотан противостоянием с системой, что опускает руки.
Если вы пишите политзаключённому или политзаключённой, не забывайте об этом. Помните, что письма могут задерживать, не отправлять. И если вы не получили ответа, не стоит прекращать попыток навести мост с неволей – возможно, на второй, на третий или на десятый раз вы пробьёте эту стену: человек получит ваше письмо и сможет вам ответить.
В том случае, если вы не уверены, что ваши письма доходят, отправляйте заказными или через сервис «ФСИН-письмо».
Пишите письма заключённым!
Ссылки с адресами политзаключённых:
Списки Правозащитного центра «Мемориал»
Список «РосУзника»
Проект «Сказки для политзаключённых» (список узников с адресами найдёте сразу)
Список политзаключённых в Беларуси проекта “Весна”
Список политзаключённых в Беларуси проекта dissidentby












