Посмотрел документальный сериал про Вторую мировую на Netflix. Достоинство – колоризация, теперь это больше похоже на хорошую видеоигру, чем на дурной сон. А вот подача материала очень поверхностная, видно, что авторы старались «никого не обидеть», особенно «страну-правопреемницу» (фильм вышел в эпоху «пере(за)грузки». События показаны в документалке со стерильно-статистских позиций: вот «великие державы», их соперничество на земле, в море и воздухе, дивизия туда-дивизия сюда, странам целиком приписываются какие-то антропоморфные психологические характеристики. Люди и их мотивации ограничены командующими. В общем, классический советский учебник истории. Разумеется, в фильме игнорируются роль «не-великих» стран и территорий, других сил, не вписывавшихся в привычную дихотомию добра и зла, сталина называют «русским лидером».
Я, конечно, очень хотел бы, чтобы разделяли сталинскую гулагию и русских, но ожидать такое, пусть даже и от западных филммейкеров, пока рано. Во всех таких документальных фильмах сомнения, страдания и мотивация конкретных людей совершенно отсутствуют, хотя, казалось бы, подход «реалполитик» уже давно развенчан. Получается какая-то компьютерная игра для задротов, «стратежка» (раньше сам такое любил). А вот я с большим интересом посмотрел бы кино про личный опыт нешаблонных персонажей: ЛГБТ-солдат Красной армии, чернокожих солдат Рейха, наркопотребителей в разных армиях, папуасов Новой Гвинеи на линии фронта. Огромное поле для междисциплинарного контента: сексуальные практики и военное дело, посттравматический синдром и политическое развитие, и вообще как выглядели бы вооруженные конфликты, если бы военные конструкторы вдохновлялись бы не маскулинно-фаллическими формами, а какими-нибудь другими и тд.