Глобальный абсурд или новый мировой порядок
(Тимофей Бордачёв
специально для газеты ВЗГЛЯД)
Остановка в Минске иностранного самолета с последующим задержанием одного из его пассажиров явно добавила красок в палитру международных новостей, избавленную, в остальном, от ярких событий.
Александр Лукашенко смог опять удивить всех и поставить в тупик своих противников на Западе – такой резкости от него явно не ожидали. Как всегда, то, что США легко позволяют себе и своим сателлитам, даже таким ничтожным, как Украина, вызывает удивление в исполнении любого другого государства. Причина этого удивления имеет всеобщий характер и состоит в нашей неготовности пока принять реалии нового этапа в международной политике.
При всей драматичности остальных событий, настоящим завершением политического сезона станет, по всей видимости, планируемая встреча президентов России и США. Совершенно не имеет смысла сравнивать предстоящий саммит со встречами Горбачева и Рейгана в середине 1980-х годов. Общего между этими событиями только то, что диалог России и США вновь становится центральным событием международной политики. Однако 35 лет назад мир стремился к упорядоченности и поражение СССР в холодной войне было частью этого движения. В 2021 году доминирует совершенно противоположный процесс нарастания всеобщей свободы и это делает какие-либо сравнения абсолютно необоснованными. Но это, как мы видим на примере Белоруссии, касается не только российско-американских отношений.
В современной международной политике очень много того, что кажется абсурдным и ставит наблюдателя в тупик. Державы часто поступают нелогично и даже, на первый взгляд, вопреки собственным интересам. Именно поэтому наиболее распространенной оценкой происходящего является крайняя степень неопределенности. Но в действительности это и есть новая реальность. Привыкание к ней происходит постепенно, и как только произойдет, мы начнем жить в ином, пока еще незнакомом и поэтому пугающем международном порядке.
Любое событие интерпретируется в сравнении с идеальным образом, как привило, из прошлого. Но из известного прошлого, которое не в учебнике, а в собственных воспоминаниях или рассказах ближайших родственников. Сейчас уже никто, кроме историков, не помнит, каким был мир до второй половины 20 века, вот и сравниваем мы все именно с той, самой стабильной за всю историю международных отношений реальностью. Тем более, что к порядкам и правилам, которые тогда возникли и существовали, обращаются средства массовой информации и большинство уважаемых коллег – обозревателей.
Например, Запад постоянно твердит о якобы «возрастающей агрессивности» России или Китая не только потому что лицемерен и списывает свои грехи на других. Это, конечно, тоже присутствует. Но главная причина в том, что в рамках исторического опыта политиков США и Европы обе эти державы должны «сидеть и не чирикать». Когда Энтони Блинкен пытался в Анкоридже «прессовать» китайскую делегацию, он поступал естественным образом для избалованного жизнью чиновника, но другой опыт у него только начинает появляться. Москва и Пекин, в свою очередь, настаивают на исполнении всеми международного права и уважении к Уставу ООН, потому что для них именно это является самым важным опытом из прошлого.
Это же повторяется и на региональном уровне – политики и эксперты из стран Центральной Азии уверены, что Россия должна при любых обстоятельствах нести ответственность за их безопасность. Такое положение дел отражает их наиболее приятные воспоминания. То, что может быть и иначе, в их голове не укладывается. Точно так же, как для Армении осенью 2020 года была искренне непонятна российская позиция по поводу войны между двумя одинаково важными для Москвы государствами. Вот и Израиль с трудом привыкает к сокращению собственной значимости для Вашингтона или ведущих европейских столиц. Новый мир будет совершенно не похож на все то, что мы помним.