Переговоры Блинкена и Лаврова: детали
Брифинг представителей американской делегации в Госдепе дает развернутую картину переговоров между
Блинкиным и
Лавровым. В еженедельном дайджесте политики США аналитик нашего Центра
Ольга Ребро рассказывает самое интересное:
Про повестку:
«В основном мероприятие было направлено на определение направлений работы на следующие недели, месяцы, годы, а не попыткой понять за один раз, за 90 минут, возможно ли достичь [улучшения отношений]».
«Мы начали с Арктического совета.. потом логично перешли к климату. Это вывело нас на региональные вопросы, включавшие все: от Сирии до Афганистана, от Корейского полуострова до Кавказа. После этого мы коснулись двусторонних вопросов, таких как задержанные американцы, которых следует отпустить. Затем министр иностранных дел [С.В. Лавров] обзорно прошелся по ряду вопросов со своей последней двусторонней встречи в Вашингтоне в 2019 году, и это дало нам возможность сказать, что мы потенциально заинтересованы вернуться к идее запуска бизнес-диалога».
Про тон беседы:
«Госсекретарь специально выбрал такой подход, чтобы не скатиться к спору. Тем самым мы признали тот факт, что русские и без наших напоминаний знают, что они сделали и наше отношение к этому. Не было и пространных исторических экскурсов. Только это заняло бы 90 минут. Мы хотели успеть охватить весь спектр будущей повестки дня, а не тратить время на пререкание по поводу разных интерпретаций исторических событий».
«Никаких продолжительных дискуссий по «Северному потоку-2» не было. Русским это хорошо известно, что мы называем это геополитическим проектом России, поэтому не было необходимости заострять на этом внимание».
Расхождения:
«Порочный круг» взаимных ударов по дипломатическому присутствию, о котором говорил Лавров, по словам американцев тема «практически не обсуждалась».
По-прежнему сильны расхождения по Сирии и конкретно доставке гуманитарной помощи в неподконтрольные правительству районы.
Диалог:
Стратегическая стабильность и вопросы кибербезопасности. В число вопросов, где «настрой на сотрудничество может проявиться в самое ближайшее время», сотрудники Госдепа отнесли также проходящие переговоры в Вене по возобновлению иранской «ядерной сделки», Арктику и экологию.
Результаты:
«Никаких сюрпризов, никаких резких движений. Мы просто определили повестку дня. Это был хороший обзорный разговор по всем вопросам, региональным и двусторонним».
«Тот факт, что сама встреча состоялась, что мы можем поддерживать такие контакты и конструктивно обсуждать наши отношения во всей полноте, без каких-то прорывов, но трезво подходя к имеющейся повестке дня – это уже крайне полезно для обеих стран».
Возможно, в этом главное достижение встречи. Стороны ищут
«стабильных и предсказуемых» отношений. Учебники по анализу международных отношений говорят, что
устойчивые отношения не обязательно статичны (трансформации тоже могут быть устойчивыми),
положительны (устойчивым может быть и спад)
и линейны (возможны единичные прорывы и трудности). Главное для стабильности, чтобы не происходило резких колебаний по ключевым вопросам, участники понимали происходящее и имели практическую возможность получить недостающую информацию, а все процессы соответствовали ожиданиям и не вызывали ощущения чрезвычайности.