когда у вас есть теоретическая модель (основанная на предыдущих исследованиях, например), которая говорит, что вот этот фактор (вот это сочетание) должно значимо отличаться от других - это проверка гипотезы
когда у вас есть опросник, в котором 16 шкал, и второй опросник, в котором 8 шкал, и вы делаете огромную таблицу корреляций, в надежде найти хоть какие-то значимые взаимосвязи, то я это называю поиском эффектов (может быть это по-другому называется)
Да, такие примеры у меня и были в голове.
Но разве нет множества промежуточных состояний?
В социальных науках можно найти литературу под прямо противоположные гипотезы и особенно с теоретическим обоснованием. То есть можно любую точку зрения подкрепить.
В бизнесе можно сидеть предполагать "наверно на конверсию влияет. Нет, на nps. Нет, на LTV, нет, на время, проведенное в Х". И все это может казаться логичным, особенно после того, как предыдущее оказалось неподтвержденным.