Так как бывший чиновник АП и историк Колеров развернул против меня очередной помойный джихад (началось с того, что человеку показалось, что я занимаю место в истории русского национализма, которое он отдал бы себе и своим друзьям), то поясню пару слов за генерала Власова.
1. Я категорически не считаю и никогда не считал генерала Власова позитивным персонажем русской истории. И в этом я полностью солидарен с той позицией, которую занимали выдающиеся русские мыслители, отнюдь не считавшие итоги Второй мировой войны однозначным и безусловным успехом русского народа - Солоневич. Ильин и Солженицын. Все они относились к Власову и его движению сдержанно или отрицательно, как к авантюре - встать на сторону проигрывающего врага, не получив абсолютно никаких выгод для русских, понеся колоссальные моральные издержки, позволив отождествить коммунизм с русскостью, а противостояние коммунизму с предательством и службой массовым убийцам.
2. Фигура генерала Власова во многом странная. Это был несостоявшийся "маршал Победы". Пошли его в любую другую армию, кроме 2-й ударной, и на параде 1945 он бы стоял во главе какого-нибудь из фронтов. Я вполне согласен с Исаевым и Драбкиным, что вербовка Власова была авантюрой антигитлеровской группы немецких офицеров, видевших, что восточная политика зашла в кризис и нуждавшихся в нефашистских и некоммунистических союзниках на востоке. Обо всём этом очень подробно пишет в своих мемуарах Штрик-Штрикфельдт. По сути Власов был третьестепенным участником штауффенберговской группы - есть даже еще более экзотическая гипотеза, что РОА должна была взять на себя миссию боев с СС, которую вермахт мог и не потянуть, так как немцы не захотели бы убивать немцев, ну а русские взяли бы на себя эту функцию с превеликим удовольствием. Но этот генезис Власову чести не делает, так как после разгрома заговора он пошел служить Гиммлеру и был вполне лоялен к гитлеровцам до самого конца. Если бы его повесили в 1944, а не в в 1946, то его посмертная репутация была бы совершенно иной.
3. Причина, по которой героизация Власова категорически неприемлема совершенно понятна. Речь не столько об оценке событий прошлого, сколько об оценке событий будущего. Фактически вопрос сводится к следующему - должен ли русский генерал сложить оружие и, изменив присяге, сменить сторону, если ему не нравится политический режим в стране. И противники и большая часть сторонников Власова обсуждают не столько ситуацию 1942-45 гг, сколько гипотетическое будущее. Быков, намереваясь сочинять биографию Власова имеет в виду абрамсы с Бабченкой на Красной Площади, Крым Украине и всё такое. "Путин - это Сталин. Будь Власовым". Подобный ход мысли неприемлем, а большая часть публики настолько тупоголова, что другого хода она просто не понимает. И поэтому Власова героизировать или даже просто "нормализовать" категорически нельзя.
4. Однако дальше начинается проблема специфической коммунистической низости, которую проявляют Колеров и Ко. Они пытаются сохранить иллюзию, что коммунистический режим был таким же нормальным обычным политическим режимом, каким является путинский, что массовые расстрелы, взрывы церквей, миллионы в лагерях, это то же самое, что двушечка пуссирайот и недовыплаченные пенсии. И соответственно внутреннее отношение русского человека к тогдашнему коммунистическому и к нынешнему путинскому режиму должно быть абсолютно одинаково. Либо полное неприятие там и тут, либо полное приятие там и тут. Любишь Газпром - люби и ГУЛАГ. Нормально относишься к ФСБ - полюби и НКВД.
5. При этом поведение коммунистов в отношении русского народа и русской государственности выводится из под действия логики и морали этой нормальности. Оказывается коммунистам было "можно" то, что нельзя было Власову. Освободительным силам можно было сговариваться с Акаси. Ленину можно было делать переворот опираясь на немцев и раздавать в Бресте русские земли. Бела Куну можно было за пару месяцев убить в Крыму минимум двадцать тысяч русских. И всё это менее отвратительные грехи, чем грех Власова.