Очень часто сталкиваюсь с критикой Бенедикта Андерсона и его работы "Воображаемые сообщества". Основная линия критики — как же так Андерсон посмел заявить, что нации воображаемы? Вот же они, существуют!
Существуют, безусловно. Но, во-первых, давайте помнить, что свою работу Андерсон написал в 1979 году — с тех пор академические исследования национализма, у которых, конечно, есть свои недостатки и учитывать их надо, сделали огромный шаг вперёд. Даже несколько. Во-вторых, когда Андерсон говорил про нации, как про воображаемые сообщества, он не имел в виду того, что их не существует вовсе. Андерсон лишь утверждал, что любая нация слишком велика по своей численности, чтобы средний человек мог иметь возможность увидеть всех членов нации. Поэтому-то нация и воображаемая. Даже будь она совершенно примордиальна — мы никогда не сможем увидеть всех членов своей нации. Нас слишком много, а жизнь человеческая коротка.
С тезисом о том, что нация является сугубо конструктивистским явлением, игрой ума и просто "фабрикацией" выступал другой исследователь национализма Эрнест Геллнер. Как ни странно, но с критикой самоуверенного конструктивизма Геллнера выступил самый лучший и известный его ученик Энтони Смит, создавший в ответ концепцию этно-символизма. Смит отрицал за нациями историю в 200-250 лет, придуманную конструктивистами. Смит же обратился к этническим истокам понятия "нация". В основу нации легли существовавшие до неё этнические структуры и символы, бывшие реальным фундаментом модернистской нации. До Смита тезис о том, что нация возникает из пустоты стараниями скучающих интеллектуалов и усердных чиновников казался слишком дерзким, чтобы быть принятым на веру. Но так как альтернативой были дружно осужденные прогрессивным обществом идеи этнического и расового примордиализма, то выбирать было не из чего.
Смит совместил одно с другим в жизнеспособную и реалистичную концепцию. Основы своих взглядов и свою теорию он изложил в книге "Национализм и модернизм" — единственный переведённый на русский язык труд Смита, издававшийся в бумаге в 2004 году (если у вас есть лишний, то дайте мне знать, пожалуйста). Дальше будет собственное субъективное суждение 18+: для введения в исследования национализма достаточно прочитать Андерсона и Смита. Геллнера можно смело проигнорировать или оставить на будущее в качестве факультативного чтения.
В общем, Андерсон, конечно, сказочник, но не Бенедикт, а Ганс-Кристиан.
А вот и ссылка на книгу Смита:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4022882