Скандал вокруг «Матильды», помимо того, что фигура Поклонской напрямую связана с Крымом и поэтому является лакомым куском для униженых и обиженых заукраинцев, во многом так мощно полыхнул потому, что у нас, кроме церковного, нет нормального, принятого обществом, плюс-минус консенсусного взгляда на Николая II.
Романовым вообще в этом смысле не повезло; у Ульяновых, как мы помним, были личные, семейные счёты к Романовым, а у будущего Ленина ещё и личная травма: маленький Володя, звезда гимназии и отличник с похвальным листом, внезапно превратился в родственника государственного преступника, его отец из уважаемого чиновника, дворянина — в отца цареубийцы; террориста, если называть вещи своими именами.
Романовым на протяжении советской власти досталось особенно больно. Михаил был бессмысленный пень, Алексей кровавый психопат (подавил восстание Разина же), Пётр много сделал, но по жизни ЧУДИЛ, Екатерина и Елизавета только на балах могли скакать, Анна бироновщину развела, Павел солдафон и имбецил, Екатерина была распутная и дворянство распустила, Александры все трое по всей Европе свободу душили, Николаям досталось особенно: один Палкин, а второй так и вообще — Кровавый.
Я уже писал о гипотезе, что Ленин не захотел оставаться Владимиром не просто так; её никак не проверить, но она мне нравится. «Теперь в этом мире другой будет Николаем». Николаем Лениным он подписывал свои работы, Николаем Лениным его звали за границей до 40 годов.
Первые комья говна полетели в последнего Романова сразу после переворота, но впоследствии этот образ всячески закреплялся и вытеснял реальную личность конкретного человека и его семьи. Мы, нынешние носители дискурса, не знаем о реальном Николае Романове ничего. Недавно рунет с изумлением узнал, что у него, оказывается, был вытатуирован японский дракон.
Наше знание о Николае II — это цепочка бесчисленных агиток, за 7 десятилетий полностью выдавившая исторический контекст. Это сектантский сборник мифов и легенд: «Ходынка», «Кровавое воскресенье», «Позорно проиграли японцам», «Красная Пресня», «Роковой шаг самодержавия», «Распутин», «Убил ворону».
Беда в том, что у православной общественности этого светского образа тоже нет. Есть большевистская ересь и есть собственно церковная традиция почитания, весьма молодая. Ересь они отрицают, но противопоставить светскому обществу альтернативный светский образ не могут за его фактическим неимением; а церковный тут не прокатывает.
Причём, другим романовым со временем давали послабления: первому разрешили быть не во всём ужасным тираном Петру, потом срочно понадобились победа над Наполеоном и Шипка, в восьмидесятые советский обыватель благосклонно допустил, что и в Екатерине был прок, ну а в девяностые уже можно было и кино про Гардемаринов снять. Оба Николая же оставались демонами (один декабристов повесил, второй Кровавый).
Собственно, на данный момент у 99% негодующей общественности мозги забиты валентинопикулевским говном про кровавых николашек, а верующие только и могут им возразить, что церковным почитанием — что на неверующих, понятно, никак не действует.
Нам нужен нормальный, человеческий последний русский император. Написанный с нуля, по-честному.