Царский календарь. 9 мая 1791 года. Впервые исполнен русский гимн «Гром победы раздавайся»
В наши дни сложно представить, что у России долгое время не было государственного гимна. В допетровский период о его необходимости даже не задумывались — никому не приходило в голову, что на официальных мероприятиях надо играть какую-то музыку, кроме духовных песнопений. Но с XVIII века у русских возникла потребность в мелодии, которую можно было исполнять в торжественной ситуации.
При Петре I появилась одна из самых знаменитых русских мелодий — Преображенский марш. Эта запоминающаяся музыка была написана неизвестным композитором, вероятно, в конце XVII — начале XVIII веков. Эти торжественные и бодрые звуки были слышны на всех важных мероприятиях Петра I и его наследников, они звучали в честь побед под Полтавой, Гангутом, при заключении мира со Швецией и в дни тезоименитства членов императорской фамилии. С Преображенским маршем весь XVIII век успешно конкурировал старинный христианский гимн IV века, общий для католиков и православных «Тебя, Бога хвалим». Он чаще исполнялся при императорском дворе, в более камерной обстановке: во время приёмов и иных мероприятий, связанных скорее с императором или императрицей, нежели с армией и военными победами.
Но первым русским гимном, который писался именно как гимн, стал «Гром победы раздавайся». Эта песня на мотив полонеза была создана в 1791 году двумя выдающимися людьми искусства екатерининской эпохи: автором слов стал Гавриил Державин, а музыки — Осип Козловский. Козловский, сам бывший офицер русской армии, участник осады Очакова, давно мечтал написать торжественную песнь в честь побед русского оружия. Такой шанс ему представился, когда князь Потёмкин заказал особую мелодию, которой во время грандиозного праздника, устроенного в Таврическом дворце, будут встречать императрицу Екатерину II. Праздник удался на славу, «Гром победы раздавайся» имел оглушительный успех и стал необыкновенно популярным, превратившись в неофициальный гимн Российской империи, который исполнялся на всех важных мероприятиях и следующие четверть века служил музыкальным символом России.
Факт: демонстрирующий эффективность национальной политики Российской империи: Козловский, по происхождению польский шляхтич и католик, оказался русским патриотом и автором одной из самых великодержавных песен в русской истории. Разве можно представить в наши травоядные времена, чтобы в государственном гимне были такие строки:
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
С 1791 года все приёмы и балы неизменно открывались полонезом «Гром победы раздавайся», он звучал везде: от императорского дворца до провинциальных дворянских усадеб. Его стали исполнять в армии, где при каждом полку существовали не только оркестры, но и хоры песенников.
Во время больших застолий исполнение «Грома победы» означало кульминацию праздника и часто сопровождалось хоровым пением гимна всеми гостями вечера. Во время наполеоновских войн текст, посвященный победам над турками, был изменен, и в нем теперь говорилось уже о победах над французами во главе с императором Александром I. Символизм гимна был столь велик, что, в 1831 году после разгрома русской армией восставших поляков, другой наш великий поэт Василий Жуковский на музыку «Грома победы» написал стихотворение «Русская песнь на взятие Варшавы».
После того, как при Николае I появился первый официальный русский гимн «Боже, царя храни», «Гром победы» отошел на второй план, но не был забыт — он превратился в гимн русского дворянства и неизменно звучал в благородных собраниях Империи. Поэтому Петр Чайковский включил музыку прославленного полонеза в оперу «Пиковая дама», как символ русского дворянства эпохи его расцвета.
Если вы собрались что-нибудь праздновать 9 мая, то нет в этот день музыки лучше для торжеств благородных русских людей, чем «Гром победы»!