Про RST и *фанатизм*.
- Школа RST контекстная. Она отрицает универсальные и "общеполезные" подходы в принципе. Что-то может быть полезно в какой-то обстановке при каких-то обстоятельствах
- Основатель школы Джеймс Бах принципиально против "обязательного" и принудительного. Он отказывался выполнять домашние задания в своей американской школе, а потом вообще школу бросил. Об этом можно почитать в его автобиографической книге "Secrets of a Buccaneer-Scholar", посвящённой выработанной Бахом для себя методике самообучения, без формальных образовательных учреждений, процедур и авторитетов.
- Майкл Болтон полагает что тестирование страдает из-за того что тут много людей просто из-за денег. В одном из интервью он говорил что может будет лучше если 90% вообще покинут работу в тестировании, а останутся только те кто любят именно тестирование. В другом он говорил что школа себя не навязывает -- она для тех кто серьёзно интересуется тестированием.
- Школа RST построена на принципах отсутствия "давления авторитетами". На какие-то личности там ссылаются примерно так как на законы Ньютона потому что их сформулировал Ньютон или теорему Пифагора связываемую с оным Пифагором -- упоминание личности присутствует, но главное выкладки, логика а не личность.
Бах и Болтон нередко ссылаются на Вайнберга (который последние десятилетия не работал в тестировании а был ИТ-консультантом и наставником), много кому известного Канера, часто упоминают психолога Канемана получившего "Нобелевку" и Гарри Коллинза — последние два к школе вообще отношения не имеют.
- Бах в одном из интервью говорить о "буканьерских" принципах. Буканьеры (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B ) разновидность пиратов, по словам Баха сами подбирали себе корабли, оружие, инструменты, техники и пр. Они были сами за себя и кроме себя другой защиты у них не было. Поэтому чуть менее чем любые вещи внутри школы RST могут быть обсуждаемы и оспариваемы -- а те кто их считает важными должны сами их защищать.
- Бах говорит что "каждому нужно переизобрести" (reinvent) тестирование для себя
- Одно из ключевых понятий в школе это "эвристика" -- "метод решения задач который может дать правильный результат или не дать".
- Школа очень гибкая. Она старается дать набор инструментов и для тех случаев когда есть ты, и некий продукт, и, может, какие ещё соображения — но ничего больше. Поэтому школа нигде не упирает на "общий язык", ибо тестировать можно и одному.
- Школа делает сильный упор на самостоятельность рядовых тестировщиков, то что они будут, собственно, думать, и думать критически
- Болтон проводит классы посвящённые критическому мышлению. Полной записи такого выступления нет, но что-то находимо.
- Школа делает сильный упор на практику. Одно из основных возражений против ISTQB это то что обучение ISTQB лишено практики и прохождение экзамена по ISTQB тоже лишено практики. Школа RST считает что тестировщиков надо готовить как докторов, водителей, пилотов — на практических примерах/задачах тестирования. Формальная подготовка в формальном тестировании может быть вообще не так важна.
- Для школы RST всё тестирование исследовательское, построенное на экспериментах и наблюдениях. Соответственно каждый кто занимается тестированием экспериментатор и мыслитель, а не "послушный исполнитель инструкций и указаний".
- В кругу школы могут посоветовать читать философские диалоги Платона, например, а у Болтона филологическое образование. Т.е. говоря об определённых проблемах и теме "общего языка" они знают с чем имеют дело. Но когда я говорю что проблема не решена с Аристотеля, я говорю это вообще не от RST, а от книги советского философа Эвальда Ильенкова "Диалектическая логика, очерки истории и теории".