Итак, давайте поговорим про Agile. По сути это общее название для методологий гибкой разработки, коих развелось сейчас неимоверное количество. Самые известные - Kanban и Scrum (как любил говорить мой коллега, "стыд и скрам" :). Я расскажу про основные техники второй, которые можно использовать как в команде, так и для личного планирования.
Но сперва вы наверняка спросите: «А зачем все это нужно?». Очень просто, милые котики. Чтобы научиться фокусироваться и прекратить прокрастинировать. Чтобы достичь баланса между жизнью и работой и уметь вовремя притормаживать. Чтобы, наконец, примерно понять, в каком направлении вы движетесь. Да, для всего этого вполне можно обойтись и без agile, но только если вы гуру планирования. Agile хорош именно системой; он дает вам необходимый инструментарий, чтобы через какое-то время вы смогли обходиться и без него. Итак, погнали:
1. Основная структурная единица в скраме - спринт, временной отрезок фиксированной длины. В разработке стандарт - 2 недели; можно сделать и неделю - экспериментируйте и выбирайте более удобный для вас режим, но больше двух недель обычно не рекомендуется, теряется фокус. Собственно, в этом суть спринта: задать ритм вашей жизни. И мне очень нравится, что отталкиваемся мы от времени, а не от цели. Если делать наоборот, как раз и происходит разбалансировка work-life: моя цель, например, получить повышение, и я пашу с утра до ночи как проклятый. Если же я фокусируюсь на спринте, то понимаю, что за 1-2 недели на повышение точно не наработаю и ставлю менее глобальную цель - к примеру, завершить отчет / найти партнеров для проекта и т.д. Да, глобальная цель есть, она нужна, просто мы движемся к ней маленькими шажками.
2. У спринта есть начало и конец. Начало - это, собственно, сессия планирования: что я хочу достичь за эту неделю, по каким показателям буду оценивать результат. Вот это, последнее, очень важно! Например: хочу начать заниматься спортом. Будет ли цель достигнута, если я один раз прокачусь на велике? Или надо заниматься не меньше 10 минут каждый день? Видите, важно не просто выбрать цель, но и понять, что будет показателем успешности ее выполнения.
Я люблю планировать на бумаге, чтобы не отвлекали многочисленные средства связи: уделяю этому полчаса в начале недели.
Конец спринта - ретроспектива: получилось ли достичь то, чего хотелось? если не получилось, что помешало, что можно было бы улучшить? Опять же, этот последний вопрос очень важен для новичков: скорее всего, в самом начале у вас будут ошибки, что-то не будете успевать - это нормально, главное, учесть это на ретроспективе.
3. Но все это вовсе не значит, что мы спланировали и забыли. Каждое утро в спринте происходят стендапы: в команде все обычно встают в круг, и каждый отвечает на 3 вопроса - что я сделал вчера? что я сделаю сегодня? есть ли какие-то блокеры, которые не позволяют мне двигаться дальше? Вы можете тоже встать, можете лечь, я люблю, например, такое делать за чашкой кофе или пока иду пешком до работы. Это нехитрое упражнение позволяет оставаться сфокусированным в течение всего дня.
4. Ну и, наконец, как же заполнить спринт. В терминологии скрама есть story points (SP), для тех, кто знаком с техникой Pomodoro, - это те же самые помидорки. По-простому, это некоторая относительная оценка сложности задачи: можно выставлять ее в цифрах (от 0 до 5, например), в размерах (xs, s, m и тд), да хоть в бананах. Например: заниматься спортом 10 минут в день - задача на 5 SP, написать письмо - 1 SP, прочитать главу книги - 4 SP. Смысл в том, что количество SP на ваш спринт строго ограничено. В сутках, увы, не будет больше 24 часов, ваши силы тоже ограничены - и это не плохо, это просто так есть. От того, что вы будете работать 12 часов вместо 8, времени у вас больше не станет, как ни крути. Поэтому надо просто работать с тем, что есть, и осознавать свои пределы. Количество SP на спринт всегда очень индивидуально и подбирается путем проб и ошибок. Я бы посоветовала начать с недельного спринта, где будет 2 большие задачи, 7-10 средних и 12-14 маленьких - а дальше смотрите по ситуации :)