Size: a a a

No Flame No Game

2016 November 11
No Flame No Game
Для тех, кто давно хотел узнать про ТРИЗ, но засыпал над Альтшуллером: очень толковое и понятное изложение с примерами (тссс, это для детей, никому не говорите :) http://www.triz.natm.ru/kurs_tam.htm
источник
No Flame No Game
Слово дня - “глокальный” (омг, лол, какие там еще есть слова для выражения моего крайнего смятения). “Глокальный подход — способность мыслить на глобальном уровне, учитывая локальную специфику”. Вот оно как!
источник
No Flame No Game
Некоторое время назад я написала пару заметок на Medium про личное планирование https://medium.com/@buldakova/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%8F-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1-173b15cf48f#.wvf3k9po5, меня затем попросили рассказать про планирование работы в команде - вот, наконец-то начну потихоньку исправляться. Если честно, по сути личное и командное планирование очень похожи. Но по степени сложности - второе во много раз превосходит первое. Представьте, что вам надо добраться из дома на работу к 9-30. Автобус ходит точно по расписанию, вы уже выучили, что выходить надо в 8-54, в 8-45 - если хочется зайти за кофе :) что же может помешать вам приехать вовремя? Да все, что угодно: автобус может опоздать или, наоборот, приехать на минуту раньше того, как вы придете на остановку, сломаться или попасть в пробку. Вы можете облиться кофе или забыть дома шапку, проспать или зачитаться твиттером и пропустить остановку. Заметьте, у нас здесь всего 2 основных агента! Усложняем задачу: добавляем пересадку на трамвай. Вероятность того, что что-то случится хотя бы с одним из действующих лиц, повышается; более того, добавляется зависимость: если автобус опаздывает, на нужный трамвай вы уже точно не попадете. Кто посчитает, какова вероятность приехать вовремя с двумя пересадками? :) и я уже не говорю о том, что по пути у вас может появиться много новых требований: ехать только на наземном транспорте; иметь возможность сесть у окошка; потратить на проезд не более 50 рублей. В Берлине ситуация с транспортом намного лучше, чем в Москве, и то периодически случаются небольшие накладки. Что уж говорить о разработке нового продукта, где еще нет проторенного и просчитанного маршрута?  :)
источник
2016 November 12
No Flame No Game
Ну что ж, продолжу развивать тему из предыдущего поста. Про сложность, кажется, понятно: чем больше людей задействовано в процессе, тем труднее планировать. Не зря считается, что оптимальный размер одной "боевой единицы" – 5-7 человек. Но даже в такой вроде как небольшой команде может случиться рассинхрон; один заболеет, другие поссорятся, потом еще окажется, что нужно использовать другое API и перерисовать три экрана. Как в такой ситуации успеть к дедлайну? Я как менеджер вижу два способа влияния на ситуацию - изнутри команды и извне нее. Поговорим сегодня про первый способ. Если в вашей команде работают адекватные люди, они сами прекрасно понимают, что дедлайны нарушать не особо правильно. Почему же сроки все равно едут? Потому что присутствует такая штука, как отсутствие обоснованности. Никто не хочет быть овцой, которая бредет в известном лишь пастуху направлении. Поэтому ваша команда должна четко понимать: 1) Какую задачу на уровне компании мы решаем? 2) Какие шаги будут предприняты? 3) Как мы поймем, что достигли результата? (метррррррики!!) 4) Почему дедлайн именно такой? (а не на неделю позже) 5) За что отвечаю конкретно я (как член команды)? 6) Что будет показателем моей успешной работы? 7) Что я должен сделать, если у меня появятся проблемы по мере работы? Ответить на эти вопросы частично помогают модные сейчас OKR - objectives and key results. По ссылке можно подробно про это почитать. Мой любимый пассаж - про то, что цели должны быть S.M.A.R.T.: "S.M.A.R.T stands for goals that are specific, measurable, attainable, relevant and
time-bound".  Все очень просто, на самом деле, точно такой же подход стоит применять и в личной жизни (жизнь - тоже в какой-то мере "продукт"). Я сейчас внедряю этот подход в своей компании и чувствую, как у ребят растет мотивация и осознанность того, как их работа влияет на рост компании. https://info.7geese.com/hubfs/Guides_%2B_eBooks/OKRsPracticeGuide.pdf
источник
2016 November 14
No Flame No Game
До переезда я много слышала про пресловутый work-life balance. В Берлине я наконец-то поняла, что это значит. Если вкратце: у тебя есть семья / друзья / любимый хомячок / классы по макраме – и это настолько же равноправные части твоей жизни, как и работа. Как это проявляется, к примеру:

- в 5-6 вечера офисы пустеют: все идут пить пиво и отдыхать. После Яндекса, где даже в 3 утра можно было встретить работающих людей, для меня это очень странно…но вместе с тем и, наверное, по-человечески правильно;

- если ты болеешь, никто не подразумевает, что ты работаешь “из дома” или даже читаешь почту;

- не существует таких вопросов, которые позволили бы тебе потревожить коллегу в отпуске;

- тренинги и курсы повышения квалификации – часть рабочего дня, а не твоего личного времени;

- прийти на работу с ребенком или даже с собакой, если это никому не мешает, – вполне себе нормально. Впрочем, это, скорее, уже про следующее отличие Берлина от Москвы – сверхтолерантность :)
источник
No Flame No Game
Большой привет всем новоприбывшим! Давайте познакомимся: я Аня Булдакова, последние несколько лет работала в Яндексе, менеджером в свеже-социальном поиске; пару месяцев назад мы с мужем переехали в Берлин, где я теперь возглавляю продуктовое направление в стартапе. Постоянно учусь, читаю много книжек и статей и хожу на митапы - хочу делиться с вами своими заметками и опытом ;) а теперь расскажите и вы мне, пожалуйста…
источник
No Flame No Game
Про что вам интересно было бы почитать?

Заметки о жизни/работе в Берлине – 124
👍👍👍👍👍👍👍 47%

Хаки и советы по личной/командной эффективности – 62
👍👍👍👍 23%

Заметки о работе продакт-менеджера – 39
👍👍 15%

Краткий пересказ полезных статей – 22
👍 8%

Обзоры книг/курсов про продакт-менеджмент – 17
👍 6%

👥 264 people voted so far. Poll closed.
источник
No Flame No Game
Почему-то так и думала, что Берлин победит :)
источник
No Flame No Game
Про коммуникацию на работе. Меня уже многие спрашивали, нужно ли знать немецкий, чтобы работать в Германии. Так вот, Берлин - это совершенно особая от Германии история, здесь каждый третий говорит по-английски, а каждый шестой по-русски :) у мужа в команде из 6 человек 5 русскоговорящих. Недавно пришёл англоговорящий менеджер, но немецким там даже не пахнет. У меня другая ситуация: 90% сотрудников - немцы. Официальный рабочий язык - английский, но переговоры с внешними партнерами часто проходят на немецком (для меня пока что приходится переводить), да и на внутренних митингах случаются трудности с переводом. Я могу сказать, что неплохо знаю английский (mgimo finished! :), но поначалу после 8-9 часового дня и сложных обсуждений (например, про hardware, которое мы производим сами, а я на тот момент совершенно не разбиралась в теме) просто валилась без сил. Одно дело - смотреть "Друзей" в оригинале и периодически болтать со знакомыми, совершенно другое - работать. Что я придумала: на все встречи теперь хожу с блокнотом и карандашом. Если в какой-то момент одна из сторон начинает впадать в ступор, предлагаю порисовать :) во-первых, визуализация не требует глубоких познаний в языке, во-вторых, помогает раскрепоститься и поговорить начистоту, в-третьих, даёт переговорщикам общий контекст. Работает пока что отлично :)
источник
2016 November 15
No Flame No Game
Ещё пара наблюдений про язык. Когда я искала работу в Германии, думала, что уж в IT язык не должен быть проблемой. На самом деле, многие компании требуют знание немецкого и даже не будут рассматривать ваше резюме на английском. Была и другая ситуация: я прошла 4 интервью, получила оффер, тут мне эйчар и говорит: "У нас, конечно, официальный язык общения - английский, но многие сотрудники его не знают. Как быстро вы готовы выучить немецкий?". То же самое было, когда муж рассматривал оффер в Париж: да, английский вполне ок для начала, но если хочешь понимать, о чем говорят в лифтах и коридорах (а важные решения часто принимаются именно там ;), учи французский. Хотя, повторюсь, в берлинском Zalando многие команды русскоговорящие, так что в теории даже английский не нужен ;) в общем, не забывайте уточнить, кто будет с вами работать, и будьте готовы, что, может, и не сразу, но язык учить придётся. Немецкий, к счастью, относительно похож на английский :)
источник
2016 November 16
No Flame No Game
Недавно готовила небольшую презентацию про UX-исследования и собирала материал - черт побери, в каждой второй статье говорится про открытые вопросы! Если вдруг вы ещё не слышали, закрытые вопросы (например, "Нравится ли вам эта фича?") нужно заменять на открытые ("Что вам нравится в этой фиче?"). Это же ерунда, простите за вольномыслие :) во-первых, ни один нормальный человеческий диалог не состоит из одних открытых вопросов. Более естественно выглядят уточнения ("Нравится ли вам эта фича? - Не знаю, смешанные чувства. - Давайте попробуем разобраться. Что вам понравилось?"). Во-вторых, открытые вопросы - более сильная конструкция, предполагающая, что у отвечающего уже есть какое-то осознанное мнение. Очень же часто юзер находится в непривычной, стрессовой ситуации. Правильное чередование открытых и закрытых вопросов позволяет ему расслабиться и действительно начать размышлять, а не пытаться что-то выдумать, лишь бы ответить на вопрос и не выглядеть дураком. В-третьих, кто вообще сказал, что нужны вопросы? Смысл в том, чтобы узнать пользовательские эмоции и ожидания относительно продукта, выявить проблемные места. Для этого приглашённый человек должен начать говорить, размышлять вслух, делиться воспоминаниями. Соответственно, наша цель не задать вопрос, а достаточно раскрепостить юзера, чтобы он сам все рассказал :) да, конечно, вопросы - хороший способ, но далеко не единственный. Ну, например, я вам говорю: "Да кто сейчас использует открытые вопросы! Это прошлый век", - если тема вам релевантна, вы либо согласитесь, и мы с вами поговорим про альтернативные способы (что мы сделаем в следующем посте :), либо возразите и начнёте дискутировать со мной. В любом случае, без всяких вопросов с моей стороны начнёте рассуждать - что, собственно, и требуется.
источник
No Flame No Game
Воу-воу-воу, моя личка сейчас взорвется :) давайте попытаюсь ответить сразу всем: 1) я уже более 10 лет занимаюсь интервью, сначала как журналист и главред, затем как продакт. Прочитала огромное количество литературы на эту тему, могу потом сделать отдельную подборку лучших; 2) я не говорю, что открытые вопросы - это плохо. Смысл моего поста - что с пользователем надо разговаривать, причем по-человечески, а не пытаться изобрести открытый вопрос, лишь бы не задавать закрытый. Иногда самое простое “Да?” с правильной интонацией и в правильный момент работает лучше всего (но мы про это еще поговорим). А так-то, если что, и на открытый вопрос можно ответить односложно: “Что вам нравится в продукте? - Ничего”. Открытые вопросы – совершенно не главное и не обязательное условие успешного исследования :)
источник
2016 November 18
No Flame No Game
Как и обещала, рассказываю про несколько интересных альтернатив открытым вопросам. (На всякий случай еще раз повторю, что открытые вопросы задавать нужно, но не перебарщивать с количеством :)

1) В самом начале разговора: поделиться личным опытом. Элементарно, но эффективно. Важно, чтобы ваш собеседник чувствовал себя максимально расслабленно и комфортно, только тогда он начнет рассказывать вам то, что думает, а не то, что вы от него ожидаете. Когда вы еще не говорите о продукте, а просто “разогреваетесь” на общих вопросах (“Чем вы занимаетесь в свободное время? / Какие фильмы любите смотреть? / Расскажите о своем недавнем путешествии”), допустимо упомянуть и о себе любимом (“Здорово, а я вот играю на балалайке, очень успокаивает”). Пользователь перестает чувствовать себя как на допросе, срабатывает эффект взаимного обмена - вы поделились личной информацией, в 90% случаев респондент захочет ответить вам тем же ;)

2) В середине / конце разговора: после того, как респондент уже поигрался с продуктом, попросить его самого позадавать вопросы. Отлично работает для выявления проблемных мест + переводит пользователя из пассивного состояния в активное. Важно, чтобы он не просто выполнял ваши инструкции (пассив, исполнитель), а думал во время их выполнения и мог сказать, если что-то нерелевантно его жизненному опыту (актив, деятель).

3) В середине / конце разговора: “от противного” - усомниться в словах пользователя или сказать что-то, что вызовет его протест или возмущение. Пользователь: “Мне кажется, на следующем экране должно быть подтверждение заказа”. Исследователь: “Да?”. Пользователь: “Меня смущает эта кнопка”. Исследователь: “Да, надо бы ее оторвать!”. Будьте предельно осторожны, неверная интонация или некорректно подобранные слова могут оскорбить пользователя или вызвать сомнения в вашей компетентности. Зато от правильно сыгранного приема - самый мощный эффект в плане инсайтов и понимания пользователя.
источник
No Flame No Game
На Medium у меня есть несколько статей про эффективное планирование, например, https://medium.com/@buldakova/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B-14a952cca12c#.8cw1cd3lt Сегодня вечером расскажу, как я использую agile для личных целей :) вопросы можете писать сюда @Anna_Boo
источник
No Flame No Game
Если нет времени читать, вот краткое содержание: в один момент времени может быть только одна глобальная цель. Не больше, не меньше. Именно поэтому я, например, сейчас полностью сфокусирована на продакт дизайне, а все остальное предпочитаю узнавать из надежных источников и не тратить время на поиски и исследования. В этом плане мне очень нравятся каналы в Telegram - посоветую вам парочку своих любимых, вдруг будет полезно.

Посмотреть

@cinemasha - уютный канал с обзорами как киноновинок, так и классики. Автор каждую неделю ходит в кино и 1-2 часа в день уделяет просмотру фильмов / сериалов - так что канал обновляется довольно часто ;) Уже хочу посмотреть "11.22.63" и “Прибытие”!

@mustwatch - ну что сказать, это действительно mustwatch :) автор находит очень интересные видео из разряда infotainment. Если хотите узнать, например, как работает криптовалюта, или послушать победную речь Трампа, вам сюда.

Почитать

@booksfox - обзоры и подборки книжек, цитаты, поэзия - мой список литературы теперь увеличивается каждый день!

@prochitalanapisala - еще больше книжек! Здесь более эмоциональные рецензии, что мне очень нравится, есть обзоры и плохой литературы в том числе.

@helloskaplichniy - автор работает в издательстве МИФ, чьи книжки я очень люблю; так что обзоры их новинок для меня более чем актуальны.
источник
2016 November 19
No Flame No Game
Итак, давайте поговорим про Agile. По сути это общее название для методологий гибкой разработки, коих развелось сейчас неимоверное количество. Самые известные - Kanban и Scrum (как любил говорить мой коллега, "стыд и скрам" :). Я расскажу про основные техники второй, которые можно использовать как в команде, так и для личного планирования.

Но сперва вы наверняка спросите: «А зачем все это нужно?». Очень просто, милые котики. Чтобы научиться фокусироваться и прекратить прокрастинировать. Чтобы достичь баланса между жизнью и работой и уметь вовремя притормаживать. Чтобы, наконец, примерно понять, в каком направлении вы движетесь. Да, для всего этого вполне можно обойтись и без agile, но только если вы гуру планирования. Agile хорош именно системой; он дает вам необходимый инструментарий, чтобы через какое-то время вы смогли обходиться и без него. Итак, погнали:

1. Основная структурная единица в скраме - спринт, временной отрезок фиксированной длины. В разработке стандарт - 2 недели; можно сделать и неделю - экспериментируйте и выбирайте более удобный для вас режим, но больше двух недель обычно не рекомендуется, теряется фокус. Собственно, в этом суть спринта: задать ритм вашей жизни. И мне очень нравится, что отталкиваемся мы от времени, а не от цели. Если делать наоборот, как раз и происходит разбалансировка work-life: моя цель, например, получить повышение, и я пашу с утра до ночи как проклятый. Если же я фокусируюсь на спринте, то понимаю, что за 1-2 недели на повышение точно не наработаю и ставлю менее глобальную цель - к примеру, завершить отчет / найти партнеров для проекта и т.д. Да, глобальная цель есть, она нужна, просто мы движемся к ней маленькими шажками.

2. У спринта есть начало и конец. Начало - это, собственно, сессия планирования: что я хочу достичь за эту неделю, по каким показателям буду оценивать результат. Вот это, последнее, очень важно! Например: хочу начать заниматься спортом. Будет ли цель достигнута, если я один раз прокачусь на велике? Или надо заниматься не меньше 10 минут каждый день? Видите, важно не просто выбрать цель, но и понять, что будет показателем успешности ее выполнения.

Я люблю планировать на бумаге, чтобы не отвлекали многочисленные средства связи: уделяю этому полчаса в начале недели.
Конец спринта - ретроспектива: получилось ли достичь то, чего хотелось? если не получилось, что помешало, что можно было бы улучшить? Опять же, этот последний вопрос очень важен для новичков: скорее всего, в самом начале у вас будут ошибки, что-то не будете успевать - это нормально, главное, учесть это на ретроспективе.

3. Но все это вовсе не значит, что мы спланировали и забыли. Каждое утро в спринте происходят стендапы: в команде все обычно встают в круг, и каждый отвечает на 3 вопроса - что я сделал вчера? что я сделаю сегодня? есть ли какие-то блокеры, которые не позволяют мне двигаться дальше? Вы можете тоже встать, можете лечь, я люблю, например, такое делать за чашкой кофе или пока иду пешком до работы. Это нехитрое упражнение позволяет оставаться сфокусированным в течение всего дня.

4. Ну и, наконец, как же заполнить спринт. В терминологии скрама есть story points (SP), для тех, кто знаком с техникой Pomodoro, - это те же самые помидорки. По-простому, это некоторая относительная оценка сложности задачи: можно выставлять ее в цифрах (от 0 до 5, например), в размерах (xs, s, m и тд), да хоть в бананах. Например: заниматься спортом 10 минут в день - задача на 5 SP, написать письмо - 1 SP, прочитать главу книги - 4 SP. Смысл в том, что количество SP на ваш спринт строго ограничено. В сутках, увы, не будет больше 24 часов, ваши силы тоже ограничены - и это не плохо, это просто так есть. От того, что вы будете работать 12 часов вместо 8, времени у вас больше не станет, как ни крути. Поэтому надо просто работать с тем, что есть, и осознавать свои пределы. Количество SP на спринт всегда очень индивидуально и подбирается путем проб и ошибок. Я бы посоветовала начать с недельного спринта, где будет 2 большие задачи, 7-10 средних и 12-14 маленьких - а дальше смотрите по ситуации :)
источник
No Flame No Game
На этом, пожалуй, закруглюсь, продолжение будет на следующей неделе. Пишите мне вопросы, постараюсь на них ответить в следующем посте @Anna_Boo
источник
2016 November 21
No Flame No Game
Друзья, спасибо за ваши классные вопросы, завтра вечером соберу все в пост! А сегодня - небольшая заметка в продолжение темы work-life balance. Почему мы перерабатываем - причём по собственному желанию, а не потому, что босс заставляет? Потому что боимся не успеть. Потому что отдых, будь то встреча с друзьями, поход в кино или поездка, начинают казаться совершенно неважными вещами, которые лишь требуют нашего времени, но не позволяют сделать что-то классное и полезное для человечества. Когда я работала над своим стартапом, у меня было настолько острое ощущение нехватки времени, что я каждое утро вскакивала в 6 утра, хотя до этого ложилась в 2 ночи. Не надо так! Если вы хотите похудеть, то, конечно, можете поголодать пару дней - в краткосрочной перспективе это будет проще и эффективнее, чем перестраивать свой рацион и сокращать количество калорий. В долгосрочной же перспективе такой подход приведет либо к срыву и еще большему набору веса, либо вообще попаданию в больницу и серьезным проблемам со здоровьем. У нашего тела есть лимиты, которые надо учитывать, - учитесь прислушиваться к себе, понимать свои потребности. Осознанность - первый шаг к счастливой жизни ;)
источник
No Flame No Game
Один из самых частых вопросов, которые мне задают, - что такое “продукт”? Традиционно это понятие относится к разработке, но мое глубокое убеждение, что продуктом может быть и статья, и рисунок, и поездка, и канал в Telegram ;) Собственно, из чего состоит продукт:

1) идея, которая должна закрыть какую-то пользовательскую потребность

2) соответственно, потребители/пользователи/читатели/слушатели и тд

3) план развития, “видение”, как должно быть

4) исполнители, которые будут претворять это все в жизнь

5) сроки.

На примере статьи: идея - рецензия на фильм; потребность - понять, стоит ли смотреть; читатели - женщины 20-35 лет, с высшим образованием, занимающиеся карьерой; план - а) достоинства фильма б) недостатки в) интересные факты г) комментарий от режиссера д) вывод; исполнитель - блоггер; сроки - сегодня, потому что надо опередить другие блоги, потом уже станет неактуально.
источник
No Flame No Game
В последнее время много читаю про дизайн - вообще менеджеру, особенно в стартапе, важно уметь презентовать данные. Вот, например, очень дельное:
источник