
Теоретическое и научное обоснование природных катастроф привело к новым (на самом деле вторичным) концепциям:
1. антропоцен (влияние человека на планету сравнимо с формированием литосферных плит)
2. антирост (чтобы остановить разрушающее воздействие на природную среду, человечество должно отказаться от экономического роста)
Антропоцен
Ссылки по антропоцену
https://hightech.fm/2019/01/24/antrop
http://malakhov.link/come-on-report
https://geektimes.ru/post/299305/
http://www.intelros.ru/readroom/kurer-yunesko/u2-2018/35383-antropocen-nauchnye-spory-realnye-ugrozy.html
https://golovanov.net/2018/08/24/126/
https://birdinflight.com/ru/v-dvuh-slovah/20171026-shestoe-vymiranie-kak-odin-vid-rasporyazhaetsya-sudboj-vsej-planety.html
https://telegra.ph/Republic---Netronutyh-mest-bolshe-net-EHkologi-vyyasnili-tolko-13-Mirovogo-okeana-ne-podverglis-vliyaniyu-cheloveka-07-30
В Кризис и коммунистическая перспектива (https://postcap.noblogs.org/archives/372) мы писали:
"Совсем недавно научное сообщество обратилось к концепции Антропоцена, новой геологической эпохи, в которой человек оставил заметный след на планете. Началу этой эпохи соответствует промышленная революция. Сейчас люди влияют на температуру поверхности Земли, создают ряд новых веществ, доселе неизвестных природе, разрушают естественные породы и сооружают новые плиты и слои из бетона. Даже в случае исчезновения человеческого вида результаты его деятельности останутся здесь еще надолго. Вокруг земной коры образовался слой из людских изобретений. Концепция Антропоцена поднимает тему огромных сил человеческого вида, в том числе сил разрушения, что увеличивает вероятность уничтожения природных условий, пригодных для нашего существования. Но мы помним, что в нынешнюю эпоху помимо абстрактного человека и его борьбы с природой, существует вполне конкретный способ производства.
Капитал – движущееся противоречие, его признанные заслуги – это великие производственные мощности, но его непростительные привычки – это постоянный разворот от интересов человеческого вида к «размножению» стоимости. В этом кроется секрет пагубного эффекта нынешнего общества: активность людей замкнута на повышении самой активности, процесс производства является целью для самого себя. Неудивительно, что крупные финансово-промышленные группы нередко называются новыми экосистемами.
Капитал возвел шумные, многонаселенные и плотно застроенные города с разрушающимся ландшафтом и пространством, наполненным углекислым газом и другими выбросами и отходами над землей и под землей, с высокими зданиями, перекрывающими доступ к солнечному свету, тесными квартирами и избыточным дорожным трафиком. Индустриальные городские предприятия выжали силы из деревень, обусловив их отсталость. Капиталу присуща энтропия: действительная экономическая структура прямо располагает к бесполезному распылению большей части социальной энергии в антисоциальных сферах, запланированных и вынужденных разрушениях или в конкуренции и перепроизводстве.
Восхваляемый ныне прогресс влечет за собой обеднение масс, производственную депрессию различных уголков обитаемых земель и истощение ресурсов. Вместе с тем бросаются вызовы и биологической природе самого человека. Выработав лекарства от многих болезней прошлого, медицина сегодняшнего дня, зажатая в тиски капитала, не в силах адекватно противостоять массовых заболеваниям, вроде вирусов Зика, Эболы или ВИЧ. Более того, широкое и быстрое распространение того или иного опасного вируса нередко обязано хаотичной организации социального трафика. Аналогично проблеме голода и нищеты возникает вопрос недоступности здравоохранения.
Сторонники буржуазного экономического роста по факту защищают негативное влияние на окружающую среду и самого человека. Примитивисты и адепты глубинной экологии реагируют на индустриальное развитие стремлением вернуться к доиндустриальным устоям. Оба течения должны быть сняты. Коммунистическая форма антипродуктивна, так как охладит перегретые сферы промышленности и рассредоточит человеческие муравейники, покончив с категориями деревни и города.