Объем рынка краудфандинга за девять месяцев 2019 года сократился более чем на 40%,
подсчитал ЦБ.
Краудфинансированием, или краудфандингом считается привлечение средств от нескольких инвесторов через специальные платформы. И заемщиками, и инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Привлекаемые средства могут оформляться в виде займов и долей в уставном капитале или предусматривать нефинансовое вознаграждение за вложения (подарки, приглашение на открытие ресторана, ужин со знаменитостью и т.п.).
ЦБ выделяет четыре сегмента краудфинансирования:
p2p-кредитование: инвестор и заемщик — физлица;
p2b-кредитование: инвестор — физлицо, заемщик — юрлицо;
b2b-кредитование: инвестор и заемщик — юрлица;
rewards-краудфандинг: средства привлекаются на цели или проекты за нефинансовое вознаграждение.
Инвестиции в краудфандинг дают более высокий доход по сравнению с традиционными финансовыми инструментами (вклады в банках, ОФЗ, облигации крупных компаний). Однако они и более рискованные: хотя краудфандинговые платформы стараются предоставлять информацию о заемщиках, никаких гарантий по инвестициям нет, потому что компании могут обанкротиться.
Формат краудфандинга для России относительно новый, и его размер значительно меньше, чем в других странах. Мировой рынок краудфандинга, по оценке QY Research, в 2018 году составил $10,2 млрд, из которых 37% пришлось на Китай, 33% — на США, 18% — на Европу. К 2025 году рынок может достигнуть $28,8 млрд.