"ЛИЧНОСТНЫЙ БОГ"
«Символ «личностный Бог» абсолютно фундаментален, поскольку экзистенциальное отношение — это отношение «лицом к лицу».
Человек не может быть предельно озабочен чем-то меньшим, нежели личностное, но поскольку личность (persona, prosopon) включает в себя индивидуальность, то возникает вопрос, в каком смысле Бог может быть назван индивидом. Имеет ли смысл называть его «абсолютным индивидом»?
Ответ должен звучать так: это имеет смысл лишь в том смысле, что он может быть назван «абсолютным участником». Один термин нельзя употреблять без другого.
Это может означать только то, что как индивидуализация, так и соучастие коренятся в основании божественной жизни и что Бог как равно «близок» тому и другому, так в то же время и трансцендирует то и другое.
Из этого следует, что разрешением этих трудностей является словосочетание «личностный Бог».
«Личностный Бог» не означает того, что Бог является личностью. Это означает то, что Бог является основанием всего личностного и что он несет в себе онтологическую силу личности.
Он не является личностью, но не является он и чем-то меньшим, чем личностное.
Не следует забывать, что классическая теология пользовалась словом persona для обозначения ипостасей Троицы, но не самого Бога.
Бог стал «личностью» только в XIX столетии в связи с Кантовым отделением природы, управляемой физическим законом, от личности, управляемой законом нравственным.
Обычный теизм обратил Бога в небесную, полностью совершенную личность, пребывающую над миром и над человечеством.
Протест атеизма против такого рода высшей личности справедлив.
И ее существование отнюдь не очевидно, поскольку она не является предметом предельной заботы.
Бог без универсального соучастия - это не Бог.
«Личностный Бог» — сбивающий с толку символ.
Бог является началом соучастия в той же мере, в какой он является и началом индивидуализации.
Божественная жизнь соучаствует в каждой жизни в качестве ее основания и цели.
Бог соучаствует во всем том, что есть; он находится с ним в общении; он разделяет его судьбу».
Фрагмент из: Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-2. М., СПб.: Университетская книга, 2000. С. 238-239.
Не хочу спорить. Поэтому просто скажу, что я не согласен.