Size: a a a

Кочерга Витгенштейна

2020 August 28
Кочерга Витгенштейна
Прошла половина года –  отличный повод сообщить о проделанной работе. Вот путеводитель (предыдущий – за 2019й – здесь) по избранным публикациям последних шести месяцев:

Объемные тексты:

Крайне полезные советы по самостоятельному изучению философии (9 [заметок – далее в круглых скобках будет только число заметок])

Ключи к Ницше – что нужно держать в голове при чтении: субъективизм, германофобия и показной витализм (7)

Онтология Плотина и ее влияние на учение о Троице (5)

О гностических основаниях американской культуры (5)

Большая рецензия на «Антихрупкость» Нассима Талеба. Первая (4) и вторая (7) части с важной интермедией

Свежий материал об интуитивном и дискурсивном познании (7)

О пользе изучения истории (4)

Небольшие тексты:

О греческой религии: патриархате, матриархате и воскресшем спасителе (3)

О минусах «нестандартного» мышления»  и «борьбы со стереотипами» (2)

«Скучная истина» (2): о том, почему наука не смогла заменить религию и эзотерику

О дебатах Дугина и Анри-Леви: как либералы и охранители разводят русский народ. К этой же теме текст о Гольбахе

Некролог Лимонову (3): без славословия, как делал он сам в «Книгах мертвых»

О совершенстве современной культуры перед древней (2)

О литературном стиле А.Ф. Лосева (2): почему не стоит воспринимать его тексты за абсолютную истину

О «Письмах сестры» Д.Е. Галковского

О том, как мы путаем переживание с реальностью (2) – и примыкающий текст об объективности красоты

Странности ницшеанской критики морали (2)

О несовпадении истории философии с политической историей

Напоминание о том, кем был Ленин: к юбилею красного палача

О левой пропаганде, американских бунтах и человечьей внушаемости

О различии ксенофобии и национализма

Ответы на вопросы о:

Расселе, метамодернизме, смене научных парадигм, современных задачах философии, значении метафизики и марксистах в вузах.

Буду крайне признателен за перепосты. А втройне – за донаты, которых пока приходит сильно меньше, чем хотелось бы: https://money.yandex.ru/to/41001828212537https://money.yandex.ru/to/41001828212537
источник
2020 September 01
Кочерга Витгенштейна
О ценности скептицизма

В современном мире те, кого мы действительно ненавидим, — это отдаленные группы, преимущественно другие нации. Мы рассматриваем их абстрактно и обманываем себя, полагая, что действия, которые в действительности воплощают ненависть, совершаются из любви к справедливости или из-за какого-то подобного возвышенного мотива. Лишь большая мера скептицизма может сорвать покровы, скрывающие от нас эту истину. Достигнув этого, мы сможем приступить к созданию новой морали, основанной не на зависти и ограничении, но на желании полноты жизни и осознании того, что другие люди — это помощь, а не препятствие, тогда безумие зависти будет излечено. Это может быть реализовано завтра, если люди научатся создавать собственное счастье, а не страдания других
источник
2020 September 16
Кочерга Витгенштейна
​​О доброте и добродушии

Под добротой я разумею заботу о благе людей, называемую у греков «филантропией»; слово «гуманность» (как оно употребляется ныне) для нее несколько легковесно. Добротой я называю деяние, добродушием же — природную склонность. Изо всех добродетелей и достоинств доброта есть величайшее, ибо природа ее божественна; без нее человек — лишь суетное, вредоносное и жалкое создание, не лучше пресмыкающегося. Доброта соответствует евангельскому милосердию; излишество в ней невозможно, возможны лишь заблуждения. Чрезмерное властолюбие привело к грехопадению ангелов, чрезмерная жажда знания — к грехопадению человека; милосердие же не бывает чрезмерным и не может ввести в грех ни человека, ни ангела.

Склонность творить добро заложена глубоко в природе человеческой; когда она не изливается на людей, то направляется на другие создания; это видим мы у турок, народа жестокого, который, однако же, добр к животным и подает милостыню собакам и птицам. Как рассказывает Бусбек, дело доходит до того, что однажды в Константинополе христианский мальчик едва не был побит камнями за то, что из шалости заткнул клюв птицы. Но в добродетели милосердия, или доброте, таится опасность заблуждения. Есть у итальянцев злая поговорка: «Tanto buon che val niente» — «Так добр, что ни к чему не годен». А один из ученых итальянцев, Никколо Макиавелли, имел дерзость прямо написать, что «христианская вера делает добрых добычею несправедливости и тирании».

Впрочем, добро творится не только по разуму; в некоторых людях и даже в природе существует естественное к нему расположение, как существует, с другой стороны, и прирожденная злобность, по природе своей не терпящая чужого благополучия. В более легкой степени злобность оборачивается простой угрюмостью, или упрямством, или склонностью перечить; худший же вид ее — зависть и злонравие. В чужом несчастье такие люди чувствуют себя как рыбы в воде и на редкость умеют его отягчить; это не собаки, лизавшие язвы Лазаря, а, скорее, мухи, без устали жужжащие над открытой раной; эти misanthropi постоянно заняты тем, что доводят людей до петли, но даже дерева не припасают им для этого, как Тимон. Люди подобного нрава являются поистине ошибками природы, но вместе с тем и наилучшим материалом для создания великих политиков; это как бы узлистое дерево, пригодное для кораблей, предназначенных к бурным плаваниям, но не для домов, коим надлежит стоять прочно.

Признаки доброты многочисленны. Если человек приветлив и учтив с чужестранцами, это значит, что он гражданин мира и что сердце его не остров, отрезанный от других земель, но континент, примыкающий к ним. Если сочувствует чужому несчастью, это показывает, что сердце его, как благородное дерево, источает бальзам из собственных ран. Если легко прощает обиды, это значит, что дух его выше оскорблений и не может потерпеть от них урона. Если признателен за малые дары, это означает, что в людях ценит душу, а не имущество. Если же он достиг совершенства апостола Павла и готов быть отлученным от Христа за братьев своих, это указует на божественную природу и как бы родство с самим Христом.

Фрэнсис Бэкон 📖 Сочинения
источник
2020 September 24
Кочерга Витгенштейна
Может ли человек быть рациональным?

Если бы люди были рациональны, они бы выдерживали более правильный взгляд на свой собственный интерес, чем они делают это сейчас; и если бы все люди исходили из осознанного собственного интереса, мир был бы раем по сравнению с тем, что он есть сейчас.
источник
2020 September 25
Кочерга Витгенштейна
​​Как поступает «настоящий» человек?

У всякого человека есть разум; и если человек живет согласно с разумом, то он будет избегать только того, что противно разуму. Если рассмотреть повнимательнее жизнь человека, то мы ясно увидим, что ни от чего он так не страдает, как от того, что неразумно, и что всего более ему привлекательно то, что согласно с разумом.
Но не все люди бывают согласны между собою, что считать разумным и что — неразумным: один называет разумным то, что другой считает неразумным. Это бывает и со всеми людскими суждениями: один так думает, другой — иначе. Неодинаково например, люди думают и о добре, и о зле. И потому для людей важно всякое учение, которое им помогает верно судить о том, что поистине добро, что зло, что согласно с разумом, что противно ему.
Но помимо учения, для того чтобы решить, разумен ли или не разумен какой-нибудь поступок, полезно бывает сообразить, подобает ли этот поступок настоящему человеку? Один человек бывает готов, не краснея, совершить самый низкий поступок для того, чтобы подольститься к тому, от кого он желает получить какую-нибудь милость; а другой ни за что этого не сделает. Который же поступает по-настоящему — так, как подобает настоящему человеку?

Кто-то мне раз сказал:
— Помоги мне твоим советом. Я нахожусь в зависимости от одного богатого и властного человека. Если я не стану ему подольщаться, он меня высечет и не станет кормить. Как мне поступить в этом случае?
— Всякому человеку, — ответил я, — лучше не быть битым и получить пищу, чем быть битым и не получить пищи.
— Но ведь он требует от меня того, что унизительно для меня.
— А это уже твое дело. Если ты хочешь себя продавать, то ты один можешь решить, во сколько ты себя ценишь. Разные люди продают себя разно. Я тебе отвечаю так потому, что если ты действительно не хочешь себя продавать, то не станешь спрашивать моего совета, а сам по себе не сделаешь ничего такого, что недостойно настоящего человека.
— Но что же подобает делать настоящему человеку?
— А на это, брат, ответить можешь только ты сам. Спрошу и я у тебя: как узнает бык, что он один так силен, что может защитить свое стадо от хищного зверя? И почему он бросается навстречу врагу, а не убегает прочь? Ведь ясно, что он хорошо знает свою силу и понимает, что должно делать настоящему быку. Точно так же и с нами. Кто из нас захочет жить разумно и по совести, тот сам поймет и почувствует, что подобает настоящему человеку, и сумеет, конечно, не сразу, а постепенно, стать таким человеком. Вот об этом-то и нужно стараться и хлопотать, а не тратить попусту своих сил на то, что неразумно и не нужно.

Эпиктет 📖 В чем наше благо
источник
2020 September 28
Кочерга Витгенштейна
«Ты живешь не так, как рассуждаешь», — скажете вы.

О злопыхатели, всегда набрасывающиеся на лучших из людей! В том же обвиняли и Платона, Эпикура, Зенона, ибо все они рассуждали не о том, как живут, а о том, как им следовало бы жить. Я веду речь о добродетели, а не о себе; и если ругаю пороки, то в первую очередь мои собственные: когда смогу, я стану жить, как надо.
Ваша ядовитая злоба не отпугнет меня от лучших образцов; яд, которым вы брызжете на других, которым медленно убиваете самих себя, не помешает мне упорно восхвалять ту жизнь, какую я не веду, но какую я знаю, вести следует; не помешает преклоняться перед добродетелью, пускай нас разделяет безмерное расстояние, и стараться приблизиться к ней, пусть даже ползком.

Сенека 📖 О блаженной жизни
источник
2020 October 01
Кочерга Витгенштейна
Философия политики #1: Древний Египет, фараоны и власть
источник
2020 October 06
Кочерга Витгенштейна
«Занимайся любимым делом» (1)

В поп-психологии часто можно увидеть советы вроде «занимайтесь тем, что вам интересно», «занимайтесь только любимым делом» и прочие в таком духе. На первый взгляд, такие советы выглядят как издевка – по крайней мере, для русского уха: у нас попробуй проживи тем, что нравится – когда курс доллара под 80 рублей.

Однако, если немного подкорректировать такие рекомендации, они становятся более осмысленными. Лучше сказать, что не нужно вкладываться (временем, деньгами и усилиями) в то, что вам не интересно и никогда не было интересно. Понятно, что жизнь может заставить погрузиться в чуждую сферу деятельности – но не следует усердствовать в этом.

Не раз встречал такие ситуации: человек вдруг решает заняться фотографией. С нифига. «Вроде этим можно нормально заработать, друзья нормально поднимают и особо не запариваются». А ты вообще любишь фотографировать? Знаешь каких-нибудь фотографов, читаешь про них? Бывал ли хоть раз на выставках фотохудожников – не за компанию, а из личного интереса? Баловался ли фотошопом – просто так, от нечего делать? «Да нет, раньше нет, а теперь решил погрузиться, на курсы записался, видосы подобрал, книжек накачал». Это так себе аргумент: в таком случае не стоит даже начинать – не получится.

Или. Знакомая (за сорок) устала от своей профессии – и думала сменить сферу деятельности. «Может, мне на курсы флористики пойти?». Но оказалось, что она не держит дома растений, не интересуется ими, не шарит в дизайне (флористика с ним связана) – то есть знает о них не больше, чем грузчик о матанализе. Не надо ей этого – будет трудно. А главное – скучно.

«Думаю завести блог про свой город – ниша не занята, подписчики будут». А сколько книг ты прочел по истории города – просто так, из удовольствия? Ну хоть Вики открывал? В группах о городе состоишь? Саму историю-то любишь – чтобы писать о городе в контексте общей истории? «Да че там трудного – прочту, изучу». А потом такие товарищи говорят – «тема была лажовая – надо было про тачки писать, это бы лучше зашло. Сам я в них не особо, но можно просто фоточки пилить, много ума не надо. Точно бы зашло».

Ага. На ура бы зашло – не иначе.
источник
Кочерга Витгенштейна
«Занимайся любимым делом» (2)

В общем, самая обманчивая мотивировка звучит так: «Раньше мне это не надо было – но теперь я твердо решил, а потому включусь – я быстро учусь». Нет. Наши склонности и антипатии проявляются очень рано – а потому глупо тратить время на то, на что раньше его было жалко.

Есть отличный способ понять свои склонности – вспомнить, что нравилось до 14 лет. Не в смысле конкретных тем, а смысле типов деятельности. То есть если до 14 не было интереса к изучению Древней Индии – то это не приговор. Но если вообще не было интереса к истории, культуре и религии, а нравилось (по большей части) химические опыты ставить да технику чинить – вряд ли внезапно вспыхнувший интерес к Индии будет продолжителен и успешен. Но если новые интерес или профессия смежны с уже имевшимися склонностями, то адаптация будет сравнительно легкой, а освоение – приятным.

То есть нужно вспомнить, что в детстве приносило удовольствие – какие игры и с кем. А главное – почему. Одна и та же деятельность может нравится по-разному: один ребенок любит собирать лего в компании, другой в одиночку. Или – один собирает, чтобы потом включить их сюжетную игру, другой – ставит на полку и любуется. Или – один собирает здания, другой – персонажей. Или – один собирает четко по схеме, другой – как придется.

Если воскресить в памяти, что нравилось и что не нравилось, то можно осознать, к чему вообще лежит душа. А не ломать себя через копчик.

Тоже самое с привычками. Приобретать новые можно – но только при изначальных склонностях к ним. «Хочу начать вести дневник – говорят, это полезно». А ты когда-нибудь вел дневник – ну хоть заметки делал, фиксировал какие-то впечатления? Может, фотки с новых мест регулярно постил и подписывал хоть строчку? А вообще писать любишь – хотя б деловые письма? Или «лучше по телефону»? Если ответ отрицательный – то не получится.

«Хочу вставать рано и гулять». Чтобы перестроить график, нужна мотивация – чтобы утром было понятно, зачем вылезать из теплой постельки и выпинывать себя в русский климат. «Чтобы повысить продуктивность» – не аргумент.

«Дед, у тебя ухудшается память – учи стихи, помогает». А дед вообще не любит стихи – с чего он начнет их учить, когда ему читать их не нравится?

В общем, если во что-то погружаться, так только в то, что всегда нравилось и без принуждения. По-другому – не получится.

- Получится! Человек может все! Главное – захотеть!
- Удачи
источник
2020 October 08
Кочерга Витгенштейна
Искусство отчаяния

Экзистенциализм прошел через тотальный крах смысла. Человек XX в. утратил осмысленный мир и то Я, которое жило в этом мире смыслов, исходящих из духовного центра. Созданный человеком мир объектов подчинил себе того, кто сам его создал и кто, находясь внутри его, утратил свою субъективность.
источник
2020 October 13
Кочерга Витгенштейна
источник
2020 October 20
Кочерга Витгенштейна
Моральная проблема нашего времени

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значительности и уникальности индивида, превратили себя в орудие внешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас.

Мы — стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой.
источник
2020 October 25
Кочерга Витгенштейна
​​О распорядительности

Ничего нет опаснее для успеха дела, нежели показная распорядительность. Она подобна тому, что именуется у врачей несварением, а это всегда наполняет организм неусвоенной пищей и тайными зачатками болезней. Поэтому распорядительность в делах надобно мерить не временем заседаний, а успехом дела. Как на скачках наиболее резвы оказываются не те лошади, которые выше всего выбрасывают ноги, так и здесь распорядительность достигается не тем, чтобы охватывать сразу слишком много, но чтобы держаться ближе к делу. Иные заботятся только о том, как бы отделаться поскорее и лишь по видимости привести дело к концу, дабы показать себя людьми распорядительными. Но одно дело — сберечь время умелым сокращением хлопот, другое — скомкать саму работу. И поступать так на нескольких заседаниях и совещаниях это все равно, что делать один шаг вперед, а другой назад. Я знавал одного мудрого человека, который при виде чрезмерной поспешности любил говорить: «Повременим, чтобы скорее кончить».

С другой же стороны, подлинная распорядительность поистине благодатна, ибо дело измеряется временем, как товар — деньгами, и, где мало распорядительности, там дело обходится дорого. Спартанцы и испанцы известны своей медлительностью: «Mi venga la muerte de Spagna» — «Пусть смерть моя идет из Испании», ибо тогда она наверняка промедлит.
Внимательно выслушивай тех, кто доставляет первые сведения о деле, и старайся верно направить их с самого начала, а не прерывать на середине; ибо кто потерял нить мысли, будет топтаться на месте и более наскучит попытками вспомнить, что он хотел сказать, чем наскучил бы, если бы дать ему волю. А то иной раз вопрошающий вносит более беспорядка, чем вопрошаемый.
Повторения являются обычно потерей времени; но ничто так не сберегает время, как повторное изложение сути вопроса, ибо оно предотвращает множество не идущих к делу разговоров. Пространные и цветистые речи столь же способствуют быстрому исполнению, сколь одежда или мантия с длинным шлейфом удобна при беге. Предисловия, отступления, оговорки и другие россказни говорящего — все это лишь трата времени; и хотя по видимости они вызваны скромностью, по существу являются похвальбой. Все же остерегайся сразу переходить к делу, если слушатели что-либо имеют против него: чтобы устранить предубеждение, нужны некоторые околичности, как нужны умягчительные припарки перед втиранием мази.

Секрет подлинной распорядительности заключается в порядке, в распределении обязанностей и в расчленении разбираемого вопроса, если только членение это не слишком сложно. Не расчленяя, невозможно вникнуть в дело, а расчленяя чрезмерно, невозможно его распутать. Выбрать время — значит сберечь время; а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну. Всякое дело слагается из трех частей — подготовки, обсуждения или рассмотрения и совершения. Если надобно быстро выполнить дело, пусть лишь среднюю часть поручает многим, первую же и последнюю доверяет немногим. Обсуждение по заранее написанному плану большей частью способствует распорядительности, ибо, если даже этот план будет отвергнут, такое отрицание больше содержит положительных указаний, чем неопределенность, подобно тому как зола плодоноснее пыли.

Фрэнсис Бэкон 📖 Сочинения
источник
2020 November 27
Кочерга Витгенштейна
Гении и безумцы

Гениальность есть способность относиться вполне созерцательно, теряться в созерцании и свое познание, предназначенное собственно к услужению воле, освобождать от такого служения, т. е. совершенно упускать из виду собственный интерес, собственное желание, собственные цели и потому вполне отказываться на время от собственной особы, чтобы остаться чистым познающим субъектом, ясным оком мироздания.

«Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия»
источник
2020 December 19
Кочерга Витгенштейна
Проблема средств и целей

Люди трудятся, чтобы сделать побольше денег; они употребляют эти деньги на то, чтоб сделать еще больше денег, а цель — наслаждение жизнью — теряется из виду. Люди спешат и изобретают разные вещи, экономящие время. Затем они употребляют сэкономленное время опять на то, чтоб спешно сэкономить еще больше времени, и так до тех пор, пока не оказываются до того вымотанными, что им уже не нужно сэкономленное ими время. Мы оказались пойманными в сети средств и потеряли из виду цели.

Задача в том, чтоб понять смысл и назначение всякой деятельности и проистекающее из нее удовлетворение с точки зрения природы человека и присущих ему условий жизни.
источник
2021 January 02
Кочерга Витгенштейна
Подводить итоги года не буду. Лучше последую собственной недавно учрежденной традиции: сделаю подборку важных текстов, опубликованных за прошедшие полгода – мало ли, вы присоединились недавно или в свое время что-то пропустили.

Путеводитель за первую половину года – здесь, а за 2019 – здесь.

Объемные тексты:

Христианство и этика (7 [заметок – далее в круглых скобках будет только число заметок])
Христианство и Античность (5)
Нищета кинизма (5) и примыкаюшая к ней киническая теология онанизма
О главном минусе античной этики (4)
О критическом мышлении (4)
Либерализм и неомарксизм (4)
Этика и эстетика (4) с дополнением
О семейных ценностях (4)

Небольшие тексты:

О нерелигиозной сущности греческой культуры (2)
О пользе психологического консультирования
Два вопроса, на которые не может ответить никакая религия
О смысле объявления человека высшей ценностью (2)
Russian Lives Matter: о положении русского народа и левых технологиях
Космополитизм как высшая стадия национализма (2, раз и два)
Августин как религиозный революционер
Веселый текст о дачниках (2)
И новый – о символах и образах (3)

Краткие определения, различения и когнитивные искажения:

О «падении нравов»
О любителях древних тайн
О совете «заниматься любимым делом» (2)
О происхождении и сущности
О бессмысленности слова «кризис»
О главном различии мужчин и женщин
О лозунге «стань самим собой» – и примыкающий текст о виктимблейминге
Определения понятий долга и справедливости для канала Быть
Происхождение и смысл понятий совести и добродетели

Хочу сказать особое спасибо читателям, присылавшим донаты, и авторам каналов, делавших отсюда перепосты – я вам очень благодарен, друзья.

Всех с наступающим! 🥂
источник
2021 January 21
Кочерга Витгенштейна
Добро и зло

Философия, не стремящаяся навязать миру свое собственное понимание добра и зла, не просто ближе к истине; она — следствие более высокой этической позиции, чем та, которая — подобно эволюционизму и более традиционным системам — непрерывно оценивает Вселенную и хочет найти в ней воплощение сегодняшних идеалов.
источник
2021 January 23
Кочерга Витгенштейна
Persone – проект с книгами о философии, истории и лингвистике. Материалы публикуются с опорой на мнение лиц, обладающих учеными степенями.

Раз в неделю публикуются уникальные книги, которые мы сканируем самостоятельно.

В скором времени запускаются оригинальные подкасты.

Только лучшая литература.

Подпишись на наш Telegram-канал и получай только хорошие книги каждый день!
источник
2021 March 01
Кочерга Витгенштейна
Если вы хотите начать разбираться в таком сложном искусстве и научиться «читать» и понимать любую картину, даже не зная, кто ее нарисовал, а также выяснить:

Что такое кьяроскуро Караваджо и сфумато Леонардо да Винчи?

Кто из знаменитых художников любил копировать картины других не менее знаменитых художников?

Почему у Кузьмы Петрова-Водкина такая фамилия, и почему Ван Гог отрезал себе ухо?

И много других интересных фактов из мира искусства, подписывайтесь на канал Закройте свой гештальт.

Ещё тут встречаются простые и подробные обзоры на шедевры мировой художественной литературы. Книг, о том, как правильно воспитать ребёнка и котёнка, полюбить домашнюю уборку и влюбить в себя любого, тут не встретишь.
источник
2021 March 06
Кочерга Витгенштейна
Качественные афоризмы всегда высоко ценились великими умами всех эпох, потому что только афоризм способен за несколько секунд вдумчивого чтения зарядить сознание сильным импульсом и воодушевить (при условии, что читается он осознанно, а не машинально).

Толстой говорил: «Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений». А Свифт характеризовал их так: «Афоризмы подобны зажигательным стёклам — они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведениях писателей, и силою и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей».

На канале Личности мы восстанавливаем афоризмам незаслуженно утраченное величие, возвращая их в область Искусства, откуда Интернет, спешка и неразборчивость их изгнали, стерев различия и смешав с пацанскими, ванильно-приторными и бизнес цитатами.

Загляните, присмотритесь, присоединяйтесь, потому что качество, свежесть и ювелирный подход ставятся здесь выше всего. @ulichnosti
источник