ГОЛЫЙ РАСЧЕТ
Юлия Зайцева, литературный агент Алексея Иванова написала пост о том, как рассчитывается гонорар писателя. Послушаем профи.
Мне в личку приходит много писем с вопросом, как рассчитать гонорар писателя. Можно ли надеяться, что после публикации первой книги в серьезном издательстве, писатель сможет полностью посвятить себя творчеству и забыть о поиске дополнительных заработков. Отвечу здесь, чтобы потом просто отправлять ссылки на этот пост.
Писатель обычного уровня с точки зрения продаж (а не качества текста) – это тот, чьи книги издаются тиражом около 3000-5000 экземпляров. Этот тираж, как правило, продается несколько лет.
Роялти (процент с продаж) у таких писателей – 8-15% от отпускной цены книги. Отпускная цена – это не 500 рублей в магазине, а примерно 150-200 рублей на складе в издательстве. Таким образом, максимально возможный гонорар писателя за один экземпляр легко посчитать: 200 рублей *на 15% роялти = 30 рублей за 1 экземпляр.
Умножьте это на максимальный тираж в 5000 тысяч, не забудьте вычесть гонорар среднего литературного агентства (10-20%) и налог (6% - если писатель зарегистрировал ИП и перешел на упрощенную систему налогообложения) – и получите чистый доход писателя за одну книгу. Максимально это будет 125 000 рублей.
Из этой суммы придется еще заплатить бухгалтеру за ведение ИП и банку за обслуживание счета.
У топовых (опять же с коммерческой точки зрения) писателей, совсем другая арифметика. Тиражи в среднем - 30000-50000 экземпляров только за первый год продажи новой книги, роялти примерно 20-30%, и в итоге гонорар за одну книгу будет выше как минимум в 20 раз.
Еще прибавьте к этому продажу прав на экранизацию (20-150 тысяч $), театральные постановки, переводы (2-50 тысяч $, в зависимости от языка), аудио и электронную версии книги (в среднем 5-10 тысяч скачиваний в год). Кроме того, учтите, что, скорее всего, книга станет лонгселлером, и каждый следующий год издательству придется допечатывать дополнительно 5000-10000 экземпляров и выплачивать автору еще роялти.
Отсюда вывод. Быстрый старт в профессиональную лигу (с точки зрения заработка, а не качества текста) возможен только если у вас в запасе есть несколько произведений. А это значит, что вы не ждете первой публикации, а параллельно с поиском издательства для дебютной книги пишете вторую и третью.
Во-первых, это будет дополнительным аргументом для издательства, которое увидит, что перед ним не автор одного произведения, а долгоиграющий «проект». Во-вторых, публикация нескольких книг в короткий срок создаст комулятивный эффект, и, возможно, приведет к росту стартовых тиражей.
К моменту выхода первой книги у Иванова уже было 3 готовых романа («Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы»). Их издали один за другим. О новом авторе сразу заговорили, и следующий роман «Золото бунта» вышел стартовым тиражом в 50 тысяч.
Источник