#папачитает
Актуальный роман. Инструкция по применению. Смешать и читать.
Мы шутили-шутили, про "Среднюю Эдду" и "Бывшую Ленина", вышедшие в
@shubinabooks, связывали их нитями ироничных перевертышей. А в действительности, два романа — элементы одного полотна. Удивительно (но скорее — закономерно), что действие обоих романов идет в параллели, и тем, кто прочтет оба романа, предстанет объемный мир, развернутый к читателю гранями актуальных проблем, драматургических поворотов и скрытых смыслов.
Чтение — процесс интуитивный. Мы не задаемся вопросом, почему один текст оживляет в голове образы и эмпатические переживания, а другой — нет. Чтение "Средней Эдды Дмитрия Захарова и "Бывшая Ленина" Шамиля Идиатуллина в параллели (или поочередно, в этом случае начать стоит с "Лениной", после перейти к "Эдде") обогащает читательский опыт и разворачивает образы, раскрывающиеся объемным надтекстовым смыслом.
"Бывшая Ленина" — это макро версия "Средней Эдды", приближенная до локального человеческого конфликта. Макро версия актуальности, увеличенная до размеров маленького, вымирающего города. Те же проблемы, что и в "Эдде" те же политтехнологии, локализованные до таких масштабов, чтобы драматургия одиночества кристализоваллась отчетливым отчаянием, читалась с надрывом, вышибала, если хотите, слезу.
Идиатуллин мастер драммы рабочего класса. Читая "Бывшую Ленина", мы читаем о жизни, не пропущенной сквозь глянцевую призму глянцевых журналов-однодневок — это передовица региональных газет. "Средняя Эдда" в свою очередь — пригламуренная [вспоминаем Бэнкси] макро версия нашего государства. Здесь — замазанные политики, подмазанные политтехнологи. Эдда — метафора, для развертывания которой нужно лишь посмотреть между строк. "Эдда" в меру пригламуривает повседневный быт, в меру рихтует.
В "Эдде" — те же проблемы, что и в "Ленина", но под более острым (ставки выше, взятки больше) углом. Острота так отчетлива, что приводит к убийствам. Бывшая Ленина — драма. Средняя Эдда — политический триллер. Обе книги — переменные одного уравнения, имя котрому — актуальный роман.
Читать книги, выстраивая обьемную вселенную (пусть авторы и не сговаривались писать одну и ту же историю с разных сторон, но все же написали) — ни с чем не сравнимое удовольствие, ведь обьемный герой, как мы знаем из учебников — живой герой. А объемный роман (сотканный пока что из двух текстов, но ведь будут еще, и мы, читатели встроим грядущие в матрицу восприятия) — метароман, оживляющий мир, в котром мы сами живем. Мы не привыкли актуализировать собственную повседневность и смотреть на нее со стороны. Не привыкли отстраняться. И, что уж лукавить, смотреть на самих себя критическим взглядом. Шамиль и Дмитрий помогают отстраниться и посмотреть. Оценить происходящее "здесь и сейчас" под новым [конечно же, острым, а значит и цепляющим нервы] углом.