🇨🇾 Кипрская компания как Российский налоговый резидент
Партнер KPMG Russia Виктор Калгин рассуждает:
Очевидно, что у такой структуры есть свои плюсы и минусы.
Из плюсов:
• Возможность реинвестировать прибыль через холдинговую компанию без дополнительной налоговой нагрузки. Об этом сказано в новости про MD Medical Group – экономия на налоге у источника 5%, которую иначе пришлось бы заплатить с дивидендов, выплачиваемых на Кипр. Правда, неясно, почему эту же проблему нельзя было бы решить с помощью российского холдинга – но, наверное, здесь могли возникнуть свои сложности.
• Уходит проблематика фактического права на доход при платежах из России в адрес холдинговой компании.
• Можно применять разные последствия к разным группам акционеров «на выходе» из холдинговой компании – например, «сквозной подход» для российских акционеров и «стандартный» к иностранным. Возможность дифференцировать проходящие через единую иностранную холдинговую компанию, по меньшей мере, не очевидна.
• Это способ управлять рисками российского резидентства на будущее. Необходимость проводить советы директоров на Кипре, поддерживать там присутствие и т.п. отпадает.
Из минусов:
• Из дивидендов миноритариям и владельцам обращающихся акций (free float), скорее всего, придётся удерживать 15%. Об этом говорится в новости про HeadHunter Group PLC – при переходе с Кипра в Россию фактически выплачиваемая акционерам сумма дивидендов снижается.
• Возникает вопрос исторических рисков. Если раньше были признаки налогового резидентства в России (российские директора, принятие решений от имени иностранной компании в России и т.п.), то с регистрацией в России эти исторические риски станут более «осязаемыми».
• У иностранной компании могут быть другие доходы, кроме дивидендных – они будут облагаться по российской ставке. Плюс возможны последствия по НДС – например, если этой иностранной компании оказываются консультационные и т.п. услуги из России. Как минимум, нужна ревизия и реструктуризация деятельности.
Так или иначе, решение интересное и в последнее время, похоже, становится всё более популярным.