"Остафьево". "Самолет". Эскроу
Это история не о том, какой плохой девелопер "Самолет". И не о том, какие банки - злыдни. Это история о том, как до сих пор не налажена на рынке новостроек работа со счетами эскроу и в чем, собственно, проблема.
В чем проблема эскроу в "Остафьево"?
2-я очередь ЖК
(корпуса 7-10) строится с использованием эскроу-счетов. Сначала банком-партнером был Сбербанк, сейчас им выступает ВТБ. Ключи от квартир в корпусах 7-8 должны были передать дольщикам до 30.11.2021 г., в корпусах 9-10 - до 31.01.2022 г. В июле 2021 г. застройщик начал рассылать дольщикам уведомление о переносе сроков выдачи ключей на 28.02.2022 г. с приложением дополнительного соглашения (ДС). В ДС указана только дата передачи объекта 28.02.2022 г., но ни слова об изменении сроков депонирования средств на счете эскроу в договоре 🤷♀️.
Дольщики обратились в банки (Сбер и ВТБ), где у них открыты счета. Сбер пояснил, что если застройщик пришлет в банк обновленную проектную декларацию, то банк автоматически перенесен срок депонирования. В ВТБ же сообщили, что
изменение срока депонирования возможно, только если в банк будет предоставлено ДС между дольщиком и застройщиком об изменении срока депонирования.
Дольщики подготовили свой ответ застройщику с готовностью подписать ДС при условии уменьшения стоимости договора на сумму неустойки и приложили проект ДС, в котором изменили срок передачи объекта, срок депонирования и уменьшили стоимость договора на сумму неустойки за нарушение сроков строительства и направили его в адрес застройщика. "Самолет" какого-либо письменного ответа не это письмо дольщикам не дал. Ограничился только отправкой электронного сообщения от претензионного отдела с сообщением о том, что ДС не подлежит внесению изменений.
К слову, дольщики, которые пошли на условия "Самолета" и подписали ДС в редакции застройщика, также не получили решения ситуации: они направили подписанные ДС по юридическому адресу застройщика, но они месяц пролежали на почте и вернулись дольщикам обратно.
Что теперь?
У дольщиков с застройщиком и банками образовался замкнутый круг:
▪️Сбер говорит, что застройщик не направил им проектную декларацию с перенесенными сроками передачи квартир, застройщик говорит, что все в банк предоставил.
▪️ВТБ сообщает, что перенесет срок депонирования только только после предоставления ДС между застройщиком и дольщиком с новыми сроками депонирования.
У части дольщиков окончание срока депонирования совпадает с первоначальной датой передачи квартиры - 30.11.2021 г. И сейчас они находятся в непростой ситуации:
1️⃣ чтобы сохранить право на взыскание неустойки, ДС в редакции застройщика не подписывают;
2️⃣ подписание ДС в редакции застройщика тоже не гарантирует продления срока депонирования, так как застройщик либо не получил это ДС (вернулось обратно дольщику), либо не регистрирует его в Росреестре.
Руководство "Самолета" с дольщиками никакой работы по этому поводу не ведет. Каких-либо разъяснений либо уведомлений дольщикам не отправляет. В переговоры с инициативной группой дольщиков не вступает 🙈🙈🙈. Ни банк, ни застройщик каких-либо документальных подтверждений о продлении сроков депонирования не предоставляют. Каких-либо подтверждений о направлении каких-либо документов друг другу тоже не предоставляют.
⌘ ⌘ ⌘
Практика использования девелоперами эскроу в качестве угрозы для дольщика уже известна рынку. В соответствии с 214-ФЗ обязательства дольщика считаются выполненными с момента зачисления денежных средств на эскроу-счет, но закон ничего не сообщает о том, что будет, если дольщик зачислил на эскроу-счет денежные средства, но они были возвращены по причине нарушения сроков строительства застройщиком. Как быть в этой ситуации, когда дольщику нужны не денежные средства, а исполнение обязательств от застройщика по своевременной передаче квартир?
Надеюсь, закон действительно скоро
доработают, и мы получим ответ.
Также я надеюсь, что "Самолет"-таки выйдет на связь с дольщиками ЖК "Остафьево". Вы же клиентоориентированный девелопер, верно?
@novostroyman