И о Победе: лично мне всегда интереснее всего наблюдать не за официальными, а за частными идеологическими манифестациями (не только применительно к теме Победы, разумеется, - но сейчас я о Победе); я для себя придумала термин «новые празднующие»*, и он очень мне помогает. Мне, например, важно напоминать себе, что каждый год мы видим, среди прочего, значимое количество людей, искреннее демонстрирующих в окрестностях 9 мая свои взгляды и эмоции в рамках официально заданного дискурса; их взгляды и эмоции могут казаться нам крайне неприятными (и мы можем считать их полностью сформированными официальной пропагандой), но я совершенно допускаю, что за «Можем повторить!» и «На Берлин!» может стоять вполне цельная система мнений, подкрепленная вполне интенсивным переживаниями - и мне интересно узнать, какими. Понятно, что существует огромное множество категорий «новых празднующих» (как всегда, с 1945 года, существовало огромное множество категорий празднующих - и не-празднующих - 9 мая: у миллионов людей на территории СССР эта дата вызывала очень, очень разные чувства, и предположение, что для всех жителей страны поголовно это был «праздник со слезами на глазах» - тоже, если я правильно понимаю, пропагандистское, только постарше). Те, кто находится, например, на другом конце спектра, - то есть те, для кого 9 мая - чистейшая формальность и дополнительный выходной, - мне интересны ничуть не менее: скажем, как и в каких праздничных обрядах, частных или коллективных, они волей-неволей участвуют и какие чувства испытывают по этому поводу? Мне вообще много чего хотелось бы понять про «новых празднующих» (любых): механики приобщения к торжеству и элементы обрядовости (цветы к Вечному огню? Ленточка на антенне автомобиля или на шее у собаки***? Десятки других практик, почти не замечаемых медиа?), степень эмоциональной вовлеченности, нарративы рационализации поступков, роль официального мифа и мера доверия ему, степень общественного давления и степень влияния ближнего социального круга, восприятие символики, сохранение или отторжение семейных практик - и так далее. Вот что: нет ли у нас антрополога или «новейшего историка», который занимается этой темой и дал бы мне интервью? Хочется взвешенного разговора о том, что происходит с «Победой» на индивидуальном, а не на государственном уровне. Если есть такой человек, - подскажите мне, пожалуйста? Я была бы очень благодарна.
——
* Тут есть, конечно, возрастная специфика - но, мне кажется, не только она;
** С ленточками, насколько я понимаю, отдельная прекрасная тема: символ теряет сакральность и меняет смысл, узус и т.д.
*** Происходит естественный, если я правильно сужу, процесс «ретроизации», ритуализации истории и памяти - и все это у нас есть возможность наблюдать; в чистом виде подарок. Мне лично, например, от происходящего крайне некомфортно - мое собственное отношение к WWII крайне эмоциональное и глубоко идиосинкратическое, - но я напоминаю себе, что торт «Наполеон» у меня в горле вроде не застревает. Терпи и тут.