Итак, дорогие друзья. Устраивать тут тоталитарное государство с правилами, запретами и следствием, кто что сказал и в чем виноват – очень не хочется. Давайте предположим, что многие ходят сюда за психологической поддержкой и помощью. И давайте попробуем использовать тут правила псхиотерапии. Расклад такой: кто пришел и задал тему, тот в этом конкретном диалоге – клиент, все остальные – его терапевты, и пусть пожалуйста ведут себя как терапевты. Я никого не могу и не буду заставлять так себя вести, но я предлагаю социальный эксперимет. Давайте, попробуйте тут тренироваться в таких отношениях. Возможно вам это поможет в реальной жизни или в работе.
Первейшее правило, которое там написано:
Клиент должен переживать в терапии другой ! и более конструктивный !!! опыт, чем в своей повседневной жизни.
Далее:
- Терапевт может и должен ставить под вопрос разные утверждения клиента, но он всегда должен делать это вежливо.
- Терапевт должен стараться не объединяться с клиентом против третьих лиц.
- Страдания и проблемы клиента могут ставиться под вопрос и обсуждаться, но не должны оесцениваться.
- Терапевт может выдвигать разные предложения, как поступить, но решает, по своим ощущениям и возможностям, клиент. Если клиент не готов последовать совету (даже если совет очень конструктивный и полезный), значит он не готов.
- Цель терапии в том, чтобы клиент по возможности не повторял болезненный опыт, и переживал его легче. Но терапевт может только советовать. Испытывать советы в жизни – дело клиента.
- Клиент пришел на терапию, значит он должен быть готов к тому, что ему скажут мнение, отличное от его. И вообще должен быть готов к разговору о теме, которую он завел.
(Это, как мне кажется, полезно вспоминать. Когда челоаек заводит тему, но на любые мнения, отличные от него, реагирует очень агрессивно, и особенно фразами вроде «а ты не рассказывай мне, как мне лучше». Если ты пришел обсуждать сюда что-то, будть готов к тому, что тебе кто-то посоветует, как тебе лучше. (Но можешь ведь не принимать и не выполнять.)
- Терапевт не должен оценивать клиента. Он не должен вешать на него свои морально-этические ярлыки, и осуждать его за его поступки и мысли. Т.е. можно конструктивно поговорить о том, что одно – нелегально, а другое, например, очень многими окружающими будет воспринято вштыки и принесет клиенту много неприятностей, но при этом сам терапевт не должен осуждать клиента за что-то, на основании того, что это не совпадает с его личными взглядами, идеалами и принципами.
- Надо помнить, что в целом клиент пришел к терапевту, чтобы они создали терапевтический альянс. Т.е. изначальная щадача – на время разговора объединиться в команду, которая вместе ищет, как сделать так, чтобы клиенту стало лучше и легче.
- Терапевт несет на себе часть отвественности за то, чтобы клиенту стало легче. Клиент тоже несеть часть отвественности, и должен быть готовым к диалогу. Изредка можно просто хотет поплакать и получить сочувствие, но глобально не это цель терапии, а конструктивный диалог.
- Терапевт помогает клиенту заметить, где он погряз в каких-то клише и видит ситуацию слишком узко. Терапевт имеет право призывать клиента к тому, чтобы он согласился рассмотреть другие взгляды на свою ситуацию. (Он не обязан принять, но ему было бы полезно их увидеть и хотя бы признать их существование.)
- Если клиент несколько раз повторяет один и тот же запрос или жалобу, необходимо вместе сформулировать «рабочее задание» - для чего эта тема тут все время поднимается. К чему клиент хочет тут прийти. (Чтобы не повторялись бесконечные жалобы на ситуацию, над улучшением которой клиент на самом деле не хочет работать.)
- Терапевт не предписывает клиенту, как он должен думать или действовать. Он только предлагает варианты.
- Если клиент не отвечает на конструктивные вопросы и не дает терапевту понятных информаций, терапевт не сможет помочь искать подходящее решение. Таким образом клиент сам тоже ответственен за то, чтобы терапевт смог ему помочь.