Всего четыре основных риска действуют сейчас для российской экономики. Главный экономист Всемирного банка по России
Дэвид Найт перечислил угрозу развития пандемии, инфляцию, потенциальное введение санкций и энергопереход в качестве таких рисков.
В целом, ничего нового. Пандемия давит на всю мировую экономику, хотя во Всемирном банке считают, что негативное влияние в РФ сильнее, чем в ряде других стран, хотя и не отмечают точно в каких именно. Очевидно, что пандемия коронавирусной инфекции замедляет деловую активность и оставляет возможность введения новых ограничений в будущем, но Россия в целом прошла 2020 г. достаточно спокойно. ВВП РФ упал в прошлом году на 3,1%, тогда как мировая экономика сократилась на 4,2%, экономика США – на 3,5%, ВВП Германии стал меньше на 4,9%. При этом в 2021 г. российская экономика вырастет на 4,3-4,5%, как ожидают в Минэке и ЦБ.
Что касается инфляции, то, по данным Росстата, в ноябре годовая инфляция составила 8,4%, и это максимальное значение с января 2016 г. В ВБ признают, что Банк России предпринимает своевременные усилия для замедления инфляции, и проблема связана с большой территорией России, что делает более сложной оценку последствий от разрыва цепочек поставок. Повышение ключевой ставки должно способствовать снижению инфляции, в самом ЦБ прогнозируют возвращение к 4-4,5% к концу следующего года, так что ценовое давление будет ощущаться не так сильно. Во Всемирном банке не исключают риск неожиданного всплеска инфляции в следующем году, что окажет негативное влияние на экономику, так как ЦБ вынужден будет дополнительно ужесточать денежно-кредитную политику. С другой стороны, рост инфляции наблюдается во всех крупнейших экономика мира, эта проблема характерна не только для России. В США, например, инфляция в ноябре достигла 6,8%, что является рекордом с 1982 г., и единственная реальная возможность ее снижение – ужесточение денежно-кредитной политики.
Что касается введения новых санкций, то эти риски весьма размыты. Разговоры и слухи о новых санкциях против России появляются постоянно, но обычно последние пакеты ограничений включают в себя несколько фамилий и организаций. До полноценных новых секторальных санкций или ограничений по госдолгу вряд ли дойдет дело, так как риск сильного негативного воздействия на экономику стран ЕС и даже США слишком велик.
Аналогичная ситуация с энергопереходом. Этот риск представляет угрозу только в долгосрочной перспективе, его влияние пока невозможно оценить даже приблизительно. Кроме того, в октябре правительство согласовало стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 г. Достижение углеродной нейтральности ожидается в 2060 г.
Вот и получается, что из всех рисков остается коронавирус и инфляция. С первым постепенно удается бороться с помощью кампании по вакцинации, в настоящий момент полностью привиты 48% граждан (70,8 млн человек), а со вторым воюет ЦБ, повышая ключевую ставку, и место для маневра еще есть.