В этот день, в 2005 году в Санкт-Петербурге открылась станция "Комендантский проспект". Длина пускового участка - 2,65 км.
«Комендантский проспект» — колонно-стеновая станция глубокого заложения, ряды колонн в центре подземного зала прерываются участком сплошной стены. Колонны, расположенные по обе стороны зала, соединены между собой в аркады, а проходы оформлены под арки.
Александр Константинов, главный архитектор проекта станции, говорит, что авиация выбрана в качестве темы оформления неслучайно: «На этом месте был знаменитый Комендантский аэродром, откуда совершали полеты пионеры российской авиации, и мы хотели напомнить горожанам об этом, поэтому главный цвет станции — синий, цвет неба». Действительно, основные цвета вестибюля — голубой, синий, белый.
«Это настоящий подарок болельщикам „Зенита“», —
шутила молодежь. Изначально в отделке планировалось использовать мрамор, но впоследствии природный камень заменили нетрадиционными материалами. Впервые в истории петербургского метрополитена в облицовке стен и потолка станции использовали металлокерамические плиты «Alpolic». Колонны облицованы металлокерамическими панелями бежевого цвета, фальш-панели, скрывающие светильники, — темно-синего, путевые стены — голубого, своды — белого. А вот цоколи путевых стен и колонн по-прежнему отделывались гранитом. Пол станции украшает сложный по композиции орнамент, созданный из пяти сортов гранита разных цветов и оттенков.
В торце станции — крупное яркое многоцветное мозаичное панно, Александр Быстров назвал его «Мечта о небе». Наверное, это первый художественный сюжет в петербургском метро, который несет радость и смех, а не помпезность или идеологию. На нем изображен медведь с балалайкой, летящий на воздушном шаре, сшитом из цветных деревенских одеял.
С собой в полет медведь взял друзей, развеселых музыкантов с дудочкой, гитарами и самоваром, которые на радостях едва не вываливаются из корзины. Композиция символизирует фольклорное представление о небе российского человека. «Взгляните, сколько лихости в движениях, в улыбке мужика, напоминающего Илью Муромца! — говорит автор мозаики Александр Быстров — Понимаете, сюжеты с политическим подтекстом пускай останутся в истории. Мне и моим коллегам хотелось создать нечто иное. Чтобы пассажиры подземки, взглянув на панно, улыбнулись. И с этой улыбкой вспомнили, какими наивными были те, кто на самодельных крыльях пытались взлететь подобно птице или на шаре из бычьих шкур шагнуть в поднебесье.
Ведь даже в самые трагические моменты жизни, даже в Великую Отечественную, рядом с грохотом пушек был юмор. Вспомним Василия Теркина, фильмы „Два бойца“, „В бой идут одни старики“...». На вопрос, почему кот черный, художник отвечает: «А вы помните слова из некогда знаменитой песни? “Только черному коту и не везет!” Своим мозаичным лубком мы утверждаем обратное: никакой черный-пречерный кот, наперекор всем мрачным приметам, не помешает нам оторваться от матушки Земли и взглянуть на нее с высоты птичьего полета. А затем на радостях плясать и петь частушки о свершенном чуде».