Официальной датой открытия Бакинского метрополитена считается 6 ноября 1967 года, именно в этот день он был принят государственной комиссией. Однако для пассажиров метрополитен открыл свои двери лишь 25 ноября. Открытие метро было приурочено к 50-ти летней годовщине Октябрьской Революции.
Баку стал пятым городом в Советском Союзе, где общественный транспорт обогатился таким удобным и комфортным средством передвижения, как метрополитен, - после Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. Однако, при этом Баку стал первым среди всех исламских городов всех стран мира - и социалистических, и капиталистических, где открылось метро. Для сравнения: в Ташкенте метро появилось в 1977 году, в Каире, городе, который уже тогда был мегаполисом, - в 1987-м, в Анкаре - в 1996-м, в Тегеране - в 1999-м, в гигантском Стамбуле, тоже мегаполисе, - в 2000-м, в Казани - в 2005-м, в Алматы - в 2011-м.
На начало 2018 года метрополитен состоит из 3-х действующих линий общей протяжённостью 36,63 км с 25 станциями. Все линии обслуживаются единственным депо - ТЧ-1 "Нариман Нариманов" (или депо имени Наримана Нариманова). В настоящее время ведётся строительство новых станций третьей линии, а также второго депо ТЧ-2 "Дарнагюль".
Столица Азербайджана расположена на западном побережье Каспийского моря и вместе с пригородами занимает почти весь Апшеронский полуостров. Ядро города, полукольцом опоясав Бакинскую бухту, протянулось на 24 км от Зыхской косы на востоке до Шаховой - на западе.
Станции Бакинского метро бывают 4-х типов: 7 из 8 станций глубокого заложения - пилонные, одна - однопролётная; 13 из 16 станций мелкого заложения - колонные трёхпролётные (однако, конструкции этих станций различаются); оставшиеся три станции - односводчатые. Также в Баку есть одна открытая наземная станция - "Бакмил", являющаяся уникальной по многим параметрам станцией метро на территории бывшего СССР.
Бакинский метрополитен во многих случаях уникален. Его принципиальное отличие от остальных метрополитенов на пространстве бывшего СССР заключается в том, что здесь нет замкнутого движения по отдельным линиям. В метрополитене существуют четыре маршрута движения поездов по "основной" линии. На каждой станции есть световые указатели, показывающие, куда следует очередной прибывающий состав.
Поскольку в Бакинском метро движение осуществляется по маршрутам, то разделение на линии условное. Независимо поезда-"челноки" эксплуатируются только на двух участках: "Джафар Джаббарлы" - "Шах Исмаил Хатаи" и "Мемар Аджеми-2" - "Автовокзал". По так называемой "основной" линии поезда следуют по маршрутам: "Дарнагюль" - "Ази Асланов", "Дарнагюль" - "Бакмил", "Ичеришехер" - "Ази Асланов", "Ичеришехер" - "Бакмил". Тем не менее, условное деление на линии существует. В настоящее время на так называемой Красной линии ("Ичеришехер" - "Ази Асланов") длиной 18,80 км расположены 13 станций, на Зеленой линии ("Хатаи" - "Дарнагюль"), первая станция которой была сдана в эксплуатацию в 1968 году, длиной в 15,54 км - 10 станций. В недалёком будущем участки "Дарнагюль" - "Низами" и "Джафар Джаббарлы" - "Шах Исмаил Хатаи" будут объединены в полноценную линию, однако на настоящий момент прямого движения не осуществляется, тем не менее, де-юре эти участки всегда являлись одной линией.
19 апреля 2016 года сдана в эксплуатацию третья Фиолетовая линия с двумя станциями ("Автовокзал" и "Мемар Аджеми-2"). Расстояние между ними составляет 2,07 км. В настоящее время метрополитен имеет 2 пересадочных станции. В Бакинском метрополитене эксплуатируются составы из 5 вагонов, именно на приём стольких вагонов рассчитаны станции первых двух линий. А станции Фиолетовой линии рассчитаны на приём семивагонных составов, но в связи с небольшими (пока) потоками, эксплуатируются на ней сейчас пятивагонные составы. На долю метрополитена приходится около 30% общегородских перевозок.
Более подробно читайте на сайте:
http://www.mirmetro.net/baki/history