Сегодня 160 лет со дня рождения Шалома Алейхема (он родился 2 марта 1859 года, то есть 15 марта по новому стилю). Его называют самым известным еврейским писателем, критики писали, что он «еврейский Марк Твен». Марк Твен, кстати, в ответ на это пошутил, что это, наоборот, он - американский Шалом Алейхем. Но наследие Шалома Алейхема-писателя невозможно отделить от наследия Шалома Алейхема-просветителя.
Соломон Наумович Рабинович, взявший писательский псевдоним Шалом Алейхем, был из тех людей, темп и интенсивность жизни которых в разы быстрее, чем у других людей. Шалом Алейхем задумал, ни много, ни мало - изменить мир. По крайней мере, близкий ему еврейский мир. Он всю свою жизнь посвятил просветительству. Возможно, ему были близки просветительские идеи Хаскалы (Гаскалы), сторонники которой выступали за языковую и культурную ассимиляцию европейского еврейства, при этом, благодаря им возникла и новая литература на иврите, и гебраизм (движение за возрождение иврита), и идишизм, и сионизм. Сторонники Хаскалы назывались маскилим (просвещенные) и в Восточной Европе они стремились не ассимилировать полностью еврейский народ (как было в Германии или Франции), а сохранить национально-религиозные особенности и при этом принести просветительские ценности в массы, поменять мировоззрение на более прогрессивное.
Шалом Алейхем действовал именно как маскилим: сначала работал репетитором, затем был «казенным раввином» в Лубнах, а ещё в 15 лет, прочитав «Робинзона Крузо», твёрдо решил стать писателем. Сначала писал по-русски и на иврите, затем выбрал идиш - его «целевая аудитория» говорила, в основном, на этом языке. Начав печататься и получив некоторую известность, молодой писатель стал выступать перед читателями - так его могли услышать даже те, кто совсем не умел читать. Он выступал непрерывно, в разных городах и странах, до самой смерти. Писал стихи, романы, пьесы, рассказы, фельетоны. Главное - он хотел привить массовому читателю вкус к хорошей литературе, а не к бульварному чтиву, вызвать любопытство и стимулировать желание получать знания.
Никогда он долго не жил на одном месте, никогда у него надолго не задерживались в руках деньги. Получив от тестя в наследство приличный капитал, Шалом Алейхем тут же начал издавать альманах «Ди идише фолксбиблиотек», выпускал журнал «Кол мевассер», печатал молодых еврейских авторов и платил им гонорары... И ещё играл на бирже - неудачно. Деньги быстро закончились, зато на этом опыте были написаны «Менахем-Мендл» и некоторые рассказы, и появился яркий литературный образ местечкового еврея, который пытается разбогатеть, терпит поражения, но никогда не теряет надежды.
Вообще, надежда - то, что наполняет все произведения писателя. Надежда освещает самую беспросветную жизнь в местечке или в эмиграции, добрый юмор смягчает самую трагическую ситуацию, всегда добавляя смех к слезам. Его герои простые люди со сложными судьбами. Побывав и бедным, и богатым, он всегда вставал на сторону бедных. И всегда убеждал их, что выход есть - нужно только хорошо поискать, постараться. Потому книги Шалома Алейхема живут так долго. А дела, начатые им, продолжаются и сегодня. Такой участи можно только позавидовать.
Правда, почти совершенно ушёл из литературы его любимый идиш. Но это уж никак не зависело от Шалома Алейхема. Как сказал один замечательный литературовед: «Идиш исчез потому, что Гитлер уничтожил читателей, а Сталин - писателей». Но книги «еврейского Марка Твена» продолжают существовать на самых разных языках: на русском, на иврите, на украинском, на английском...