АЕ
Кроме того, обе стороны скорее согласны, что чтобы быть правовыми, процедуры поддержания правопорядка должны быть предсказуемыми и последовательными, что требует единства схемы их отправления для всех участников. Минархисты отмечают, что такое единство на территории -- и есть государство. Анкапы скептичны, и говорят что единство может принимать много форм, например системы аппеляций, плюс может и не будет никакой территориальности.
По обоим вопросам, спор больше о том, является ли государство адекватным или необходимым инструментом обеспечения правопорядка, к которому обе стороны стремятся. Разногласия скорее не имеют насущных последствий, пролегают больше на уровне эстетики и риторики. Никакой речи о том, что является более "полноценным" либертарианством тут нет, вопрос только в методах достижения либертарианского правопорядка.
Например:
1. в рамках логики минархизма, критически надо самим контролировать власть, чтобы не сводить все желаемые изменения к шагу вперёд и двум назад. В логике анкапа не важно кто последний переведёт систему к контрактным юрисдикциям, в принципе это и Путин можно сделать чтобы успех английской королевы повторить, сохранившей голову и относительный статус в отличие от Романовых и Габсбургов, к примеру. Если нам дадут возможность разойтись по своим контрактным юрисдикциям, то в других могут быть сколько угодно тоталитарные порядки и своя атмосфера, достаточно чтобы они не агрессировали на нас.
2. практика также будет сильно из этого различаться, например в логике минархизма любая приватизация благо, в логике анкапа нет, поскольку государство рассматривается не как злобное недоразумение - ночной сторож, а как корпорация, разбазаривание активов которой не несёт само по себе ничего хорошего. От того что завтра Газпром перестанет быть государственным минархист обрадуется, а анкап не обязательно, поскольку в рамках контрактной юрисдикции не было бы ничего предосудительного сохранять собственность миноритарными акциями над этим Газпромом, важно лишь чтобы им всё не ограничивалось и конкуренция не блокировалась.
3. Отсюда крайне далеко идущие возможные различия в тактике и стратегии вытекают, в рамках которых минархизму нужно воевать с текущим правительством и вытеснять его полномочия, а анкапу достаточно будет просто перестроить их осуществление, для смещения к многовариативности выбора.
Для минархиста текущий патернализм и страсть избирателей к большому правительству это непреодолимое препятствие, в рамках которого надо ломать психологию избирателей через колено или заявлять что народ не тот. Анкапу без разницы, даже если нас будет окружать стадо каннибалов - достаточно чтобы они согласились на вредность монополии и позволили нам по разным юрисдикциям разойтись.
Поле вопросов в которых минархисту надо прийти к успеху и переубедить общество много больше и сложнее - что нужна свободная торговля, минимальное регулирование, отмена социального государства и вот это всё, столь противоестественное для нынешнего обывателя стермящегося к ровно противоположному. Для анкапа достаточно победы одного очевидного тезиса, что конкуренция лучше и эффективней монополии - то с чем сегодня в общем-то никто не спорит и все с этим согласны, просто не распространяют это понимание на государственные услуги.