Size: a a a

🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия

2019 March 09
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
источник
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
источник
2019 March 18
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Вот это поворот!

18 марта в Любляне пошел снег...

Если я не ошибаюсь, в феврале всего лишь несколько раз он начинал падать, но тут же заканчивал и таял.

Такие вот погодные метаморфозы в этой нашей Словении происходят!
источник
2019 March 19
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Несмотря на то, что Словения традиционно возглавляет европейские и даже мировые рейтинги, связанные с безопасностью, есть здесь один аспект, который не может не пугать.

Словения — страна очень лесистая, и у многих в первую очередь ассоциируется с природой. Не зря. Но здесь очень много диких животных, кровь которых — излюбленная пища клещей.

Многие недооценивают эту угрозу, но она колоссальная.

Если вы не интересовались вопросом — в двух словах расскажу, что наиболее опасным вирусом, который содержится в слюне клещей, является менингоэнцефалит. Всего за неколько дней после укуса он может привести даже к смерти, но чаще делает людей инвалидами.

Куда выше вероятность заболеть боррелиозом (болезнью Лайма). И в Словении лаймовых клещей прям очень много. К счастью, эта болезнь не настолько опасная (если ее не запускать), но крайне неприятная. Потому о мерах предосторожности забывать нельзя.

Тем более, от боррелиоза нет прививки, в отличие от энцефалита.

Собственно, этот пост именно о прививках.

В начале марта мы всем семейством, как изначально и планировали, первый раз привились от энцефалита.

Еще на первом осмотре дочери в поликлинике высказали врачу свое желание сделать эту прививку, и ее записали на конкретное время (через месяц).

Сами же сделали спустя несколько дней без очереди в Zavod za varstvo pri delu (современненькая такая больничка, кстати), хотя привиться можно было практически где угодно.

Схема такая: первую прививку желательно сделать до начала сезона клещей — в январе-феврале. Вторая — минимум через 1 месяц, максимум — через 3.

Поскольку мы делали аж в начале марта, у дочери вторая прививка по плану 10 апреля.

Нам тоже посоветовали не тянуть, а сделать вторую ровно через месяц.

Между 1-й и 2-й, насколько мы понимаем, особой защиты еще нет, потому и рекомендуется начинать зимой, пока клещи спят.

Но на этом схема не заканчивается. Через год после первой прививки необходимо сделать третью, через 3 года — четвертую, а далее прививаться каждые 5 лет.

Несмотря на то, что звучит это довольно сложно, на самом деле все просто и быстро, особенно в условиях маленького города типа Любляны.

Мы выбрали Zavod za varstvo pri delu, потому как там не нужно заранее записываться и ждать. Приезжаешь в рабочий день до обеда, делаешь прививку, сидишь 15 минут в холле (они просят подождать на случай реакции, которая случается крайне редко) — и едешь домой.

Никаких ограничений при этом не накладывается вообще — ни до, ни после прививки.

Конечно же, в отличие от обязательных детских прививок (к слову, здесь за «уклонение» полагаются большие штрафы) — это не бесплатно.

Стоимость одной прививки — 30 евро (иногда бывают скидки до 50%) + 2 евро по желанию разово можете заплатить за книжечку, куда будут вносить информацию обо всех ваших прививках в будущем.

В общем, будьте осторожны!

P.S. снежок вчера шел часа 2, если не больше, а расстаял мгновенно. Но, возможно, еще не вечер — 3 года назад, оказывается, снег в Любляне прям очень обильно выпадал 27 апреля :)
источник
2019 March 29
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Сегодня в первом классе нашей дочери вместо уроков состоится поход.

И поскольку ревакцинации от энцефалита у нее еще не было, то и о полноценной защите говорить пока не приходится.

Переписка с учительницей, репеллент для одежды, репеллент для тела, тонна инструкций по поведению в лесу... Короче, сегодня мы самые переживающие родители в Словении!

Случаи укусов этих паразитов в 2019 году уже есть среди русскоязычных эмигрантов. Поэтому очень хочется избежать той же участи!
источник
2019 April 01
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
В последнее время появилось много тем для постов, но в то же время возникли проблемы с клавиатурой моего Макбука, решение которых до сих пор в процессе.

Пока писать много некомфортно — в двух словах расскажу о том, как словенские дети заставляют нас немного менять свое мировоззрение.

Мы живем в жилом комплексе без машин — парковочные места размещены в подземном гараже, также есть гостевые места за пределами ЖК. Вся остальная территория отдана на частные дворики, небольшие детские площадки, фонтанчик и зелень.

С приходом весны детвора вывалилась на улицы, и подружки стали заходить за нашей Миланой.

Короче, в субботу наш ребенок впервые гулял на улице без родителей. И сказать откровенно — на родине бы мы на такой шаг сейчас 100% не решились.

Во-первых, у нас практически нет дворов без машин, а не летать по дворам ведь нельзя...

Во-вторых, за полгода привыкаешь к сравнительной безопасности. Словенцы даже удивлялись, узнав о том, что мы не выпускаем ребенка одного.

Но при этом в них нет беспечности.

К примеру, если ребенок едет кататься на велосипеде, роликах и часто даже на самокате во дворе — обязательным атрибутом будет шлем. За его отсутствие могут даже штраф выписать.

А вообще дети здесь в некоторых случаях должны получать велосипедные права. Но об этом расскажу когда-нибудь в другой раз.
источник
2019 April 04
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Система краткосрочного проката городских велосипедов Любляны.

Вся информация о системе содержится на официальном сайте (ссылка на англоязычную версию, т.к. в быту лично я пользуюсь английским).

Если в двух словах — состоит она из 38 станций, разбросанных преимущественно на расстоянии 300-500 метров для более удобного осуществления коротких поездок (в южной части Любляны станций намного меньше).

Перед подпиской на пользование сервисом необходимо купить Urbana Card, которая стоит всего 2 евро и продается в киосках Trafika, почтовых отделениях, офисе LPP, а также в библиотеках.

Из преимуществ библиотечного варианта — прямо на месте на карточке напечатают имя и фамилию, и в случае утери можно будет обсудить с LPP возврат средств с баланса.

Из недостатков — в библиотеке можно взять Урбану либо на имя ребенка бесплатно, либо на имя взрослого при покупке годичного абонемента за 15 евро.

К слову, я пользуюсь Урбаной дочери, которую использую для более удобной оплаты парковки и 1-2 раза в месяц — для поездок на автобусе на пиво.

После покупки городской карточки заходим на сайт BicikeLj, жмем «Subscribe», выбираем срок подписки и заполняем информацию о себе.

Главное — не забыть пин-код, ибо в дальнейшем он понадобится.

Что касается тарифов, для туристов отлично подойдет 7-дневная подписка за 1 евро. Но местные, конечно, пользуются годичным сервисом, стоимость которого составляет всего 3 евро.

Следующий шаг — оплачиваем 1 или 3 евро картой, и пару минут или даже секунд ждем почтового подтверждения регистрации.

В письме содержатся данные, которые понадобятся при логине в систему: фамилия, номер подписчика, пин-код, а также «код привязки», который нужен для привязки к аккаунту вашей Урбаны.

Подходим к терминалу, расположенному на любой велосипедной станции, прикладываем карту к сканеру, и поскольку терминал с нашей картой еще не знаком — он сам предлагает ее привязать, что и следует сделать.

Все, теперь можно пользоваться.

У каждой стойки с велосипедами есть свой номер. Выбираем велосипед, который устраивает нас визуально (мало ли, вдруг какой-то из них подтвержден), смотрим номер стойки, у которой он припаркован, и выбираем его в терминале.

Подходим к стойке, жмем на кнопку разблокировки — и готово!

Для того, чтобы вернуть велосипед на место — просто вставляем его до упора в замок, после чего должен прозвучать двойной звуковой сигнал и заморгать индикатор зеленым цветом.

Но как показывает моя практика из одной аренды — это происходит не всегда. Но велосипед все равно был принят.

Парковаться, к слову, можно на любой из станций. Карта лежит здесь.

Также можно скачать приложение AllBikesNow и воспользоваться им для поиска ближайшей станции.

Стоимость использования городских велосипедов Любляны:

— первый час — бесплатно;
— второй час — 1 евро;
— третий час — 2 евро;
— четвертый и каждый последующий час — 4 евро.

В случае невозврата велосипеда в течение 24 часов с привязанной карты попытаются списать залоговую стоимость байка в размере 350 евро (сумма штрафа может меняться).

В дальнейшем вы сможете отслеживать свои поездки в личном кабинете на сайте BicikeLj.

И еще одна вещь, которую нужно знать!

В Словении запрещено передвигаться на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения.

Штраф — до 500 евро. Полицейские имеют полное право остановить вас и попросить «дыхнуть в трубочку».
источник
2019 April 06
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Общая боль Словакии и Словении!

С некоторыми из словацких эмигрантов даже собирались опубликовать общий пост, который раз и навсегда научил бы людей различать Словению и Словакию. Но в итоге сами запутались и забили.

Шутка. Не забили. Когда-нибудь распутаемся и напишем.

Да, сами словацкие коллеги не просто подтверждают то же самое. Их знакомые тоже часто шутят одинаковые шутки на эту тему.
источник
2019 April 08
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
О пузыре недвижимости в Словении мы узнали задолго до переезда.

Многие русскоязычные описывали его приблизительно так:

«Словенец выставляет свою недвижимость по цене, которую он считает справедливой, и повлиять на это мнение практически невозможно — он готов месяцами, годами и даже десятилетиями просто ждать, но дешевле не отдаст

Пока мы сами искали жилье в аренду — возникла мысль о том, что это может быть очередным стереотипом, или просто не касается аренды, ибо в нашем случае торг был вполне разумным непосредственно при просмотре.

Последние несколько месяцев мы снова пытаемся искать жилье, только теперь уже с привязкой к конкретному району (как я уже писал, нам очень нравится все, кроме нехватки комнат, и очень хотелось бы еще дворик).

Периодически появляются шикарные варианты, правда, не без нюансов.

Два таких варианта появились в соседнем населенном пункте уже добрых 3 месяца назад.

Прекрасный новый жилой комплекс в тихом приятном месте.

Но если мы живем в 2 км от Любляны, то здесь уже около 7. Разница не велика. Дьявол же кроется в мелочах. Если к нам из города ехать 3-4 минуты, а в «час-пик» — не более 8, то туда только от нас в тот же «час-пик» вполне себе можно добираться 20 минут.

В обоих вариантах много общего: новые дома, отличный дизайн, супер-современные кухни, устраивающая нас квадратура, но полностью или частично отсутствующая мебель и большая часть техники, включая стиральные машины.

Т.е., скажем так, обе квартиры требуют вложений. Но главное «общее» — это завышенные цены. Жилье такого же уровня без мебели вполне можно найти за те же деньги и в Любляне.

И если в том населенном пункте, где мы живем сейчас, цены оправданно люблянские (а то и выше), то 20 минут в «час-пик» — это очень существенный недостаток, который должен снижать цену как минимум процентов на 20.

Хозяйки, как оказалось — сестры. Одна из них переехала в Германию, и в конце января — начале февраля говорила, что на сдачу квартиры у нее есть всего 2 недели.

Вторая квартира была выставлена приблизительно в то же время, хотя смотрели мы ее в конце февраля. И главное, что их объединяет — они обе до сих пор не сданы. Спустя 3 месяца.

Изначально хозяйки хотели 1000 и 1050 евро. Затем снизили цены до 900 и 950 соответственно, но дальше двигаться не планируют. Я с ними списывался и узнавал.

Причем при цене 750 и 800 соответственно, несмотря на упомянутый выше явный недостаток, обе квартиры забрали бы очень быстро. А у собственниц была бы еще и возможность устроить конкурс.

Сюда легко подключить математику и посчитать, что обе женщины за 3 месяца «простоя» недополучили 2700-2850 евро без учета налогов, в то время как при снижении цены на 150 евро потеряли бы по 1800 евро в год.

Тот самый случай, когда стереотип работает.
источник
2019 April 11
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
И все же есть в небольшом населении Словении свой недостаток.

Сюда банально не доезжает огромное количество удачных моделей техники.

Можно часами читать отзывы на Розетках или Яндекс.Маркетах, отобрать пару-тройку интересных моделей, а их банально не окажется в Словении.

Потом поменяешь тактику и начнешь искать отзывы о тех моделях, которые здесь есть, но не найдешь их ни на словенском, ни на английском, не говоря уже о русском или украинском языках.

Альтернативы есть, но с ними тоже не все гладко.

Например, львиную долю товаров с Amazon доставляют в Австрию или Италию, но не в Словению. Да, можно оформить заказ на почту какого-нибудь близлежащего города и за час-полтора съездить в соседнюю страну.

Но что если речь о чем-то крупногабаритном?

Хотя согласно последним новостям, Амазон исправляет это досадное недоразумение, и в ближайшее время полноценно зайдет в нашу деревню.

eBay же, в первую очередь, не радует скоростью доставки. И, конечно, гигантским разбросом предполагаемых дат. Заказывая что-либо условно 1 апреля, с высокой долей вероятности доставку вам предложат на 15 мая — 15 июня.

Да, от месяца до двух — это вполне нормально для eBay в Словении.

Именно поэтому, когда подглючивание одной очень важной клавиши моего ноутбука обрело катастрофический характер, а благодаря моему вмешательству распространилось еще на пару соседних клавиш — пришлось обращаться к официальным сервисам, коих в Любляне два.

В первом меня обрадовали информацией о том, что просто клавиатуру (не говоря уже о клавишах) в моем случае не поменять. Нужно менять так называемый «топкейс» — всю верхнюю панель ноута, к которой относится и клавиатура, причем в идеале — с батареей, которая не так давно потребовала сервиса и стала разряжаться раза в 1.5 быстрее, чем раньше.

Второй я плохо искал, потому поехал к неофициалам с хорошими отзывами, которые подтвердили, что нужно менять топкейс, и предложили два варианта:

1. все же обратиться ко вторым официалам, которые дешевле. Причем у неофициалов там есть скидка и они с радостью расшарят ее мне (разумеется, я осознавал, что при этом возьмут немного и себе);
2. заказать топкейс самостоятельно и привезти к ним в ремонт.

Изучив все варианты, включая доставку из России и Украины, склонился я к варианту №1, и в прошлый вторник отдал ноут в ремонт предположительно на 1-3 дня (моя любимая формулировка «as usual»).

К тому же, во втором сервисе оказалось действительно дешевле, да еще и почти в 2 раза. Причем, уверен, процентов 20 от этой суммы должны были остаться в качестве комиссии у неофициалов.

Однако ни в один, ни в три, ни даже в пять рабочих дней сервисмены не уложились, и сегодня утром по персональной договоренности в порядке гигантского исключения мне удалось забрать ноут в ожидании доставки детали, которая в тот момент «светилась» в Лейпциге.

Но уже через час мне перезвонили и сообщили, что деталь прибыла в сервис. В 13:00 я вновь вернул ноутбук в ремонт, а уже в 16:00 забрал его.

Этот пост должен был быть в негативном ключе, ведь альтернатив дорогим официалам по сути не оказалось. Возможности быстро получить деталь в Словении тоже по сути нет. Кроме того, я целую неделю просидел без рабочего инструмента, пока он просто лежал в сервисе.

Продолжение поста — ниже.
источник
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Начало поста — выше.

Но пока мой стакан наполовину полон, я продолжаю видеть больше позитива:

1. то, что девайсы лежат в сервисе в ожидании деталей — это официальная политика Apple. Обойти его нельзя. Однако мне его отдали сегодня утром еще до починки, и это шаг навстречу, которого я совсем не ожидал;

2. мне повезло с тем, что как только отдали — сразу приехала деталь, ибо съемная клавиатура абсолютно некомфортна;

3. не считая времени доставки, работа и тесты заняли всего пару часов. Да, я знаю что там по сути раскрутить, заменить и собрать, но русскоязычные эмигранты любят ругать словенцев за то, что они неделю делают часовую работу. Это не так. Или не всегда так;

4. справедливости ради, доставка в Италию и Австрию тоже длилась бы не менее пяти рабочих дней, а значит раньше чем вчера топкейс я бы не получил 100%;

5. оригинальный макбуковский топкейс с новой батареей, трекпадом и работой обошелся мне в два раза дороже, чем просто НЕ оригинальный топкейс без батареи и трекпада, если бы я заказывал его онлайн. Одна лишь батарея стоит не менее 50% разницы;

6. ремонт в официальном яблочном сервисе — это всегда идеальный вариант. К тому же, к нему прилагается еще и 3 месяца гарантии. В Украине, к примеру, официальных авторизированных сервисов Apple нет совсем, и я бы откровенно побоялся отдавать свой ноут в ремонт незнакомцам;

7. мне неожиданно умудрились привезти клавиатуру не только с английской, но и с русской раскладкой, при том что при покупке ноутбука русской не было, и я делал гравировку отдельно. В целом мне это не нужно, ибо уже лет 15 печатаю «в слепую», но все равно приятно.

В общем, еще вчера я злился и нервничал из-за таких задержек, но разрешение ситуации и отношение к клиенту мне очень понравилось.
источник
2019 April 13
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
И о погоде.

Последние несколько недель Словения в целом и Любляна в частности как-то приуныли.

Прилично похолодало, февральское яркое Солнце сменили тучи, регулярно дождит, но местные и «старожилы» не удивляются — говорят, для апреля такая погода вполне типична.

Несколько лет назад 27 апреля даже мощный снегопад был.

Я люблю дождливую погоду, тем более она приятна в Словении — тот самый случай, когда в прямом смысле пахнет весной вместо привычных выхлопов. Но это уже об экологии, а мы сейчас о погоде.

Короче, все бы ничего, да вместо покатушек по классным местам приходится унывать. Ну хоть апрель у нас типичный... А то за почти 7 месяцев в Словении — сплошные погодные аномалии.

Ждали супер-дождливую осень, а она оказалась не более дождливой, чем в Киеве. Хотя по статистике разница в количестве осадков должна быть чуть ли не двухкратной.

Хотя влажность, конечно, зашкаливала: впервые в жизни я видел на гигрометре 95-96%. И так практически каждое утро в октябре-ноябре. Да и в декабре тоже. Но через 10 минут после открытия окна показатель опускался до 50-60%.

О зиме я уже не раз писал.

В отличие от очень многих (особенно коллег), мы никогда не зимовали в Азии, потому прошедшая зима была для нас самой теплой. Но если в декабре-январе днем температура хотя бы иногда опускалась ниже нуля, то февраль выдался очень теплым и солнечным — практически весь месяц днем было выше +10, доходило даже до +17.

Снег пару раз пытался выпасть, но таял в воздухе или при приземлении. Но это в Любляне, ибо на холмах и горах вокруг частенько можно было видеть «белые пятна», не говоря уже о 2-2.8-километровых вершинах, где до сих пор лежит много снега (и будет лежать еще долго).

Но главная особенность здешнего климата — это очень большая разница между дневной и ночной температурой воздуха.

Прошедшей зимой по ночам редко бывало холоднее −5, но на следующий день вполне могло быть и +10. Разброс в +/-15 градусов для Любляны — обыденное явление, причем вполне может и до 20 доходить.

И это немного некомфортно, к тому же, теплеет обычно ближе к обеду. А в 8-9 утра может быть даже холоднее чем в середине ночи.

В целом же климат пока что нравится больше, чем киевский. Хоть и не без доли «атипичности».
источник
2019 April 15
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Простите, что не о Словении...

Когда мы 5 лет назад были в Париже (всего на день) — лично у меня была одна цель: увидеть собор вживую. Тот денек оказался сложным и смазанным, потому не добрались и оставили «на потом»... Никогда не откладывайте «на потом», находясь в 10 минутах от цели.
источник
2019 April 19
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Кажется, сезон пробок на автобанах можно считать открытым.

На этой неделе погода улучшилась, впереди много праздников, потому дорожный трафик вырос, а вместе с ним выросла и вероятность ДТП.

Русскоязычные знакомые говорят, что пик автобанных пробок начинается в сезон отпусков, когда турки едут на родину из Германии, албанцы из Швейцарии, а босанцы и сербы — из Австрии.

После вчерашнего одно из главных правил сезона — включать навигатор, даже если знаешь дорогу.

Совсем необязательная и ни капли не срочная поездка в пригородный Гросупле вылилась в 1.5 часа застоя, при том что туда вполне можно было не ехать, или же поехать по другой дороге. Но съездов с автобана не было около 10 км, и исправить ошибку возможности не представлялось.

Зато представилась возможность посмотреть на поведение водителей в пробке, и это меня на самом деле сильно впечатлило.

В первые же минуты все машины притерлись к отбойникам по обе стороны, создав широкий «корридор безопасности» для спецтехники. И за все 1.5 часа лишь две гражданские машины попробовали проехать по этому корридору.

Я не видел сколько проехала первая, но перед второй в 50 метрах впереди выехала другая машина и просто заблокировала дорогу. Умнику пришлось стать обратно в свой ряд, после чего «перекрыватель» вернулся в свой.

Для понимания — длина пробки в нашем направлении составляла 11 км (в обратном — 2). Трудно представить, сколько в ней стояло машин, но на наших глазах лишь две за все это время попробовали нарушить водительский этикет.

Сравнивать с Украиной или Россией смысла нет никакого, все прекрасно понимают, что происходило бы в такой же ситуации...

В целом-то разница в культуре вождения и так заметна (хотя исключения всегда есть), но то что мы увидели вчера — приятно удивило.

Что касается аварии — перевернулся грузовик, полностью перекрыв движение в том направлении, в котором ехали мы. При этом все обошлось — один человек получил легкие травмы.

Отдельного внимания заслуживают действия полиции.

Очень много полицейских приехало на мотоциклах. Они организовали съезд с автобана перед местом аварии, поотключали близлежащие светофоры и вручную регулировали движение на них, а также на кругах возле съезда с автобана.

В общем, организация «на пятерочку». А поведение словенских водителей в огромной пробке — 10 из 10.
источник
2019 April 21
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Тем для статей все больше, а времени писать — все меньше. Как обычно.

Поэтому просто немного о последних новостях:

1. Поскольку в марте прошло полгода с первой прописки, мне не мешало бы стать налоговым резидентом Словении. Точнее мне обязательно нужно им стать. Пока вопросом не занимался, но в ближайшее время планирую — тогда и расскажу что к чему.

2. Те же полгода проживания в Словении дают право поменять водительские права на словенские. Среди русскоязычного населения ходит очень много споров на тему того, обязательно ли это.

У обеих сторон доводов хватает, но я решил поменять, т.к. все же в планах здесь жить.

Вот только с референтом из Управной Эноты мы друг друга не поняли, и придется мне заказывать справку о действительности прав в консульстве. Вообще так и предполагалось, но он немного ввел в заблуждение, а я надеялся, что «прокатит».

Раньше, кстати, в консульстве эту справку не давали. «Предшественникам» было куда сложнее.

В общем, тоже потом это все распишу, т.к. тема отдельной статьи.

3. На прошлой неделе сделали вторые прививки от клещевого энцефалита, так что теперь на 95%+ защищены от 10% клещей с этой дрянью.

Мы довольно серьезно отнеслись к этому вопросу, ибо болячка действительно страшная.

4. Сегодня католическая Пасха. Хотели посмотреть как ее здесь отмечают, но не срослось: вчера дочка весь день провела на улице с подружкой, а сегодня после выборов решили съездить на Бохинь.

К слову, очень крутая локация, сильно рекомендую ее всем, кто еще не был. Осенью и зимой мы очень любим Блед, но сейчас там не особо приятно — толпы людей и нет «той самой» атмосферы...

Как по мне, лучший Блед — в декабре. А вот единственный недостаток Бохиня состоит в том, что по пути приходится проезжать Блед, который в такие дни как сегодня прилично тянется.

Но в будние там приятнее.

5. На следующей неделе у половины Словении начинаются весенние каникулы. Поэтому на море, Блед или в термы, по имеющемуся у нас опыту, лучше не соваться — везде толпы и тянучки.

Пока хватит галопа по Европам. Не нравится мне этот формат. Постараюсь не отклоняться от практики «1 пост = 1 тема».
источник
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
А теперь хочу задать один вопрос и очень прошу принять участие в голосовании! Хотели бы вы читать на этом канале о крутейших локациях Словении?
Анонимный опрос
91%
Да, пиши и выкладывай фоточки!
4%
Да, пиши, но без фоточек!
2%
Нет, хватит и твоей инсты.
3%
Я за рекомендации в двух словах и без фото.
Проголосовало: 245
источник
2019 April 28
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Еще задолго до нашей эмиграции, когда только появлялись первые мысли о сваливании, я был убежден, что основная задача новоиспеченного эмигранта — это изучение языка.

Не важно — как дань уважения стране, которая открыла свои двери, или как первый шаг к полноценной интеграции в общество…

Однако все оказалось немного не так.

Особенно если речь идет о бизнес-эмиграции, цель которой по большей части сводится не к поиску лучшей жизни, а к повышению уровня ее качества и стремлению к цивилизованному обществу.

И в первое время вместо больших заработков практически любой бизнес-эмигрант в финансовом плане только теряет.

Я к тому, что после переезда перед эмигрантами стоит такое количество монументальных задач, что изучение языка уходит не на второй, а скорее на десятый план.

Тем более в таких странах как Словения, когда за 7 месяцев мы по-прежнему (тьфу-тьфу-тьфу) так и не столкнулись ни с одной бытовой проблемой, которую я не смог бы решить на своем скудном английском (за который мне безумно стыдно даже перед люблянскими бабушками).

Вообще бизнес-эмигрантам (да и не только нам) полагается определенное количество часов условно бесплатных курсов языка.

Нужно всего лишь прийти в управну эноту, подать через референта заявку, заплатить порядка 30 евро (та самая условность — что-то вроде гос. пошлины) и ждать письма.

Я посетил УЭ в ноябре, а уже через пару недель получил письмо, в котором содержалось приглашение в учебный центр Cene Štupar, где нужно было заполнить анкету, пройти короткое тестирование на определение текущего уровня языка, выбрать удобную локацию и время посещений (утро / день / вечер — эта опция доступна только для Любляны) и… ждать sms.

На удобное для меня время я не вписывался в ближайший поток, потому сроки обрисовали довольно расплывчато: «может в феврале, а может и в сентябре».

Не прошло и полугода, а уже 10 апреля пришло сообщение о том, что я попал в группу, которая стартует во второй половине мая, но нужно перезвонить и сообщить, не передумал ли я.

Короче, уже недели через три мой уровень словенского должен начать стремительно расти (но это не точно).

А пока ситуация такая, что жена после 7 месяцев интенсивных курсов и дочка после 7 месяцев обычной школы уже могут секретничать от меня на словенском.

Но пока больше предпочитают смеяться над моими попытками говорить, т.к. в дословном переводе получается что-то вроде «я был пойду утро».

Кстати, после приезда я брал 10 частных уроков у знакомой переводчицы, с которой мы в итоге сдружились семьями.

Именно этот краткий курс дал мне прекрасную базу для простых бытовых повседневных диалогов и определенный словарный запас, который за это время относительно сильно вырос. Но вот что касается грамматики — без практики уже все позабывал.

А тем временем в Любляне царит весна.

Вокруг города, да и в самом городе, все ярко-салатовое.

И это реально бросается в глаза, поскольку столица буквально окружена лесистыми холмами. Везде все цветет и пахнет, причем в прямом смысле. В общем, безумно приятно.

Но туристов уже толпы, и это похуже. С погодой все настолько же нестабильно — солнечные дни при +22-25 сменяют дождевые +12.

Сегодня в большей части страны начались весенние школьные каникулы. Но тут так заведено, что каникулы по сути не школьные, а всесловенские.

А погода испортилась везде.

Мы, например, собрались наконец-то добраться до прекрасных Доломитовых Альп. И это тот самый момент, когда хорошо, что я затянул с заменой зимней резины на летнюю.

+1-10, много дождей и даже снег — не лучший прогноз на первомайские праздники, не так ли?

Но это горы, в которых даже на час точного прогноза не составишь, потому надеемся на лучшее.

P.S. спасибо за участие в голосовании. 93% из более чем 150 проголосовавших за посты о крутейших локациях Словении с фоточками. А я это дело люблю.
источник
2019 May 05
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Идея добраться до итальянских Доломитовых Альп, о которой я писал неделю назад, оказалась реализованной.

Простите, что пост не о Словении, но я не мог проигнорировать осуществление собственной мечты. К тому же — в день рождения.

30 апреля мне исполнилось 32, а Доломиты маячили передо мною уже раз 5, но все никак не могли туда добраться... И вот — свершилось!

В зависимости от варианта пути вся дорога от Любляны до Южного Тироля занимает порядка 3-4 часов. И как по мне — это одна из тех локаций, которые должен посетить каждый поклонник горных пейзажей.

Я и раньше неоднократно писал о том, что географическое положение у Словении близкое к идеалу... Но нет, все же оно абсолютно идеальное!

Дабы не повторяться — приглашаю почитать не очень много букв о Доломитах и посмотреть фоточки ко мне в инстаграм.

Подписывайтесь!
источник
2019 May 09
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Вчера мой автомобиль прошел плановый технический осмотр  в Словении.

Поскольку машина еще на гарантии, но в ближайшем будущем с высокой долей вероятности мне предстоит ее продать, очень важно сохранить эту самую гарантию — она может повлиять на скорость продажи (но это не точно).

Так что по старинке я отправился к официалам, даже не рассматривая сторонние сервисы.

Позвонил в пятницу, 3 мая, но вместо информации о большой очереди, которую ожидал услышать, мне назначили время на среду, 8 мая.

У авто пробег чуть больше 70 000 км, и единственное что удивило — это когда еще по телефону мне сказали, что-то вроде «так и запишем — ТО №2».

По регламенту моего производителя ТО проводится раз в 15 000 км, но не реже чем раз в год, потому на 75 000 км должно быть ТО №5 (в моем случае раньше, т.к. я дважды перед поездками на большие расстояния проходил осмотры на ~13 тысячах). Но этот вопрос мы договорились обсудить вживую.

Сперва о процедуре: из документов не требуется ничего необычного: только тех. паспорт для заполнения бумаг и сервисная книга.

Поскольку у меня машина с украинскими номерами, то и сервисная, соответственно, тоже на украинском.

Однако проблем из-за этого не возникло. Я перевел сотруднику некоторые фразы для правильного заполнения, и все.

Кроме того, его ввело в небольшое заблуждение то, что у нас указывают как дату и пробег на момент ТО, так и предельную дату с пробегом следующего, т.е. две даты и два пробега в одной форме. Сказал, что раньше такого не встречал.

В итоге парень заполнил книгу так же, как это делали украинские коллеги, поставил печать, в наряде указал пару моментов, которые меня настораживают в поведении машины (но проявляются лишь периодически при определенных условиях), и я отправился на 2 часа погулять.

Благо, салон моего производителя в Любляне расположен прямо возле крупнейшей в стране торгово-развлекательной зоны BTC.

Предварительная оценка работ составила 263 евро, однако, я ожидал роста цены, т.к. был уверен, что «что-то обязательно найдут, даже если реальных проблем не обнаружат — это ведь официалы»…

Но нет. Украинский опыт нескольких предыдущих ТО, когда обязательно что-то обнаруживали, не повторился — диагностика и небольшой тест-драйв не выявили абсолютно ничего.

Но я все равно не сдавался и верил в то, что по старой славянской традиции мне с улыбкой сообщат еще о нескольких мелочах, за которые обязательно нужно будет доплатить — это ведь официалы… (с)

Реальность оказалась суровее. Мне почему-то посчитали скидку 25% на масло и 5% на фильтры, в результате чего цена снизилась с 263 до 235 евро. Кроме того, предложили бесплатную мойку кузова, от которой отказываться было не комильфо — копеечный, и все же приятный бонус.

Если сравнивать с Украиной — то, конечно, ТО в Словении ожидаемо дороже. Что сразу бросается в глаза — так это разница в цене масла.

В Киеве мне лили Total за 30 евро (цена 5 литров), а в Любляне — Castrol за 78 евро (те же 5 литров). И это тот самый момент, когда я даже не хочу гуглить стоимость масла в магазинах, т.к. знаю, что даже скинув 50%, сервис все равно остался бы в хорошем плюсе.

В остальном же сравнения цены не совсем корректны, т.к. на каждом ТО свой перечень услуг и, соответственно, разброс цен.

Но, к примеру, ТО №3 пару лет назад я мог пройти в Лиссабоне. И тогда мне сказали что предварительно это обойдется приблизительно в 300 евро без учета стертых колодок и подубитых тормозных дисков (мы тогда очень много катались по перевалам).

Что же касается Украины, то ТО №4 за пару дней до эмиграции обошлось мне в 7645 гривен или 260 евро с учетом нескольких дополнительных работ, которые не факт что на самом деле были нужны. А ТО №2 — в 268 евро по тогдашнему курсу, и тоже с кучей «допов».

Так что первый блин комом не вышел, и очень порадовал факт отсутствия навязывания доп. услуг. Исключение это из правил или норма — по своему опыту пока не знаю, но по мнению других эмигрантов — конечно же, исключение).

P.S. машина южно-корейская 2016 года выпуска.
источник
2019 May 13
🇸🇮 Словения: жизнь, бизнес, путешествия
Кажется, февраль в Любляне затянулся.

Не удивлюсь, если средняя дневная температура апреля-мая окажется приблизительно на том же уровне, что и средняя температура февраля-марта.

Хотя на самом деле теплых деньков хватает, но они чередуются с дождливыми +10-13.

Впрочем, не только у нас.

В Италии, напомню, всего 2 недели назад мы сталкивались с -3 и горами снега. На Лазурном побережье Франции тоже снег, в Германии заморозки, в Загребе сегодня ураган… Но лето обязательно начнется, я в него верю!

А вообще, живя в Любляне, легко убежать от уныния.

Погода на морском побережье, как правило, намного лучше. Сейчас тоже не блещет, но вот пятницу мы забрали ребенка со школы — и поехали на море. Погуляли по Изоле, покушали морепродуктов в Пиране, а десерт — конечно, в Портороже. И в этом одна из прелестей Словении!

К слову, о Портороже.

Где-то полгода назад я впервые увидел ужаснейший проморолик этого курорта. Настолько ужасный, что тут же пересмотрел его и второй раз — дабы убедиться в том, что он ужасен

Не поверив в то, что словенцы могли снять такой трэш — решил глянуть еще раз.

Потом пришла дочка, посмеялась со смешных собак в очках и попросила включить еще раз сначала. Через пару просмотров она смеялась и танцевала. За следующие полгода мы включали этот ролик еще десятки раз.

Пожалуй, лучшая реклама Порторожа!

Короче, ловите мой любимый вирусный видосик о Словении — Jump to Portorož!
источник