Нашел информацию о последнем заявлении Федора Овчинникова от Игоря Гарина.
"Почему "Додо Пицца" может стать одной из крупнейших российских компаний
Через 10—15 лет компания, которую мы сейчас знаем как "Додо Пицца", может стать одним из крупнейших российских конгломератов с присутствием по всему миру и капитализацией десятки миллиардов долларов. Почему я так думаю?
Сегодня Федор Овчинников объявил, что Dodo выходит за пределы пиццы. У компании могут появиться кофейни, суши, гостиницы, химчистки — любой розничный бизнес, который можно развивать по франчайзинговой модели на базе инфраструктуры, выстроенной для пицца-бизнеса (информационная система Dodo IS, обучение, логистика, контроль качества и т.д.). Новые бизнесы будут работать под отдельными брендами; первым побочным проектом станет сеть кебаб-хаусов.
Я давно ожидал, что Dodo пойдет дальше пиццы, но Федор сделал не один, а сразу два шага вперед — за пределы еды. Логика правильная и понятная. Хотя Dodo стремительно растет (сейчас уже 540 пиццерий), компания все еще невелика на фоне "Яндекса" ("Еда") и
Mail.ru (DC), не говоря уже о Сбере. Надо быстро расти, иначе сожрут или затопчут.
В то же время Dodo гораздо лучше адаптирована для международной экспансии. Это единственная розничная сеть из России, сумевшая добиться таких успехов за рубежом. Dodo есть в США, Китае, Великобритании, Литве, Эстонии, Румынии, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане. До конца года запускается пиццерия в Нигерии. На 2020-2021 годы запланированы Германия, Польша, Словакия, Финляндия, Болгария, Венгрия, Чехия и, предполагаю, Латвия и Закавказье. Емкость российского рынка компания исчерпает в ближайшие несколько лет. За рубежом работы хватит еще на десятилетия.
"Яндекс",
Mail.ru, Сбер, "Тинькофф" (если пойдет в еду) — крупнейшие угрозы Dodo внутри России либо не работают в дальнем зарубежье, либо работают с гораздо меньшим успехом. У "Яндекса" это главным образом "Такси", у
Mail.ru —
My.com и игры. Dodo построили машину глобальной экспансии, какой пока нет ни у кого в России.
Самый главный актив Dodo — это сам Федор Овчинников, основатель и генеральный директор. Я обнаружил его блог в районе 2007—2008 года, когда он еще занимался книжным бизнесом, и за несколько лет наблюдений пришел к выводу, что это предприниматель с уникальным сочетанием идеализма и высоких деловых качеств. Мне бы очень хотелось найти других бизнесменов с таким же сочетанием качеств и при возможности инвестировать в их бизнес, но никого сопоставимого в России я пока не нашел (напишите, если знаете).
Падение покупательной способности населения и запрос на более дешевую еду Dodo заметила не сразу, но вовремя спохватилась. Из других недостатков, заметных извне, можно отметить проявления сектантства, использование HR для первичного собеседования в управляющую компанию (чтобы не было мучительно больно, собеседовать сотрудника с самого начала должен будущий руководитель) и появление харизматиков, подвизающихся в жанре "буллшит бинго".
Риски Dodo:
1. Что-то случится с Овчинниковым. Федор важен как стратег, вдохновитель и хранитель принципов. Если он умрет, потеряет интерес или зазвездится, шансы компании попасть в одну лигу со Starbucks и McDonald's снизятся в разы. На долгой дистанции головокружение от успехов более чем реально. Вспомните, каким скромным был Путин в 1999 году.
2. Расфокусировка. При уходе от модели пицца-монолайнера одинаково хорошо управлять множеством брендов на множестве рынков будет непросто.
3. Бюрократизация и потеря мобильности. Любой бизнес-процесс, а их мириады, Dodo стремится оцифровать и подробно описать в инструкциях. Это правильно, но с ростом масштаба адаптироваться под новые вызовы станет труднее — любые реформы будут требовать изменения большого количества правил и кода.
4. Геополитика.
О перспективах: на краудфандинге в 2014-2015 годах акции "Додо" продавались по ~$700. Сейчас на вторичном рынке они идут по $3000-4000."