«Через изображённый на фотографии подъезд вступали в высокие сени, через которые лестница в два колена вела в светлую аванзалу. Зала имела в себе хоры и была омебелирована лёгкими стульями чёрного ореха с подушками на них красного штофа. Затем шло несколько гостиных, которые упирались в большую спальню, замыкавшую собой амфиладу (sic!) и тоже представлявшую собою парадную комнату, так как с кушеток, замнявших постели снималось бельё, и комната представляла собой нарядный и приёмный вид».
Это, если есть желание поговорить о московских гостиных, из мартовского номера «Столицы и усадьбы» за 1916 год. По случаю праздников зарылась в семейную библиотеку и нашла несколько номеров этого русского «Elle» столетней давности.
Иногда «Столицу и усадьбу» называют русским «Татлером», но «СиУ» был всё-таки больше про хлам и дома, чем про одежду и светскую жизнь. И тем не менее. Россия втянута в войну и в войне этой она не особо побеждает, меньше, чем через год Империя падёт. Но главный глянцевый журнал страны пишет о том, о чём может – о красивой жизни.
Почему в продаже нет английских люксовых автомобилей? Все (ага, конечно) уходят на нужды английского генштаба. А вот очередная усадьба с прудом. Посреди пруда – остров с беседкой, это роскошно.
Но едва ли не самая большая статья в номере, она же первая, называется «Былой московский уют». По сути – это олитературенное перечисление самых красивых московских особняков с указанием их владельцев и (иногда) занятных фактов из истории зданий.
Например, не знала, что Фридрих Вильгельм III стоял на коленях перед Александром I на ступенях Дома Пашкова, в знак благодарности за спасение Пруссии от Наполеона.
Большинство особняков из текста, кстати, уцелело до наших дней. Но в статье чувствуется некоторая напряжённость. Может автор косил под самый интеллектуальный тогдашний исторический журнал, под «Старые годы», а может это просто фирменная крысиная способность авторов глянца чуять общественные настроения. Отсюда у автора под псевдонимом Epee какой-то очень тоскливый тон.
Но есть несколько моментов, на которые в тексте обращаешь внимание. Во-первых, автор сосредоточен только на классических особняках, с их анфиладами и дисфункциональными комнатами. Никакого тебе модернизма. Что ж, глянец всегда консервативен и тот, кто хочет следить за трендами, глянец читать не будет. Во-вторых, акцент постоянно делается на масштабе – он в Москве внушительней, чем в Петербурге. Вот, например, обеды каждый четверг в одном из домов, на которые можно приходить без приглашения всем знакомым семьи. В имперской столице такого не было.
Ну и прочие занятные мелочи, отзвуки которых в московских гостиных гуляют до сих пор: богомольство, ориентированность на публику и так далее.
Познавательный текст.