По поводу Agile, затронули тему, - я не перестаю постоянно повторять слова Кент Бека, того самого, от которого Роберт Мартин и нахватался этих идей, и в 2001 году организовал встречу 17-ти подписантов Манифесто:
McConnell writes, “In ten years the pendulum has swung from ‘design everything’ to ‘design nothing.’ But the alternative to BDUF [Big Design Up Front] isn’t no design up front, it’s a Little Design Up Front (LDUF) or Enough Design Up Front (ENUF).” This is a strawman argument. The alternative to designing before implementing is designing after implementing. Some design up-front is necessary, but just enough to get the initial implementation. Further design takes place once the implementation is in place and the real constraints on the design are obvious. Far from “design nothing,” the XP strategy is “design always.”
- “Extreme Programming Explained” 2nd edition by Kent Beck
Ну а XP - это одна из первых успешных Agile методологий, которая до сих пор активно используется, чаще всего в сочетании со Скрамом или в SAFe.
Вообще, тему архитектуры в итеративных (и спиральных) разработках очень хорошо раскрывает Басс в Architecture in Practice 3-d edition, и Гради Буч в OOAD. И есть еще шедевр от самого Б.Мейера, как раз по этому вопросу, "Agile!: The Good, the Hype and the Ugly".
Разработка - это не Архитектура vs Agile. Наоборот, с плохой архитектурой Agile в принципе невозможен, о чем, опять же, говорит Кент Бек:
"If a flattened change cost curve makes XP [Agile] possible, a steep change cost curve makes XP [Agile] impossible."
Ну а наука, отвечающая за "flattened change cost curve" как раз и называется Архитектура. Поэтому, на том собрании 2001 года и присутствовал почти весь архитектурный бомонд того времени.
Если стоимость изменения программы слишком круто взлетает, тогда BDUF становится просто выгоднее, чем итеративная разработка, ведь в BDUF решения принимаются в момент наименьшей стоимости их изменения. Это и есть классическая проблема Agile на рынке, когда хотят разрабатывать итеративно, но при этом (без опытных архитекторов) создали такой Big Ball of Mud, что стоимость разработки взлетает экспоненциально, и единственный экономически разумный способ разработки в таком случае становится BDUF.