Слабость центральной власти разворачивает принцип федерализма в обратную сторону. При серьезном поплохении общего уровня жизни граждан в автономных территориях начинаются брожения на тему избавления от многовекового ига москалей и прочих доколе. По аналогии с русскоязычными автономиями за пределами РФ, национальные автономии в самой России имеют исторические связи с другими государствами: Татарстан неразрывно связан с Турцией, Кавказские республики – со странами Ближнего Востока и тд.
Сейчас наша страна находится на том этапе развития, когда в руководстве по большей части сидят уже не тупые мудаки, а просто подлецы. Соответственно, все последние 15 лет между национальными автономиями и федеральным центром идет неафишируемый торг по принципу «ты мне – я тебе»: мы не трогаем ваши уютные республики, за это вы работаете в интересах всего государства, а не только ради своих местечковых элит.
К чести сторон стоит отметить, что одни смогли отказаться от практики «сначала ебанем артиллерией, потом обсудим проблему», а другие загнали своих самых ярых националистов под шконарь или в статус клоунов для битья (характерный пример: белорусские «змагары», которых Лукашенко периодически выгоняет на улицы в качестве торга с российской стороной).
Надо сказать, что такая политика уже начала приносить свои плоды. Так, два года назад Рустам Минниханов лично летал в Крым на переговоры с крымскими татарами и турецкими активистами. А с началом кампании в Сирии только ленивый не говорил про чеченских «шпионов-кадыровцев», работающих под прикрытием. Правда, чеченцев там и без всякого прикрытия дохера, увы.
Но – чу! – канистра стекломоя почти опустела, поэтому пора переходить к выводам и ползти в магазин за очередной порцией синенького.
1. Как минимум в среднесрочной перспективе федерализм никто отменять не будет.
2. Пока федеральный Центр будет продолжать выстраивать грамотную политику в отношении собственных национальных автономий и автономных территорий за пределами России, принцип федерализма будет работать нам на благо. Как только в Кремле начнут слишком сильно давить или пойдут на чрезмерные уступки, это вызовет серьезную реакцию с реанимацией националистических движений при всевозможной поддержке иностранных государств.
3. Принятие в свой состав новых земель хорошо с точки зрения великодержавного шовинизма (который мы так нежно любим), но плохо с точки зрения управляемости. Уже сейчас в составе страны насчитывается 85 самых разных субъектов, и это, судя по нашей внешней политике, не предел. Управлять из одного кабинета всей этой туевой хучей областей, краев, республик и прочих городов федерального значения получается НЕ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО. При таком раскладе неминуемо множится коррупция, административно-правовой беспредел и просто охуевание властей на местах.
4. В теории проблему многочисленности регионов должны решать те самые выборы, на которых, как известно, кандидаты – пидоры. Страну спасут не массовые расстрелы, а развитое гражданское общество, которое всеми этими регионами рано или поздно должно научиться управлять снизу. Сложно сказать, что случится раньше: наебнется федерализм или заработают гражданские институты. Но то что во многих подъездах перестали срать – уже большой прогресс, факт.
5. Фактически наша страна сейчас проходит между Сциллой замораживания любой гражданской активности в виду не самой лучшей, мягко говоря, ситуации в стране и Харибдой необходимости делегирования части полномочий населению на местах. В пользу первого говорит многократное усиление силового аппарата (создание Росгвардии, Министерства ГосБезопасности, обострившаяся борьба с коррупцией на всех уровнях и пр). В пользу второго – стремительно пустеющие кубышки всевозможных резервных фондов. Чем меньше нагрузки на бюджет, тем лучше Центру.
Получится ли у нас все это сделать? Судя по истории нашей многострадальной страны, скорее всего опять выйдет хуй знает что, но ВНЕЗАПНО не сильно хуже (а то и лучше) первоначально задуманного.
Nazdorovie!