
Пройдемся по сюжетам:
…великие произведения искусства в той или иной мере совмещали в себе естественную эстетику и некие этические смыслы.
Да, все правда так. Этика присутствует в эстетике, но присутствует в качестве свеого рода объекта, в качестве элемента, который работает на совокупный эффект от конкретного художественного произведения. Смысл в руках художника — такой же инструмент. Например, убитый Шатов для Достоевского послужит одновременно демонстрацией этических взглядов, но его убийство только усугубляет, оттачивает эстетический эффект.
…Можно привести простой пример — парадигмальную для всего нашего искусства фигуру Гомера. В его поэмах было столько же этики, сколько и эстетики…
Обратимся к «Рождению трагедии Ницше»:
«Пластик, а равно и родственный ему эпик погружен в чистое созерцание образов. Дионисический музыкант — без всяких образов, сам во всей своей полноте — изначальная скорбь и изначальный отзвук её. Лирический гений чувствует, как из мистических состояний самоотчуждения и единства вырастает мир образов и символов, имеющий совсем другую окраску, причинность и быстроту, чем тот мир пластика и эпика. В то время как последний с радостной отрадой живёт среди этих образов, и только среди них, и не устаёт любовно созерцать их в мельчайших их подробностях; в то время как даже образ гневного Ахилла для него не более как образ, гневным выражением которого он наслаждается с радостью, вызываемой иллюзией снов -- так что он этим зеркалом иллюзии ограждён от соединения и слияния со своими образами, -- образы лирика, напротив, не что иное, как он сам и только как бы различные объективации его самого, отчего он, будучи центром, вокруг которого вращается этот мир…»
Ницше утверждает, что для древнегреческого сознания фигуры Гомера и Архилоха — образующие в системе взглядов. И несмотря на различия в их подходах, Ницше все же довольно точно описывает процесс чисто эстетического упоения в аполлонических красках (упоение Гомера Ахиллом) и процесс диалектический сопутствующий: упоение Архилоха, распыленного на своих же персонажей в своем сновидении, дионисийское упоение.
Очень интересно, что они оба объединены у Ницше одной метафорой: метафорой сновидения. А, как писал Рансьер, любая виртуальность — это уже вопросы эстетики.
Платон и поэты
Никто и не отрицает, что у искусства есть функция накопления и передачи информации. Никто и не отрицает, что информацией можно манипулировать.
В данном случае, как мне кажется, Платон выступает Геббельсом, который кричит о дегенеративном искусстве. Или Никитой Хрущевым на выставке авангардистов.
То есть поэты нам не нужы как поэты сами по себе, эстетика для нас это способ культивировать нужные взгляды.
Не превращается ли тогда поэт в придаток, в функцию. Не похоже ли это на процессы, которые вынуждают создателей Нетфликсовских сериалов вводить персонажей представителей «меньшинств» только для того, чтобы продемонстрировать себя «социально угодными»?
Вопрос тоже риторический.
Напоследок
Произведения могут учить, могут сообщать нам идеалы мужества и мудрости через тысячи лет. Но мне кажется, что так происходит только потому, что нам эстетически близко это мужество. Это работает не на уровне «ценностей» (хотя сама эстетика в некотором смысле может рассматриваться как набор ценностей), это работает на аффектов, на уровне эстетического шока, если угодно.
Ну и ключевое: произведения могут, но не должны, как правильно отмечено в посте.
В конце концов, «и это тоже красиво» ставит перед нами тот же вопрос: а не теряет ли этика своего потенциала, если в конечном счете она оценивается нашим… вкусом?
https://t.me/midday_meadeating/235