Size: a a a

2020 July 03
Energy Today
Из-за повреждения незаконной врезки в технологический газопровод Нефтегорского газоперерабатывающий завода принято решение об эвакуации жителей населенного пункта Верхняя Подстепновка Самарской области.

В настоящее время эвакуировано 1485 человек, из них 86 человек размещены в пункте временного размещения на базе дома культуры Воскресенка.

Вчера в 15 часов 25 минут по московскому времени в оперативную дежурную смену ГУ МЧС России по Самарской области поступила информация о порыве продуктопровода диаметром 377 мм, используемого для перекачки широкой фракции легких углеводородов и находящегося в эксплуатации Нефтегорского газоперерабатывающий завода.

Была определена зона возможной аварии и организована работа газоспасательных подразделений, производится контроль выхода продукта в месте порыва, проводится отжиг газа в технологических колодцах, остаток газа в газопроводе составляет 90 тонн.

На момент аварии в трубопроводе находилось 550 тонн ШФЛУ, в связи с отсутствием ветра и понижением температуры в вечернее время было принято решение об эвакуации населения Верхней Подстепновки.

Угрозы взрыва и остановки предприятия нет.

К 14.00 3 июля ожидается полный выход продукта из повреждённого участка и предприятие готово приступить к ликвидации аварии.
источник
Energy Today
Есть слова об импортозамещении, а есть практические шаги. К примеру, что мы видим по накопителям энергии для железнодорожного подвижного состава? Сейчас проходят обсуждения двух ГОСТов по этому направлению, где предлагается по сути скопировать международные стандарты, разработанные VDE – Ассоциацией по оборудованию в сфере электротехники, электроники и ИТ, базирующейся в Германии. Примечательно, что работы ведет не профильный железнодорожный комитет ТК 045, а специальный батарейно-аккумуляторный ТК044. То есть даже в таком перспективном сегменте, собрав шишки прошлых лет, продолжим реализовывать «отвертку»? Очень бы не хотелось, чтобы слова Минпромторга о развитии локализации комплектующих так и остались словами…
Telegram
Техника железных дорог
Новые публичные обсуждения проектов ГОСТов в области ж/д транспорта (согласно оповещению Росстандарта)

1️⃣ ГОСТ на последовательно соединенные бортовые гибридные системы накопления энергии на ж/д подвижном составе. Разработан ассоциацией «РУСБАТ», идентичен международному IEC 62864-1:2016 (разработчик – VDE, Германия), дата окончания публичного обсуждения – 23.08.2020, ответственный комитет – ТК 044

2️⃣ ГОСТ на требования к тяговым литий-ионным бортовым батареям для ж/д подвижного состава. Разработан ассоциацией «РУСБАТ», идентичен международному IEC 62928:2017 (разработчик – VDE, Германия), дата окончания публичного обсуждения – 23.08.2020, ответственный комитет – ТК 044

3️⃣ ГОСТ на общие технические условия к полувагонам. Разработан ВНИЦТТ, дата окончания публичного обсуждения – 17.08.2020, ответственный комитет – ТК 045

4️⃣ ГОСТ на порядок задания, методы расчета и контроль показателей надежности тягового подвижного состава в течение жизненного цикла. Разработан ВНИКТИ, дата окончания публичного обсуждения…
источник
Energy Today
Энергетический кризис на Украине продолжается. Проблемы с инвесторами в ВИЭ решат за счёт бюджета, но "зелёный" тариф снизят.

Сегодня комитет по энергетике и ЖКХ украинской рады вроде как поддержал законопроект о возобновлении импорта электроэнергии из стран СНГ. Это интересные новости, но ещё ни чего не значат. Политика на Украине частенько побеждает разум. Всё происходит на фоне продолжающегося кризиса с расчётами по "зелёному" тарифу.

Ранее Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг заявила о намерении повысить в 4 раза тарифы "Укрэнерго" на передачу и диспетчеризацию электроэнергии связав это с выполнением меморандума правительства с инвесторами в зеленую энергетику.

За последние 9 месяцев работы все государственные компании на рынке электроэнергии накопили многомиллиардные долги. Указанный меморандум предполагает, что государство решит проблему текущей задолженности (15 млрд грн) перед предприятиями "зеленой" электроэнергии - 40% до конца 2020 года и по 15% ежеквартально до конца 2021 года.

При этом, законопроект внесённый в Раду, основанный на меморандуме, предусматривают снижение "зеленых" тарифов для ВЭС, введенных в эксплуатацию до 2020 года, на 7,5%, для СЭС - на 15%. Он устанавливает ответственность за небалансы производителям ВИЭ в 2021 году в размере 50% от ошибки прогноза и 100% в 2021 году.

Сегодня появилась информация, что Конгрессмены США призвали Зеленского достичь результата в переговорах с инвесторами в зеленую энергетику. Отмечается, что иностранные инвестиции в сферу ВИЭ Украины составили более $2 млрд,  а американская GE Wind Energy поставляет Украине ветрогенераторы на 275 МВт.

Кстати, индекс инвестиционной привлекательности Украины падает второй год подряд. В первом полугодии 2020 года индекс опустился до 2,5 балла из пяти и находится в негативной плоскости. За полгода индекс потерял 0,44 балла.
источник
Energy Today
Немецкие законодатели поддержали план по полному отказу от добычи угля и угольной генерации к 2038 году. При этом на компенсации пострадавшим регионам будет направлено порядка €40 млрд. Это решение происходит на фоне решения по отказу ФРГ от атомной генерации к 2022 году, когда будет закрыта последняя АЭС. Но экологические активисты и тут не довольны. Экоактивисты считают, что полный отказ от угля стоило бы провести до 2030 года. Критикуются и компенсации за закрытие угольных станций. Лучшим вариантом экологи видят расширение системы торговли выбросами СО2, вынуждая операторов закрывать убыточные угольные объекты. Но такой путь выглядит не очень привлекательно с точки зрения экономики. Принятое решение стало разумным компромиссом между экономикой и экологией. Кстати, на этой неделе в Испании закрыли 7 из 15 угольных электростанций, заявив, что они не могут работать с прибылью без государственных субсидий.
источник
Energy Today
Глава Ростехнадзора Алексей Алёшин может и устал, как об этом пишут, но ситуацию с "Норникелем" отрабатывает. По итогам сегодняшнего совещания с представителями компании Алёшин поручил в недельный срок доработать проект соглашения о взаимодействии между ведомством и ПАО "Норильский никель", наполнив рамочный договор практическими пунктами и подписать его после представления плана «Норникеля» по комплексному урегулированию ситуации. Сегодня подчёркивалось наличие целого ряда серьёзных проблем, требующих принятия комплексных мер со стороны руководящего состава предприятий "Норникеля", игнорирование которых может привести к ещё более печальным последствиям, чем авария на ТЭЦ-3.

Ростехнадзор сегодня сообщил, что оформлен протокол о временном запрете деятельности, выражающемся в запрете на эксплуатацию технических устройств и сооружений в течение 90 суток на шести опасных производственных объектов АО «НТЭК. По сообщению, выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, вероятность наступления техногенной катастрофы, а также несут угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Во всей этой ситуации стоит ответить на один вопрос: почему так поздно? Наплевательское отношение на состояние опасных объектов со стороны компании уже очевидно всем. Сейчас конечно готовы исправлять, но на сколько хватит задора? И ещё, очень сложно представить, что до момента аварии на ТЭЦ ни кто ни чего не видел и не представлял реальное состояние объектов и отношения компании к своей собственности. Именно замалчивание и не принятие предупредительных мер может стать тем камнем в огород, который кого-то придавит. Пример очень поучительный для всех организаций. Можно забивать, но до первой крупной аварии.
источник
Energy Today
На прошедшей рабочей неделе ABB завершила передачу 80,1% бизнес-подразделения «Электрические сети» компании Hitachi. По сообщению, передача подразделения позволит ABB сосредоточиться на ключевых трендах рынка и потребностях заказчиков, связанных прежде всего с электрификацией транспорта, широким внедрением цифровых решений и автоматизацией технологических процессов. В ABB уверены, что Hitachi выведет подразделение «Электрические сети» на следующий этап развития. Полученные от продажи актива $7,6–$7,8 млрд будут направлены на выкуп собственных акций в размере 10% акционерного капитала. Начало bayback запланировано сразу после публикации финреза за 2к2020.
источник
2020 July 04
Energy Today
Daimler на пути к углеродной нейтральности расширяет сотрудничество с китайским производителем аккумуляторов для EV - Farasis Energy и заявляет о намерении продать автосборочное производство во Франции для повышения эффективности производства и снижения углеродного следа своих электромобилей. По порядку:

Daimler через Mercedes-Benz заключает соглашение о стратегическом партнерстве с китайским производителем аккумуляторных элементов Farasis Energy (Ganzhou) которое предусматривает покупку доли в китайской компании. Сумма сделки не разглашается.

В рамках соглашения компании компании планируют сфокусироваться на разработках передовых технологий аккумулирования и сокращении времени зарядки батарей.

Одновременно появляется сообщение, что Daimler намеревается продать завод в Hambach (Франция) где производятся электромобили Smart EQ fortwo и Smart EQ fortwo Cabrio. Следующее поколение Smart EQ будет производиться совместным предприятием smart Automobile Co., Ltd. в Китае. Это совместное предприятие Mercedes-Benz AG и Zhejiang Geely Group.

Очевидно, что Китай является крупнейшим в мире рынком электромобилей с огромным потенциалом развития, но европейский рынок Daimler не планирует оставлять конкурентам. Читаем дальше.

Farasis Energy строит завод по производству элементов батарей в городе Биттерфельд-Вольфен на востоке Германии. Планируется, что это будет предприятие с нулевыми выбросами CO2. Отмечается, что автопроизводитель и Farasis Energy ранее договорились о партнерстве в производстве накопителей для проектов ВИЭ.

И как 🍒 Farasis может присоединиться к проектам следующих поколений продуктов Mercedes-Benz серии EQ в качестве поставщика уже на ранней стадии. А может и не присоединиться. Наверно всё будет зависеть от доли в китайской компании, которую продадут Daimler.

Определённую проблему для Daimler может создать переговорный процесс по продаже производства во Франции. Как показывает практика это долгий и совсем не дешёвый путь, но видимо Китайский ранок того стоит, а углеродный след скорее хороший повод. Да и меры Макрона по поддержке Renault, тоже кстати основанные на развитии производства EV, на пару с сокращением продаж из-за COVID-кризиса могли сыграть немаловажную роль.
источник
2020 July 05
Energy Today
Правительство РФ внесёт в Госдуму законопроект направленный на развитие нефтегазохимического комплекса.

В налоговый кодекс вносятся изменения в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырьё.

Для получения обратного акциза на СУГ компании должны ввести новые мощности по переработке СУГ с 1 января 2022 года проектной мощностью по сырью не менее 300 тыс. тонн в год или обновить существующие производства. При этом компании необходимо будет заключить до 2022 года соглашение с Минэнерго о модернизации мощностей, по которому нужно будет вложить с 2021 по 2027 годы не менее 65 млрд рублей, а в 2020 году направить на переработку более 100 тыс. тонн СУГ. В правительстве ожидают, что меры по стимулированию инвестиций в нефтегазохимию позволят привлечь около 3 трлн рублей инвестиций в отрасль.
источник
2020 July 06
Energy Today
Зелёная стратегия ЕС. «Переход на использование «зеленой» энергии является одним из основополагающих пунктов пакета восстановительных мер, предложенных Еврокомиссией в конце мая, ― заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. ― Наша стратегия «Европейская зеленая сделка» направлена на достижение климатической нейтральности к 2050 г. и на повышение конкурентоспособности нашей экономики», ― добавила она.

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) неуклонно растет, и в 2019 г. она достигла рекордного значения в 34,6%. И хотя пандемия COVID-19 притормозила создание новых мощностей «зеленой» генерации, развитие ВИЭ приобретает ключевое значение для восстановления экономики Европы и реализации амбициозных планов по сокращению выбросов парниковых газов на 50-55% к 2030 году. Сегодня перед отраслью стоит двойная задача: быстро увеличить свою долю в энергетической системе и повысить свою надежность и эффективность в условиях меняющегося климата.

Несмотря на то, что ВИЭ могут оказаться устойчивыми к экономическим потрясениям, они еще должны доказать свою устойчивость к изменению климата и экстремальным погодным условиям, которые становятся все более частыми. Изменение температуры, уровня осадков, радиации, уровня моря, концентрации частиц в воздухе, а также тепловые волны, наводнения и засухи могут не только негативно сказаться на работе ВИЭ и всей инфраструктуры, но и подхлестнуть спрос на электроэнергию.
источник
Energy Today
Владимир Путин поручил правительству до 1 августа обеспечить принятие поправок в законодательство для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, подобных разливу дизельного топлива Норильске.

Обеспечить осуществление государственного экологического надзора в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду поручено до 1 декабря 2020 года.

Коме того, Росприроднадзору поручено до 1 августа 2020 года обеспечить особый контроль за проведением (с использованием наилучших доступных технологий) мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, связанной с разливом дизельного топлива в Норильске.

До 1 сентября 2020 года ведомству необходимо обеспечить проведение оценки вреда окружающей среде, причиненного в результате чрезвычайной ситуации в Норильске, а также проанализировать состояние расположенных на территории Российской Федерации и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектов, в результате деятельности которых может быть причинен вред окружающей среде, связанный с разливом нефти, нефтепродуктов и поступлением в окружающую среду иных загрязняющих веществ, а также при необходимости провести соответствующие мероприятия (прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации), в том числе с привлечением МЧС России и правоохранительных органов.

Приручения даны по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных.
источник
Energy Today
Судостроительный комплекс "Звезда" приступил к строительству атомного ледокола «Россия» - головного атомного ледокола проекта «Лидер».

В атомном ледокольном флоте существует преемственность в названиях судов, а также сложившаяся традиция, в соответствии с которой атомным ледоколам присваиваются имена по названиям географических объектов. Судно проекта 10510 не имеет аналогов.

«Россия» станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения. Этот проект не имеет аналогов в мире. Его ключевая задача - обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути.

Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров. Ледокол "Россия" будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт.

Согласно условиям контракта ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году.
источник
Energy Today
Минэнерго РФ рассмотрит возможность ужесточения критериев отнесения к территориальным сетевым организациям. О целесообразности этого решения мы уже не раз писали. Для интереса можете глянуть на инфографику Россетей.

Основная причина низкой надежности сетей ТСО – некачественное обслуживание оборудования. Кроме того, многие собственники мелких ТСО повсеместно игнорируют проблемы потребителей. В случае аварии на линии сторонней сетевой организации восстановление все чаще проводится силами  именно «Россетей». А что делают "собственники"? Они получают тариф и его едят. А крупные сетевые организации вынуждены подметать за ними. Есть исключения, но их количество исчезающе мало.

Сейчас проводится анализ технико-экономических и иных показателей функционирования территориальных сетевых организаций. По результатам такого анализа будут приняты регуляторные решения, в том числе по необходимости ужесточения критериев отнесения к ТСО.

Минэнерго уже внесло в правительство предложения об изменении критериев отнесения владельцев сетей к ТСО в части уточнения формы владения объектами электросетевого хозяйства.
источник
Energy Today
148 млрд рублей ущерба от аварии на ТЭЦ Норникеля насчитал Росприроднадзор. Серьёзная сумма даже для Норникеля. Если точно, то 147 миллиардов рублей для водных объектов и почти 739 миллионов — для почвы. Аналогичных сумм в истории России мы не помним.
источник
Energy Today
Австрийская AMS получила разрешение Еврокомиссии на покупку немецкого OSRAM. По мнению регулятора, слияние не приведёт к снижению конкуренции на европейском рынке. Сумма сделки составит порядка €4.3 млрд. После завершения выкупа акций, AMS будет принадлежать 69% акций OSRAM. По заявлению, слияние AMS и OSRAM приведёт к созданию мирового лидера в области сенсорных решений и фотоники.
источник
Energy Today
Volkswagen объявил о начале перепрофилирования своего завода в Эмдене на выпуск EV. Именно на этом предприятии в 2022 году начнут выпуск нового полностью электрического компактного внедорожника ID.4.

Инвестиции в проект составят порядка €1 млрд. Проектная мощность завода в Эмдене - 300 000 EV в год. Позже на заводе в Нижней Саксонии начнут производство других EV бренда - Passat, Arteon и нового Shooting Brake. Все модели на фото.

Volkswagen планирует к 2025 году выпустить более 20 полностью электрических моделей, а инвестиции компании в электротранспорт до 2024 года составят порядка €11 млрд. Большинство заводов Volkswagen будут также перепрофилированы на производство EV.

Вы еще сомневаетесь в будущем электротранспорта?
источник
2020 July 07
Energy Today
США выдали окончательное долгосрочное разрешение на экспорт СПГ с проекта Jordan Cove LNG Terminal. Терминал будет производить 7,8 млн т СПГ в год и ориентирован на ранки Азии. Проект принадлежит канадской Pembina Pipeline Corporation. Поставки газа будут осуществляться как из Канады, так и из США.
источник
Energy Today
Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект о ликвидации нефтеразливов. Теперь организации которые добывают, транспортируют, хранят или перерабатывают нефть, будут обязаны иметь финансовые гарантии, достаточные для ликвидации разливов в случае аварии.

Под финансовым обеспечением  мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтеразливов понимается банковская гарантия, договор страхования, резервный фонд либо гарантийное письмо от органа власти, который владеет имуществом компании.

Чтобы закон заработал Правительству необходимо подготовить семь подзаконных актов. По приведённым в ходе обсуждения данным, в России происходит порядка 10 тысяч прорывов нефтепроводов и разливов нефти в год.
источник
Energy Today
Нефть сегодня в незначительном плюсе (Brent +0.65% - $43.38), однако очевидно что COVID-19 еще долго будет давить на рынок. Глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус заявляет, что темпы распространения COVID-19 продолжают расти, пандемия еще не достигла пика. На данный момент зафиксировано 11,4 млн случаев заражения COVID-19 и более 535 тыс. летальных исходов. Про V-образное восстановление экономик можно забыть и больше не вспоминать.
источник
Energy Today
«Ростелеком-Солар» сообщил об обнаружении ряда уязвимостей в промышленном оборудовании Schneider Electric, широко используемом для управления энергосистемами. Среди них ряд критических, позволяющих перехватить контроль над устройством или добиться полной остановки его работы.

Исследование защищенности проводилось в отношении встроенного программного обеспечения контроллера для автоматизации трансформаторных подстанций Schneider Electric Easergy T300 (HU250) и поставляемого отдельно программного обеспечения Schneider Electric Easergy Builder.

По сообщению, «Ростелеком-Солар» сообщил вендору о выявленных уязвимостях, а также передал информацию во ФСТЭК России для публикации в «Банке данных угроз безопасности информации» (BDU:20220-02720 – BDU:2020-02736). На данный момент обновления безопасности для Easergy T300 и Easergy Builder доступны на сайте Schneider Electric.
источник
Energy Today
Водителя задавившего профессора СГМУ на пешеходном переходе оправдали на основании сомнительной экспертизы. Мы не часто выходим из зоны комфортного нам ТЭК и пишем про проблемные аспекты жизни, но есть случаи, когда пройти мимо и промолчать невозможно.

20 декабря 2017 года на проспекте Гагарина под колёсами Mazda-6 погиб 68-летний преподаватель СГМУ Александр Васильевич Литвинов. В момент трагедии профессор пересекал проезжую часть по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Предательски замигал «зелёный человек». Уже в следующее мгновение на профессора налетела иномарка. От удара Александра Васильевича отбросило на 40 метров.

Водителя признали виновным и приговорили к 3 годам 6 месяцам колонии-поселения. Только вот в тюрьму Николай Л. так и не попал. Областной суд отменил приговор и направил дело на пересмотр.

При рассмотрении дала в первой инстанции, когда водителя признали виновным, было проведено три экспертизы: государственная и две частные по инициативе обвиняемого. В государственной утверждалось, что водитель превысил скорость, то, по версии частников иномарка двигалась со скоростью 40 км/ч. Вопрос о том, как в таком случае человек весом 120 килограммов отлетел на 40 метров, «дорогостоящие» знатоки оставили без комментариев.

При пересмотре дела, судья Промышленного суда назначил ещё одну экспертизу. Частную. Новые "эксперты" изменили все исходные данные, проигнорировали и не посчитались с результатами следственных действий, проведенных на месте ДТП. Согласно выводам экспертов водитель ехал на запрещающий сигнал светофора, превысил скорость, но это не находится в причинно-следственной связи с исходом ДТП. Причиной наезда на пешехода назвали плохой обзор из-за стоявшего на светофоре микроавтобуса, который пропускал пешехода. Такие выводы даже читать стрёмно.

Несмотря на то, что прокурор настаивал на проведении ещё одной экспертизы, потерпевшим в жёсткой форме отказали, а следом в отношении водителя был озвучен оправдательный приговор. О причинах такого подхода можно только догадываться. Решение суда было обжаловано. Очередное рассмотрение дела назначено на 8 июля, в апелляционной инстанции Смоленского областного суда. Времени не много для привлечения внимания к делу со стороны СМИ и общественности, но родственники погибшего надеются на справедливость.
источник