Size: a a a

2020 June 20
Energy Today
Либерализация шельфа всё реальнее, но лицензирование должно сохраниться. Так считают в Минприроды России. Ведомство концептуально поддерживает предложения Минвостокразвития о расширении перечня участников для проведения геологоразведочных и добычных работ на шельфе, но считает необходимым сохранение существующей системы лицензирования недропользования на континентальном шельфе в рамках действующих положений законодательства России о недрах. В министерстве подчеркнули, что компаниям нужно будет соблюдать в работе все экологические требования. Вопрос соблюдения экологических требований и ответственности компаний встал особенно остро после разлива топлива на ТЭЦ в Норильске. Скоро мы увидим законопроект об ответственности за разливы нефти. В этом плане пока остаётся открытым вопрос развития экологического страхования, полностью укладывающийся в новую логику.
источник
Energy Today
Роскомнадзор прекращает преследование Телеграма и это может грозить появлением безграничного числа каналов сомнительного качества с перекопипасченными текстами. Чтобы оградить наших читателей от неоригинального контента, мы подобрали несколько экономических каналов, за которыми следим сами и которые не совестно рекомендовать.

Несмотря на то, что все собранные каналы пишут об экономике, каждый из них концентрируется на разных аспектах экономической повестки в России и в мире. Внимательно читайте описание каналов и вы точно найдете в списке проект, который ответит именно на ваши вопросы. Подписывайтесь, рекомендуем:

@proeconomics - аналитика, рынки, тренды и прогнозы, которые сбываются от журналиста, бывшего главреда "Русской Планеты" Павла Пряникова.

@politeconomics – Заработная плата и цены, квартирная плата и налоги, прибыли и инвестиции, кризисы и подъемы — все это наша повседневная жизнь.

@riskovik — канал профессионального риск-аналитика.  Его читают банковские топы, продвинутые инвесторы и рекомендуют консультанты McKinsey.

Скоро ваш пылесос посмотрит на вас свысока, ведь у него будет работа, а у вас - нет. Ваша личная жизнь станет публичной, а у соседского автомобиля прав будет больше, чем у вас. Не понимаете в чем дело? Тогда для вас тут много новостей: @newdigitalera
источник
2020 June 21
Energy Today
Хорошая ремарка к вопросу: почему так важен наш Атомный нацпроект. Министерство энергетики США выделяет $65 млн долларов в национальным лабораториям и университетам на исследования в области развития ядерных технологий. Всего предполагается профинансировать 93 проекта в 28 штатах.

Развитие ядерной энергетики следующего поколения имеет первостепенное значение для обеспечения надежного и "чистого" электричества для США, цитирует министерство главу ведомства Дэна Бруйетта.

С 2009 года Управление ядерной энергетики Минэнерго США выделило более $800 млн для реализации проектов поддержания "американского лидерства в области инноваций в области чистой энергии и для обучения следующего поколения инженеров-ядерщиков и ученых".

Для сохранения лидерства в будущем нужны инвестиции в исследования, пилоты и подготовка специалистов сегодня или даже вчера.
источник
Energy Today
Renault рассказывает про углеродный след электромобиля. Углеродный след электромобиля должен рассматриваться по всему циклу от использования энергии, производства различных компонентов и сборки автомобиля, по всей цепочке поставок, эксплуатации и конечно переработки после окончания срока службы.

Исследование «Электрические транспортные средства в условиях экологического перехода» показывает, что в течение всего жизненного цикла углеродный след Renault ZOE ниже почти на 40% по сравнению с аналогичным бензиновым транспортным средством. Эта цифра получена в том числе на основе анализа энергобаланса в странах ЕС.

Источник электричества играет важную роль в расчете углеродного следа электромобиля. EV не практически не выделяет CO2 во время использования, но его подзарядка будет менее вредной для окружающей среды, если она будет осуществляться от электричества полученного из возобновляемых источников, таких как ветряные, атомные, солнечные или гидроэлектростанции.

Соответственно углеродный след EV будет разным для разных стран. К примеру, в скандинавских странах, где производство электроэнергии в основном происходит на ГЭС и ВЭС, углеродный след электромобилей уменьшается, в отличие от стран, которые используют больше угольных станций. Таким образом, новый Renault ZOE, работающий в Польше, имеет больший углеродный след и в четыре раза менее эффективен для экологии, чем когда он используется в Норвегии.

Углеродный след электромобиля составляет примерно 22 грамма CO2  на километр пути, когда его батареи заряжаются от энергии ветра и 78 грамм СО2  на километр когда используется электроэнергия выработанная солнечными станциями. Как считали, не спрашивайте, это к Рено.

При производстве современных электромобилей стараются максимально уменьшать углеродный след по всему жизненному циклу. К примеру в производстве New ZOE используется 22,5 кг переработанных пластмасс. Производители стараются сократить логистические цепочки для снижения выбросов в процессе доставки компонентов на сборочные линии.

В будущем на углеродный след будет влиять такие технологии как Smart Grid (интеллектуальная электрическая сеть, [в контексте] позволяющая потреблять только «безуглеродную» энергию, повторное использованных аккумуляторных батарей в проекте «Second Life» в качестве накопителей. Про эту инициативу расскажем подробно чуть позже.

В новом мире углеродный след становится маркером технического прогресса. Оставайтесь с @energytodaygroup и будьте к курсе.
источник
Energy Today
🤦‍♂️В Якутии из повреждённой емкости дизельной электростанции населённого пункта Аргахтах вытекает топливо, сообщает региональное МЧС. Утечка составила около 5 тонн, сообщает ТАСС. По оперативным данным, в настоящее время проводится перекачка дизельного топлива из поврежденной в соседнюю емкость объемом 160 тонн и 2 емкости объемом 25 тонн. Информация уточняется.

UPD: Разлив всего менее 4 тонн. Сразу после обнаружения утечки «Сахаэнерго» приступило к ликвидации последствий инцидента. Работа по перекачке топлива из повреждённого в соседний резервуар завершена. Ведётся организация работ по рекультивации почвы.  МЧС в 9:00 МСК  доставит сорбент для обработки почвы вокруг резервуара.
.
источник
2020 June 22
Energy Today
Климатическая повестка и переход к безуглеродной энергетике лежат в основе мирового тренда на накопители электроэнергии - исследование VYGON Consulting.

Оборот мирового рынка накопителей в 2019 г. вплотную приблизился к $100 млрд. На промышленные системы накопления энергии, используемые в энергетике, приходится лишь $17 млрд, из них более 60% – это капитальные затраты на гидроаккумулирующие электростанции и тепловые аккумуляторы.

Поддержка рынка литий-ионных аккумуляторов реализуется прежде всего через стимулирование продаж электромобилей. Мировой объем субсидий этого сектора составляет $9 млрд в год/ Мощности по производству аккумуляторов за последние три года удвоились. Эффект масштаба - 10% прироста выпуска дают снижение цены на 7%. Консенсус-прогноз указывает на снижение цены с текущих 180 - 200 до 100 долл. США/кВт*ч к 2025 г.

Основным драйвером внедрения накопителей в электроэнергетике выступает рост ветро- и солнечной выработки -  80% заявленных мощностей. Но для достижения паритета цен с газовой генерацией CAPEX ВИЭ в комплексе с СНЭ должен снизиться в 2 раза, а самого накопителя - более чем в 5 раз. При этом уже сегодня цена под ключ литий-ионных СНЭ емкостью 1–10 МВт*ч для использования в сети переменного тока составляет $500, или 35 тыс. руб./ кВт*ч, а нормированная стоимость хранения энергии (LCOS) – 38 руб./ кВт*ч (при разряде каждый рабочий день).

Li-ion накопители – это практически безальтернативный выбор для систем хранения энергии от 1 кВт до 10 МВт емкостью до 4 часов. Но на горизонте до 2025 г. в промышленных решениях (>100 МВ тч) они будут проигрывать механическим накопителям – ГАЭС и пневматическим системам, LCOS которых ниже и составляет в сопоставимых сценариях использования 20 руб./кВт*ч и 12 руб./кВт*ч соответственно.

Россия на глобальном рынке литий-ионных аккумуляторов и электромобилей пока выполняет лишь роль поставщика сырья (никель, кобальт, медь, алюминий) с низкой добавленной стоимостью, в пределах 5% от цены готовой батареи. На национальном рынке не сформировались технологические лидеры, а государство не определилось с собственной стратегией в этом направлении, отмечают авторы исследования.

Спрос на внутреннем рынке накопителей для электротранспорта и энергетики в РФ в течение 5 лет вырастет по меньшей мере в 30 раз, но будет составлять от 2,6 (в текущих регуляторных условиях) до 6,4 ГВтч/год (в сценарии умеренной государственной поддержки).
источник
Energy Today
Вчера Михаил Мишустин утвердил увеличение нормативов субсидирования расходов по переводу автомобилей с бензина на газ в 2020 году с действующих 30% до 60% общей стоимости работ.

Изменения внесены в приложение № 29 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики" которая предусматривает увеличение объёма потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд кубометров по итогам 2024 года. Одновременно ведётся работа по развитию необходимой для этого инфраструктуры. В течение пяти лет в России должно быть построено около 1,3 тыс. газовых заправок.
источник
Energy Today
Россия  выделит 570 млн евро (40 млрд рублей) на стимулирование производства ключевых комплектующих на территории страны, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на онлайн-конференции "Россия и мир в 2021 году".

Уже как-то говорили, что Covid-19 — это последний гвоздь в крышку гроба глобализации. В период пика ограничительных мер по противодействию COVID-19 стала очевидна главная проблема глобализации - разрыв цепочек поставок. ВОЗ готовит нас ко второй волне пандемии и возможно новым эпидемиях. Проблема с поставками товаров и комплектующих коснулась практически всех стран и отраслей, энергетика, энергетическое машиностроение тоже показали зависимость от импорта. Проблема стал очевидной. При этом развитие производств с экспортным потенциалом, восстановление и диверсификация экономики становятся для нас безальтернативными направлениями. На этом фоте задача - обеспечить внутреннее производство ключевых комплектующих звучит очень интересно. Комплексный подход.
источник
Energy Today
Днями было опубликовано распоряжение Правительства РФ №1599-р, которое расширяет перечень проектов, предусматривающих выделение средств как по линии Фонда национального благосостояния, так и за счет федеральных целевых программ. В части ТЭК, за счет средств федерального бюджета предполагается проведение работ и строительство объектов федерального значения (в частности, проведения дноуглубления, строительство подходного канала, а также иной инфраструктуры), относящихся к терминалу сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в Обской губе. Почему за счёт бюджета? Коллеги из Минэнерго России пояснили нам, что все объекты, на которые выделены федеральные средства могут находиться только в собственности государства и должны финансироваться из федерального бюджета.

По словам источников Energy Today, своевременное окончание строительства терминала позволит использовать его в качестве основной базы для отгрузки продукции, созданной в рамках реализации СПГ-проектов «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2» компании НОВАТЭК с общим объемом финансирования более 1,5 трлн руб и ожидаемым началом ввода с 2022 года .

Развитие новых СПГ-проектов полностью отвечает заданной в "Энергостратегии России до 2035 года" цели увеличить производство СПГ до 80 - 140 млн. тонн. Кроме того, строительство терминала «Утренний» является важнейшей частью СПГ-проектов  «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2», которые имеют широкий мультипликативный эффект для российской экономики: будет создано порядка 95 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест в различных регионах страны, к строительству проектов привлечено более 800 российских предприятий, появятся дополнительные доходы для бюджета, а Россия сможет существенно увеличить экспорт СПГ в страны Европы и АТР и утвердить свою лидирующую роль экспортера газа.
источник
2020 June 23
Energy Today
Своевременность расчётов можно считать своеобразным индикатором состояния бизнеса в стране. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс» наша экономика приболела, но не так сильно как в кризисном 2015 году. Так доля счетов, оплаченных в срок, снизилась в апреле на 10,8 процентных пункта до 54,6% против 47-50% в 2015 году.

Скажем сразу, это срез по всем сферам, не только по энергетике и ЖКХ как мы обычно пишем, хотя и тут не всё так хорошо как хотелось бы. А пока, коллеги отмечают, что по состоянию на конец апреля существенный рост просрочек был отмечен в таких секторах как электроника (в сегменте крупной офисной техники, бытовой техники), нефтехимия и строительство.

В апреле доля счетов, оплаченных с просрочкой более чем на 60 дней, увеличилась в апреле в три раза по сравнению с первым кварталом и достигла 26,1%.
В то же время доля счетов, просроченных на срок до 60 дней снизилась по сравнению с первым кварталом на 6,7 процентных пункта до 19,3% против 27-28% в 2015 году.

Доля «плохих плательщиков», допускающих среднюю просрочку более 90 дней,  выросла  на 1,7 процентных пункта до 7,5% по сравнению с первым кварталом, но остается ниже уровней 2015 года. Тогда эта доля достигала рекордно высоких 9,1%. Так что данные пока показывают не такую негативную картинку как рисует фантазия, однако не стоит забывать, что апрель можно считать началом сложного периода, а вот по маю мы можем увидеть более грустные результаты.
источник
Energy Today
Государственный железнодорожный перевозчик Франции – SNCF – присоединяется к «водородному» движению. Так, президент SNCF Жан-Пьер Фаранду в системном интервью высказался достаточно определенно и жестко:

«Мое видение заключается в том, что к 2030 году поезда с водородной тягой заменят всю дизельную тягу на неэлектрифицированных участках сети. <…> Мы нацелены на нулевые выбросы в 2035 году. В связи с этим массовое внедрение водорода очень важно, так как на такую тягу придется 25-30% перевозок. Декарбонизация требует искоренения дизельных двигателей».
источник
Energy Today
По разным оценкам, на собственную генерацию может приходиться от 10 до 23 ГВт при общей мощности российской энергосистемы 246 ГВт, заявил глава "Совета Рынка" Максим Быстров в интервью газете "Ведомости". По его словам, уходить на собственную генерацию бизнес вынуждает сама система.

"Централизованное энергоснабжение оказывается дорогим, в цену включаются не только стоимость используемой электроэнергии и мощности, но и различные надбавки – на строительство новых мощностей, развитие региональных энергетик и компенсацию заниженной цены для населения. Сейчас уже в 51 из 61 региона оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) потребителям выгоднее строить собственную генерацию".

От некоторых нерыночных надбавок нужно избавляться, а льготы предоставлять более избирательно
источник
Energy Today
Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила поправки в природоохранное законодательство для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Законопроект обязывает организации и предприятия работающие с нефтью и нефтепродуктами до 1 января 2024 года подготовить и утвердить планы предотвращения и ликвидации разливов. План будет утверждаться, если компания получит заключение о готовности к локализации и ликвидации последствий нефтеразливов. Заключение будет выдаваться по результатам комплексных учений, а также по согласованию с Росприроднадзором.

Кроме того законопроект  утверждает конкретные механизмы финансового обеспечения ликвидации нефтеразливов: это банковская гарантия, договор страхования или документ, который подтверждает создание эксплуатирующей организацией или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда, из которого будет финансироваться ликвидация нефтеразливов.

Также законопроект фиксирует порядок действий при возникновении разливов, порядок информирования федеральных и региональных властей. Замолчать или замять разлив будет практически невозможно. Почему практически? Потому, что в мире нет ни чего абсолютного.

Изменения вносятся к ПФЗ №376642-7 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поправки будут рассмотрены на заседании правительства 25 июня и после этого направятся в Госдуму.
источник
Energy Today
Министерство энергетики Узбекистана и компания Altmax Holding Ltd. Андрея Филатова подписали меморандум о создании газовой тепловой электростанции мощностью 1,5 тыс. МВт стоимостью $1,8 млрд, передает ТАСС. Реализовать проект хотят при поддержке российских банков ВТБ и Газпромбанк.

По информации на сайте компании, Altmax Holding Ltd. была зарегистрирована как инвестиционная холдинговая компания в Республике Кипр. На сегодняшний день компания занимается разработкой двух независимых нефтегазовых проектов в Республике Узбекистан.

По сообщению, строительство ТЭЦ станет продолжением проекта по освоению газового месторождения "25 лет независимости", где Altmax Holding Ltd. является основным акционером. Компания оценивает проект М25 в $5 млрд, а срок реализации намечен на 2025 год.

Второй проект компании - разработка Ургинской, Акчалакской и Чандирской группы месторождений нефти и газа в Узбекистане. Проект должен быть завершен в 2021 году. Объём инвестиций составляет $695 млн.

Посмотрим что из этих планов получится.
источник
Energy Today
Путин: с 1 января будет введена дифференцированная шкала налогообложения. С 13% до 15% повышается НДФЛ для людей с доходами свыше 5 млн рублей в год, но 15% ставка будет применяться только на доходы свыше 5 млн. Бюджет получит порядка 60 млрд рублей.
источник
Energy Today
Ставка на IT и цифровые технологии. Снижается ставка налога на прибыль с 20 до 3% для высокотехнологичных компаний. Одна из самых низких ставок в мире. Ставка по страховых взносам снижается с нынешних 14 до 7,6%.
источник
Energy Today
Первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Равиль Маганов избран председателем Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ». Маганов сменил на этом посту умершего в апреле 2020 года Валерия Грайфера.

Голосование состоялось сразу после заочного ГОСА на котором был избран Совет директоров и принято решение о распределении прибыли по результатам 2019 года в размере 350 рублей на одну обыкновенную акцию.
источник
2020 June 24
Energy Today
ABB планирует установить 9 сентября как Всемирный день электротранспорта. Не будем утверждать, но инициатором "праздника" могла сталь медиакомпания GreenTV, которая выступает главным партнёром. Похоже очень креативные ребята с фокусом на устойчивое развитие.  

Для ABB электротранспорт и зарядная инфраструктура уже давно хороший и развивающийся бизнес. Компания реализовала более 14 000 быстрых зарядных станций постоянного тока в более чем 80 странах. К инициативе присоединились Mahindra Electric Mobility, Liberty Charge и Volta Trucks.

Не знаем, что получится, но инициатива интересная. Будем наблюдать. Может свой EV Day забабахаем, у нас же свой путь, или присоединимся к ABB.
источник
Energy Today
UNCTAD прогнозирует, что в 2020 году, в результате пандемии COVID-19, глобальные потоки прямых иностранных инвестиций сократятся на 25-40% к уровню 2019 года в $1,5 трлн, а затем еще сократятся на 5-10% в 2021 году до восстановления в 2022 году, но до уровня 2019 года не дотянут.

Глобальные потоки ПИИ, фактические данные за 2015–2019 годы и прогнозы на 2020–2022 годы в триллионах $ ⬇️
источник
2020 June 25
Energy Today
РусГидро ввело в эксплуатацию Верхнебалкарскую малую ГЭС в Кабардино-Балкарии. По сообщению, Верхнебалкарская малая ГЭС мощностью 10 МВт, является первым завершенным проектом гидрогенерации построенным по ДПМ ВИЭ.  Верхнебалкарская  МГЭС — одна из пяти малых гидроэлектростанций, которые РусГидро возводит на территории Северо-Кавказского федерального округа по ДПМ ВИЭ. Всего РусГидро эксплуатирует 31 малую ГЭС, из них 27 — на Северном Кавказе и 4 — на Дальнем Востоке.
источник